Команда проекта «Узнай Москву» составила подборку зданий столицы с необычной архитектурой
Команда проекта «Узнай Москву» составила подборку зданий столицы с необычной архитектурой. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«Москва – столица с многовековой историей, в архитектурном облике которой свобода и неординарность гармонично соседствуют с классикой. В подборку, составленную командой проекта «Узнай Москву», вошло 10 оригинальных домов, возведенных в разные эпохи. Многие из них можно увидеть во время прогулки по центру города. Интерактивная карта портала поможет проложить маршрут от точки, где находится пользователь, до выбранного объекта», – говорится в сообщении со ссылкой на пресс-службу департамента информационных технологий Москвы.
Среди них дом-мастерская архитектора Мельникова, который прозвали домом-ульем за необычную форму окон, особняк купца Арсения Морозова, напоминающий мавританский замок, дом-корабль длиной почти полкилометра и другие уникальные сооружения. На портале и в мобильном приложении «Узнай Москву» можно подробно изучить историю этих зданий и организовать самостоятельную экскурсию по городу.
Причудливый дом-мастерская архитектора Константина Мельникова (Кривоарбатский пер., д. 10) построили в 1929 году. В рамках этого проекта апробировали идею возведения круглых зданий, которую архитектор планировал внедрить в дальнейшем при строительстве секционных домов-коммун. Здание представляет собой цилиндр с небольшими ромбовидными окнами-сотами по всему периметру, из-за которых его прозвали домом-ульем. Он стал местом паломничества не только архитекторов, но и рядовых горожан. Мельников жил здесь с семьей вплоть до своей кончины в 1974 году.
Расположенный неподалеку от станции метро «Арбатская» особняк Арсения Морозова (ул. Воздвиженка, д. 16, стр. 1) был возведен в 1899 году архитектором Виктором Мазыриным. Экзотическое здание в неомавританском стиле объединяет в себе элементы модерна и эклектики. Внешний вид, витые колонны и сложный орнамент поражают воображение, однако московская публика того времени назвала дом образцом безвкусия. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва», – так оценила труд архитектора его мать Варвара Морозова. Сегодня уникальное здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. В нем размещается Дом приемов правительства Российской Федерации.
Изначально особняк в китайском стиле на ул. Мясницкая (д. 19) не имел восточных атрибутов. Они появились позже, после подготовки чаеторговца Перлова к визиту влиятельного дипломата Китайской империи Ли Хунчжана, который должен был остановиться именно здесь. Здание построил за три года до этого события архитектор Роман Клейн. Китайская стилизация в интерьере, орнаменты и резьба на фасадах, башенка-пагода на крыше, из-за чего вид дома изменился до неузнаваемости, – результат работы Карла Гиппиуса. Иностранный гость так и не оценил творческую задумку: его разместили в другом месте. Сегодня в «китайском» доме, как и век назад, находится магазин чая и кофе.
На Пречистенской набережной (Курсовой пер., д. 1) расположился особняк с майоликой, словно сошедший со страниц сказок. Особняк, выполненный в неорусском стиле, построили в 1907 году для инженера путей сообщения Петра Перцова. Дом-ларец впечатляет роскошью не только экстерьера, но и внутреннего убранства, в том числе резными лестницами, изразцовыми печами, витражами, спальнями с нишами. Перцов прожил здесь 15 лет. Сегодня в этом здании располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Остроконечные башенки и теремная крыша подворья Саввино-Сторожевского монастыря (ул. Тверская, д. 6, стр. 6) напоминает о старой ул. Тверская с дореволюционных открыток. Внутренний дворик здания с огромными лестничными пролетами, раковинами и цветами, которые украшают наличники окон, похож на зал барочного дворца. Подворье построили в начале XX века на месте Воскресенского монастыря «у золотой решетки». Сейчас это жилой дом.
