Битва за Москву: нефтяники столицы внесли большой вклад в крах германского блицкрига

Московский нефтеперерабатывающий завод и Музей Победы провели для жителей столицы лекцию, посвященную подвигу работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей в Великую Отечественную войну. Участники акции посетили одну из самых впечатляющих экспозиций музея — «Битва за Москву. Первая Победа». Мероприятие приурочено к дате начала Битвы за Москву в 1941 году.

Битва за Москву: нефтяники столицы внесли большой вклад в крах германского блицкрига
© Вечерняя Москва

30 сентября 1941 года началась Битва за Москву, победа в которой стала первым переломным моментом в ходе Великой Отечественной и в целом Второй мировой войны. На защиту столицы в рядах Московского народного ополчения встали даже простые горожане: работники заводов, преподаватели университетов, поэты, музыканты.

5 декабря, когда после двух месяцев отчаянной обороны началось контрнаступление советских войск, стало понятно, что «немецкая военная машина» не такая уж непобедимая, что дух советского народа не сломается даже под напором танковых дивизий и каждодневных авианалетов.

«Битва за Москву. Первая Победа» — так называется одна из самых трогательных экспозиций Музея Победы. На площади 1200 квадратных метров в девяти локациях находится почти 1700 подлинных артефактов военных времен, свыше 2000 фото и документов. Экспозиция рассказывает о Звонаревых — собирательном образе обычной московской семьи. Каждый член семьи по-своему приближал Великую Победу.

Не менее важной особенностью композиции «Битва за Москву» наряду с идейным наполнением и канвой повествования является техническая сторона.

— Не побоюсь сказать, что эта экспозиция — одна из самых лучших, возможно, даже в России, со всем уважением к другим коллегам. Это квинтэссенция музейных технологий, исторических экспонатов и погружения в историческое прошлое, — говорит специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.

Все топливо — фронту

Как известно, любая война — это в первую очередь логистика. Даже самый храбрый и подготовленный воин не сможет бить врага без еды и боеприпасов, а самая совершенная военная машина не ворвется в бой, если ее вовремя не заправят.

Музей Победы подготовил для гостей лекцию о роли нефтяников в Великой Отечественной войне, и в частности — о роли Московского НПЗ в Битве за Москву.

— Наше мероприятие наглядно показывает нынешнему поколению, какое единство и мужество проявили наши предки. Битва за столицу является одним из переломных моментов в истории Великой Отечественной. Беспрецедентный героизм защитников города ислаженная работа тыла позволили добиться стратегической победы. Когда враг подошел к Москве, несмотря на авианалеты, завод продолжил поставлять топливо для фронта, сохранил критически важное оборудование, технологии и ресурсы, — отметил заместитель генерального директора Музея Победы Федор Смуглин.

Для понимания того, с какими трудностями пришлось столкнуться советскому энергетическому комплексу, необходимо знать, каков был энергетический баланс в стране. Военный историк Артем Драбкин рассказал, что вначале 30-х годов прошлого века основным топливом в Советском Союзе был уголь — на его долю приходилось 69 процентов. Еще 14 процентов — это дрова. На долю торфа и нефти приходилось совсем немного, при этом советское правительство делало ставку именно на добычу торфа — это дешево и не требует большого количества высококвалифицированных кадров. Тем не менее нефть Советскому Союзу была очень нужна. В то время моторы тракторов работали на нефтепродуктах — керосине и лигроине. Основные месторождения советской нефти находились преимущественно в районе Баку.

— К концу 1930-х годов происходит взрывной рост парка техники. Но развитие нефтяной промышленности тормозится отсутствием капитальных вложений. Бурение возросло в три раза, но этого было мало. Когда строили Московский нефтеперерабатывающий завод, нужно было, с одной стороны, строить, а с другой — думать, как и где мы будем добывать нефть, — говорит Артем Драбкин.

Начало Великой Отечественной войны сложилось для Советского Союза, мягко говоря, неудачно. Служба горючего Красной армии располагала 247 стационарными складами объемом 653 тысячи кубометров, 90 процентов из которых находились в приграничных округах. Практически все это горючее было потеряно.

С отступлением Красной армии эвакуировали и нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на побережьях Черного и Азовского морей. Уже во время первого авианалета на Москву одна из бомб попала на территорию Московского НПЗ. Было решено эвакуировать оборудование в Орск, но лишь частично. Большая часть производства осталась в Москве.

— Суммарное производство нефти перед войной в СССР составляло 31 миллион тонн. Московский НПЗ перерабатывал лишь 0,5 миллиона тонн. Казалось бы, небольшая доля производства. Однако в период Битвы за Москву непосредственная близость завода к фронту позволяла очень оперативно напрямую поставлять топливо. Возможно, это была та самая «соломинка», которая переломила хребет врагу, — говорит Артем Драбкин.

