Фарфор, керамика, пушкинская Москва. Гид по выставкам сентября

Музей-заповедник «Останкино и Кусково» приглашает на выставку, посвященную керамике, Государственный музей А.С. Пушкина познакомит с чайными традициями, а Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени представит эскиз, который в результате превратился в знаменитый халатный портрет Александра Пушкина. Подробнее об этих и других выставках, которые открываются в сентябре, — в материале mos.ru.

Фарфор, керамика, пушкинская Москва. Гид по выставкам сентября
© Mos.ru

«Территория керамики» в Государственном дворцово-парковом музее-заповеднике «Останкино и Кусково»

Даты: 4 сентября 2024 — 7 сентября 2025 года

Адрес: улица Юности, дом 2, строение 7

Возрастное ограничение: 6+

«Территория керамики» станет первым проектом в истории музея-заповедника «Останкино и Кусково», отражающим эволюцию художественной керамики времен СССР и постсоветской эпохи. Здесь гости узнают, как появилась советская керамическая промышленность, что сыграло особенно важную роль в ее становлении. Кроме того, на выставке расскажут о формировании уникального явления советского прикладного искусства XX века — авторской керамики.

Особые разделы посвятят ведущим керамическим школам в республиках Прибалтики, Ленинграде и Москве, а также самобытному творчеству художников-керамистов.

«Пушкинская Москва» в Государственном музее А.С. Пушкина

Даты: 5 сентября — 31 декабря

Адрес: улица Пречистенка, дом 12/2

Возрастное ограничение: 6+

Новая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина будет посвящена Москве пушкинского времени — городу, где поэт родился и провел первые годы жизни. В 12 лет он поступил в Императорский Царскосельский лицей, и о Москве на некоторое время пришлось забыть. В родной город он вернулся в 1826-м, здесь переживал очень счастливые моменты: женился на Наталье Гончаровой, проводил время с многочисленными друзьями, блистал на светских приемах.

Мультимедийный контент позволит гостям еще лучше почувствовать атмосферу города, который любил Пушкин.

«Держи лапу» в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино»

Даты: 5 сентября 2024 — 31 января 2025 года

Адрес: улица Летняя, дом 1, строение 1

Возрастное ограничение: 0+

Увидеть авторских и антикварных плюшевых мишек можно будет во дворце Н.А. Дурасова. У каждого — собственная история: например, одному уже исполнилось 100 лет, другой «видел» Олимпиаду 1980 года. В разделе, посвященном миниатюрным мишкам, представлены экспонаты, рост которых не превышает восьми сантиметров. Кроме того, посетителям покажут эксклюзивные выкройки, по которым медвежат шили в 1940-х годах.

«Город сказка» в Московском музее современного искусства

Даты: 6 сентября — 20 октября

Адрес: Гоголевский бульвар, дом 10/2

Возрастное ограничение: 18+

«Город сказка» — проект современных российских фотографов Сергея Борисова и Михаила Розанова. Они продемонстрируют два совершенно разных подхода к работе с фотографией.

Более 100 снимков, которые покажут на выставке, посвящены Москве. Михаил Розанов в своих работах, которые он создавал на протяжении 10 лет, подчеркивал архитектурную красоту города, а Сергей Борисов с 1987 года до настоящего времени отражал исторические периоды и события, запечатлевая людей, живущих в столице.

Вместе художники передают многогранный образ Москвы, который даст зрителям возможность взглянуть на нее по-новому.

«Ученики Рубо: мастера панорам и диорам» в музее-панораме «Бородинская битва»

Даты: 7 сентября — 10 декабря

Адрес: Кутузовский проспект, дом 38, строение 1

Возрастное ограничение: 12+

Музей-панорама «Бородинская битва» приглашает на выставку, посвященную искусству панорам и диорам. Гостей познакомят с творчеством учеников знаменитого художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо. В 1890 году Рубо создал свою первую панораму «Штурм аула Ахульго», за которую получил звание профессора в Баварской академии художеств. За ней последовали «Оборона Севастополя» и «Бородино» — для последней в 1912-м специально построили павильон на Чистых прудах. К работе над панорамами Рубо привлекал и своих учеников, посещавших его батальный класс в Императорской академии художеств.