Изысканное оформление фасада здания на Ленинградском проспекте (д. 27) наводит на мысль о том, что оно строилось для элиты. Но задумка архитектора Андрея Бурова была иной: здание возводили в 1939–1940 годах как дом-коммуну. Здесь был продовольственный магазин, кафе-ресторан, сад-ясли и бюро обслуживания, которое выполняло заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, а также на стирку и прочие услуги. Несмотря на то что ажурный дом строили для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины. Кроме того, здесь жили советский писатель Константин Симонов и актриса Валентина Серова. На первый взгляд кажется, что здание отделано мрамором, но это муар – бетон, смешанный с краской. Предполагалось, что дом войдет в серию, однако этого не случилось, он остался единственным и сейчас имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Четырехэтажное здание в форме яйца на ул. Машкова (д. 1/11) построено в 2002 году. Это не музей, не арт-объект и не офисный центр, а самый обычный жилой дом площадью почти 345 кв. м. Его конструкция представляет собой металлический каркас, заполненный изнутри кирпичом. Высота потолков на каждом этаже составляет 3,2 м, а мансарды – 5 м. По разным версиям, здание нестандартной формы планировалось как эксклюзивные апартаменты или как корпус родильного отделения. Сегодня экскурсоводы включают его в маршруты, посвященные необычной архитектуре города, а туристы и местные жители часто останавливаются, чтобы сфотографировать оригинальное здание.
Также 14-этажное жилое здание (ул. Большая Тульская, д. 2) возводилось министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР с начала 1970-х годов, и этот процесс длился почти два десятилетия. Пока в один конец дома заселялись первые жильцы, второй продолжали строить. На фоне окружающих малоэтажных строений и синего неба огромное почти белое здание казалось круизным лайнером, плывущим по глади моря. Это объясняет его название – дом-корабль, или «Титаник». Еще одно название – «дом холостяка» – за ним закрепилось потому, что именно там выдавались однокомнатные квартиры одиноким москвичам. Кроме того, здание называют лежачим небоскребом из-за длины 400 м.
Оригинальным архитектурным решением стали высокие пролеты с большими колоннами. Благодаря этому жильцы могут пройти под зданием и не обходить почти полкилометра вокруг, чтобы попасть домой.
Уникальное офисное здание (ул. Шарикоподшипниковская, д. 5) построила Заха Хадид, всемирно известный архитектор-новатор. Семиэтажное светлое строение сильно выделяется своим необычным видом на фоне окружающих построек, но при этом гармонично вписывается в городской пейзаж. Фасад уложен неровными слоями, поэтому один этаж выступает вперед, в то время как следующий смещен ближе к центру. Именно эта структура создает иллюзию бесконечного движения, перетекания одного уровня в другой, подобно ленте Мебиуса. Белые стены со стеклянной отделкой издалека привлекают взгляд загадочным внутренним свечением, а цвет панелей фасада меняется в зависимости от времени суток и угла зрения.
Памятник авангарда мирового значения на Новинском бульваре (д. 25, корп. 1) – пример смелого воплощения архитектурного эксперимента в стиле конструктивизма. Здание возводилось в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). Разрабатывая новый тип жилья, Моисей Гинзбург отмечал: «…нужно по-изобретательски подойти к выяснению производственно-бытовых процессов трудящихся, отыскать и различить все их функции, начертить четкие и точные графики движений и схемы оборудования прежде всего». В доме Наркомфина нет случайных деталей – здесь ясно прослеживается принцип функциональной архитектуры и идеи коллективизма. Заглянуть внутрь и убедиться в этом поможет виртуальный тур, который доступен на странице здания на портале «Узнай Москву».
«Узнай Москву» – совместный проект департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный гид содержит фотографии и описание более 2,3 тыс. зданий, 704 памятников, 410 музеев, 490 знаковых мест, свыше 270 прогулочных маршрутов, а также сведения о 333 исторических личностях. Все это также доступно в мобильном приложении «Узнай Москву». Внедрение цифровых решений в сфере культуры соответствует задачам национального проекта «Культура» и регионального проекта Москвы «Цифровая культура».