Производство, оставшееся в Москве, замаскировали. В трех километрах от завода построили еще один, бутафорский, чтобы запутать противника ложной целью. Чтобы бомбардировка поддельного завода выглядела в глазах немецких летчиков правдоподобной, после каждого налета поджигали бочки с остатками горючего.

— Люди продолжали работать под бомбардировками, никто не убежал и не эвакуировался. Это настоящий героический поступок, — говорит Артем Драбкин.

Холодная зима 1941 года в очередной раз продемонстрировала, что роль топливного комплекса в войну переоценить невозможно. Когда Битва за Москву перешла в наступательную фазу, демонтированные с Московского НПЗ установки вернули и запустили снова. Несмотря на неоспоримое технологическое преимущество немецкой воздушной техники, оказалось, что вражеские самолеты гораздо хуже переносят русскую стужу.

Конечно, стоит отдать должное советским мотористам и механикам, но и качество топлива сыграло роль: отечественное горючее было более устойчиво к холоду, нежели немецкое синтетическое топливо. Планируя летнюю военную кампанию, немцы понимали, что им необходимо перерезать поставки топлива на фронт. В результате наступления на Сталинград Волга оказывается «закрытой», как и Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги.

Враг захватывает Майкопские месторождения и практически добирается до Грозного. В этот момент Сталин дает поручение — ликвидировать нефтяные скважины, чтобы ни капли советской нефти не досталось врагу. В общей сложности было уничтожено 2130 скважин.

— На самом деле август 1942 года был самым страшным — сложным и тяжелым. Но москвичи, нефтяники, не давали врагу шанса нас уничтожить, — говорит Артем Драбкин.

Московский нефтеперерабатывающий завод после реэвакуации перевыполнил годовой план по валовой продукции. Через год, в 1943 году, Наркомат нефти признал московских нефтепереработчиков лучшими в Советском Союзе. Завод удостоился переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны. В последующие два года войны знамя вручали предприятию еще 13 раз, после чего решили передать его Московскому нефтеперерабатывающему заводу на вечное хранение.

После Победы в Великой Отечественной войне СССР потребовалось почти 10 лет, для того чтобы восстановить объемы добычи нефти до довоенного уровня.

Знаменательная дата

Следующий год ознаменован важной датой — 80-летней годовщиной Великой Победы. В Музее Победы ежедневно проходят мероприятия и акции, посвященные истории разных этапов Великой Отечественной, подвигам бойцов и тружеников тыла.

— Грандиозная экспозиция связана с подвигом всего народа. Она размещена вокруг Зала Славы на площади 3000 квадратных метров, и ежедневно через нее проходят до полутора тысяч школьников, — рассказывает заместитель генерального директора Музея Победы, вице-адмирал Федор Смуглин.

В жизни всегда есть место подвигу — Федор Смуглин в этом уверен. В каждой российской семье хранятся истории о дедах и прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне, без устали трудившихся на заводах, чтобы обеспечить фронт всем необходимым, спасавших раненых в госпиталях.

Чтобы сохранить память о людях, чей труд сделал наше настоящее возможным, Музей Победы реализует проект «Лица Победы». Это всенародный исторический депозитарий, содержащий фотографии и семейные истории победителей. Любой желающий может поделиться своей семейной историей, а затем увидеть ее в рамках экспозиции музея.

— Акция, посвященная Московскому НПЗ, очень важна. И сотрудники завода, и работники музея смогли прикоснуться кистории производства, к историям людей, которые работали на заводе в те трудные годы. Музей увековечивает память тех, кто завоевывал Великую Победу. В депозитарии «Лица Победы» более 1,3 миллиона представителей воинских частей, заводов, партизанских отрядов, — говорит Федор Смуглин.

Заместитель генерального директора Музея Победы также подчеркнул, что прошедшая лекция дала старт циклу совместных мероприятий музея и прославленного орденоносного завода.

ЦИТАТА

Виталий Зубер, генеральный директор Московского НПЗ:

— 83 года назад от того, как работало наше предприятие, зависели исход сражения, судьбы людей, наше будущее. Московский НПЗ ни на один день не останавливал выпуск продукции и снабжал фронт и тыл топливом. Это время потребовало от коллектива максимальной концентрации сил и мужества. Надежные поставки помогали Красной армии добиться успехов на передовой. Московский НПЗ чтит память героев, работников завода, которые совершили великий подвиг в тылу в годы Великой Отечественной войны. Мы бережно собираем и храним историю тех времен, сохраняем воспоминания ветеранов, помогаем в восстановлении памятников. А главная цель и миссия современного завода, как и тогда, — быть оплотом энергетической надежности города и страны.

СПРАВКА

Музей Победы открылся 9 мая 1995 года. Сегодня в музейных фондах хранится 389 тысяч предметов, общая площадь экспозиций составляет 16,7 тысячи квадратных метров, территория музея — около 16 гектаров. Музей Победы интегрировал в единое информационное пространство более 250 музеев России и стран СНГ, связанных с военной историей, а также школьные музеи боевой славы со всей страны.