После Октябрьской революции ученик Рубо Митрофан Греков предложил открыть бюро диорамных (панорамных) бригад, где планировалось создавать произведения, посвященные Гражданской войне. Новая власть согласилась, поняв, какую роль могут сыграть произведения монументального искусства в пропаганде. Одним из самых масштабных проектов стал комплекс «Штурм Перекопа», который должен был состоять из панорамы и четырех диорам, реконструирующих события Перекопско-Чонгарской операции (1920). Этюды и эскизы художники писали почти 10 лет, но с началом Великой Отечественной войны работу пришлось прекратить. Макеты, этюды и эскизы, находившиеся в Симферополе, погибли в 1941 году.

«Чайные истории» в Государственном музее А.С. Пушкина

Даты: 12 сентября — 13 октября

Адрес: улица Пречистенка, дом 12/2

Возрастное ограничение: 6+

В Садовом павильоне Государственного музея А.С. Пушкина откроется выставка, на которой покажут экспонаты, имеющие отношение к чаепитию: сервизы, чайные пары, изделия русских и западноевропейских фарфоровых заводов, поваренные книги XIX века с рецептами десертов и многое другое.

Чай появился в России в XVII веке. Привезли его царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка. Постепенно чай заменил другие популярные на Руси напитки: взвары, сбитень, квас и ягодную воду. Особенно его любили пить с всевозможными угощениями и обязательно в приятной компании.

«Из соколиного гнезда» в Государственном Дарвиновском музее

Даты: 14 сентября — 1 декабря

Адрес: улица Вавилова, дом 57

Возрастное ограничение: 6+

Гостей Дарвиновского музея приглашают на выставку, где покажут коллекцию работ скульптора Алексея Сотникова. В этом году отмечают 120-летие со дня его рождения.

Выпускник керамического факультета Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), Сотников связал жизнь с фарфором. На Дулевском фарфоровом заводе, куда мастер пришел работать в 1934 году, он создал «Ягненка», «Курицу», вазу «Конституция» — эти работы представили на Всемирной выставке в Париже. Художник получил золотую медаль, а Дулевский завод — Гран-при и мировое признание.

Алексей Сотников создавал произведения патриотической тематики, анималистические скульптуры, работал над оформлением станции метро «Таганская» (кольцевая), участвовал во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. В 1962-м его «Сокол» стал эмблемой, логотипом и клеймом Дулевского фарфорового завода.

Кроме работ Сотникова, в музее можно будет увидеть скульптуры его коллег: Евгении Гатиловой, Павла Кожина, Асты Бржезицкой, Нины Малышевой, Владимира Яснецова.

Крылатая судьба. Рассматриваем легендарного «Сокола» Алексея Сотникова

«Пушкин у Тропинина» в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени

Даты: 24 сентября — 22 декабря

Адрес: Щетининский переулок, дом 10, строение 1

Возрастное ограничение: 6+

Александр Пушкин и Василий Тропинин познакомились в 1827 году. Это произошло в Москве: Василий Андреевич в своей мастерской выполнил эскиз с натуры, который позже превратился в знаменитый халатный портрет Александра Сергеевича. В энциклопедическом журнале «Московский телеграф» писали:

«Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина, Пушкин изображен en trois quarts, в халате, сидящим возле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроту взгляда и живого выражения лица поэта».

Портрет был написан для Сергея Соболевского, друга Пушкина. Уезжая в другую страну, он оставил его на хранение другим друзьям, а вернувшись, не обнаружил. Портрет отыскали только в середине 1850-х, сейчас он находится во Всероссийском музее Пушкина в Санкт-Петербурге. А вот эскиз, с которого когда-то начиналась работа, никуда не пропадал — Тропинин хранил его у себя всю жизнь. Сейчас он принадлежит тому же музею.

В сентябре из Санкт-Петербурга в Москву впервые доставят этюд, а также карандашный рисунок к знаменитому портрету. Музей В.А. Тропинина сделал их центральными экспонатами выставки, рассказывающей историю создания портрета Пушкина. Халат поэта — скорее символ, свободная одежда свободного человека. Этот смысл в те годы был важен для обоих — для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника.