Войти в почту

Первый заместитель директора НИИ «Мостранспроект» Мария Майорова в программе «Мой район» от 23 августа 2024 года.

М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 7 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. М.АЛЕКСАНДРОВА: С вами программа «Выход в город». Напомним, что этот выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район», программой, цель которой — сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан. Сегодня мы говорим о московском транспорте. Недавно у нас был эфир о том, как строятся новые станции метро. Сейчас у нас в гостях Мария Майорова, первый заместитель директора НИИ «Мостранспроект». Мария, здравствуйте. М.МАЙОРОВА: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Добрый день. М.АЛЕКСАНДРОВА: Сегодня у нас есть возможность узнать, как будут развиваться транспортные системы Москвы, как мы будем ездить, куда, на чём и в каких условиях. А.СОЛОВЬЁВА: Главное, что мы уже ездим на самом деле, и транспортная система уже развивается. Я напомню наши координаты: СМС-портал +7-928-88-88-948, Telegram для сообщений govoritmskbot, номер прямого эфира 73-73-948 (код города 495). Мария, основная задача программы «Мой район» — это сделать районы удобнее, комфортнее, безопаснее для всех нас. Какую роль в этом играет транспорт? М.МАЙОРОВА: На мой взгляд, транспорт, в принципе, всегда играет ключевую роль в развитии территории. Транспорт — это то, что связывает разные территории друг с другом. Вы начинаете движение с утра с транспорта, вы куда-то движетесь, пешком идёте либо используете транспорт, метро и достигаете своей цели. Поэтому транспорт — это, конечно же, главное, на мой взгляд. Поэтому, естественно, наше транспортное развитие ведёт нас к тому, чтобы пассажиры сокращали время в пути. Это, пожалуй, главная, основная цель, которую в принципе мы преследуем в своём развитии, в своей стратегии. Сокращение времени в пути, создание комфортного городского транспорта, чтобы было удобно перемещаться на разных видах транспорта, делать удобную пересадку с наземного транспорта на метро или удобно в принципе ходить вообще по району, по городу, удобно перемещаться. М.АЛЕКСАНДРОВА: Московская транспортная система развивается стремительно, как вы сказали. Расскажите, что сейчас строится, какие станции метро, магистрали, перехватывающие парковки будут открыты уже в этом году? М.МАЙОРОВА: Город действительно никогда не останавливается. В этом году достаточно большое количество станций метро новых появится. Например, станция «Потапово» на Сокольнической линии, красной линии метро. Это будет конечная линия красной ветки. Соответственно, сделает быстрее, удобнее поездки для почти 170 тысяч жителей Коммунарки, почти 30 тысяч жителей получат метро в пешей доступности. И вообще в целом появление метро, конечно же, всегда экономит время в пути. Для новых пассажиров с появлением этой станции, соответственно, до 40 минут жители будут экономить в день. Кроме того, будут открыты ещё четыре новые станции Троицкой линии, это новая линия в принципе в Москве: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Достаточно интересные новые станции, которые привнесут действительно новый виток для развития районов и в принципе территории на юго-западе Москвы. А.СОЛОВЬЁВА: «Потапово» вы упомянули, которая в Коммунарке будет. Она наземная или подземная? М.МАЙОРОВА: Эта станция наземная. А.СОЛОВЬЁВА: Потому что то, что я видела, Южное Бутово, там же наземное метро. М.МАЙОРОВА: Да, это линия лёгкого метро. А.СОЛОВЬЁВА: Лёгкое метро, да. М.МАЙОРОВА: Это первый такой эксперимент был с Бутовской линией, дальше, соответственно, такие способы применяются на других ветках. А.СОЛОВЬЁВА: В Москве за последние годы было построено много новых станций метро, просто взрывное строительство, я бы сказала, было, прям реально очень много. Появились БКЛ, МЦД. Вот в каких районах города принципиально изменилась ситуация с мобильностью и доступностью? М.МАЙОРОВА: Мне кажется, что точно можно сказать, что на всех повлияло как минимум открытие БКЛ. Это линия, которая связывает по кругу весь наш город. Можно, конечно, сконцентрироваться на каких-то определённых районах, для которых метро, развитие БКЛ в принципе дало новую жизнь, но в целом, если взять любую пересадку, которая раньше, например, жителям была… Раньше вы, например, ездили по какому-то стандартному маршруту. А.СОЛОВЬЁВА: До кольца надо было доехать от какой-то окраины ветки, до кольца, ты тратишь на это время и потом ты как бы возвращаешься назад. М.МАЙОРОВА: Это очень непривычно. Поэтому теперь достаточно естественное движение, если ты едешь откуда-то, из области или, например, из отдалённых районов Москвы, ты доезжаешь до БКЛ, пересаживаешься и тебе гораздо удобнее, ну и в принципе ментальнее понятнее, что ты едешь уже быстрее. М.АЛЕКСАНДРОВА: Можно в центр тебе ехать, чтобы пересесть на какую-то соседнюю линию. М.МАЙОРОВА: Да, конечно. Это и повлияло, в том числе и на Кольцевую линию, потому что Кольцевая линия разгрузилась и сейчас очень комфортно на Большой кольцевой линии ездить. Я большой любитель Большой кольцевой линии, для меня лично это изменило мои маршруты поездок. Я думаю, что многие так же изменили своё поведение с новой веткой, с новой линией, которая открылась. А.СОЛОВЬЁВА: Вы, наверное, всё кольцо проехали сами? М.МАЙОРОВА: Да. Кстати, это самое большое кольцо, метрокольцо в мире — 70 километров. Чтобы его объехать, примерно 90 минут требуется. А.СОЛОВЬЁВА: Полтора часа покататься просто. М.АЛЕКСАНДРОВА: Экскурсия такая по Москве. А.СОЛОВЬЁВА: Если брать МЦД, МЦД — это же вообще очень круто. М.МАЙОРОВА: МЦД — это великолепнейший проект. В прошлом году открылись две новые линии, МЦД-3, МЦД-4. На МЦД, пожалуй, интереснее кататься, потому что ты едешь на поверхности, ты можешь посмотреть всё, что происходит за окном великолепного поезда, который едет. Соответственно, интервалы движения на МЦД достаточно маленькие, это почти как метро, 5-7 минут — и ты можешь сесть уже в новый поезд. Соответственно, доехать от отдалённых уголков, в том числе Московской области, доехать до центра Москвы, сделать пересадку, пересесть на метро, это всё происходит по единому билету, который можно использовать и в МЦД, и в метро, и наземном транспорте. Поэтому, конечно, МЦД — это просто великолепие какое-то. Мы в 2019 году запустили МЦД-1 и МЦД-2 и в прошлом году МЦД-3 и МЦД-4. А.СОЛОВЬЁВА: У меня подруга, которая живёт в Подмосковье, когда появилось как раз МЦД-3… М.АЛЕКСАНДРОВА: Это моя любимая ветка, я ей очень часто пользовалась. А.СОЛОВЬЁВА: Первое, что она сказала: реально поклон бить Собянину. Правда. М.АЛЕКСАНДРОВА: Это очень удобно, когда ты не платишь за то, что ты, выходя из поезда «Иволга», пересаживаешься в метро на какую-нибудь станцию и у тебя бесплатная поезда. А.СОЛОВЬЁВА: И комфортная при этом. М.АЛЕКСАНДРОВА: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Абсолютно комфортная. М.АЛЕКСАНДРОВА: А есть ли какие-то нормативы, может быть, ориентировочные, какой должна быть доступность к городскому транспорту, например, максимум 15 минут до метро? Есть ли такие нормативы вообще? Как они вообще соотносятся с мировыми стандартами? М.МАЙОРОВА: Безусловно, есть нормативы. Есть такие требования, к которым мы, скажем так, стремимся. Мы когда оцениваем количество людей, которые имеют в доступе станцию метрополитена, это для нас один из основных факторов, мы стремимся к тому, чтобы как можно большее количество людей имело в доступе общественный транспорт — рельсовый, станции метрополитена, МЦД. Соответственно, пешую доступность до них мы оцениваем. Как правило, в оценку принимаются 1200-2200 метров до станции метрополитена. Вот такая доступность пешеходная именно, когда ты можешь потратить десять минут, ни больше десяти минут и добраться до станции. Вот это считается хорошей доступностью до станции рельсового каркаса. А.СОЛОВЬЁВА: То есть десять минут, ну это в среднем. М.МАЙОРОВА: Да. Обычно для того, чтобы принять решение, поехать, например, на личном транспорте либо поехать на общественном транспорте, вот эти десять минут играют роль. Если близко до метро, то, конечно, выбираешь метро. М.АЛЕКСАНДРОВА: А с мировыми стандартами как соотносятся наши стандарты? М.МАЙОРОВА: Стандарты коррелируют. Конечно, всё зависит от города. У нас город достаточно расконцентрированный, большие территории, вы знаете, ТиНАО у нас территория, которая мощная, присоединилась в 2012 году. Есть города, гораздо более компактные, такие как, например, Париж. Там такие характеристики немножко меньше, не десять минут, а меньше. А.СОЛОВЬЁВА: Там короткие перегоны. М.МАЙОРОВА: Да, короткие перегоны. Для нашего города, для наших территорий 10-15 минут — это хорошая, отличная доступность. А.СОЛОВЬЁВА: Это неплохо для Москвы на самом деле. За последние годы у нас появились новые возможности. Если раньше мы могли воспользоваться одной линией метро или автобуса, то сегодня мы можем выбирать из нескольких типов маршрутов и нескольких видов транспорта. Какая цель у такого разнообразия? Собственно, главное есть — это возможность передвигаться. Это всегда есть. Зачем выбор? М.МАЙОРОВА: Мне кажется, чем больше выбора, тем больше вариантов поездок. Сейчас мы уже так привыкли к тому, что у нас всегда есть возможность поехать и на метро, если не хочется ехать на метро, можно взять такси, можно взять, в конце концов, самокат. Всё как-то подсознательно приходит в нашу жизнь, и мы даже перестаём задумываться об этом. Действительно, если ты смотришь на прогноз пробок и видишь, что тебе быстрее добраться, например, на самокате, в центре города это прям суперактуальная вещь, я очень часто ею пользуюсь. Или, например, на метро. Ты можешь гораздо быстрее добраться на метро от какой-то точки, чем, например, на такси, и ты выбираешь метро. Вот такая возможность, вариативность выбора — это хорошая история. Это говорит о том, что транспортная система действительно развита хорошо, есть много альтернатив. М.АЛЕКСАНДРОВА: Разгружается. А.СОЛОВЬЁВА: Вот эта вариативность, она ещё, знаете, в чём выражается? Например, БКЛ, «Сокольники», допустим. Ты можешь на Сокольническую ветку сесть и можешь сесть на БКЛ. Или когда есть МЦК, ты можешь сесть на какую-то радиальную ветку или на МЦК. Вот это удобство. М.МАЙОРОВА: Да. Если сравнивать метро, например, и МЦК, я знаю, что многие очень любят пользоваться МЦК и выбирают, планируют свои маршруты именно с использованием этой линии, потому что она наземная, она очень интересная, ты едешь и смотришь на город. Город, соответственно, тоже расцветает, когда появляются станции рельсового каркаса. Когда запустилось МЦК в 2016 году, может быть, территории были ещё не такие развитые вблизи новых станций, но сейчас мы видим, что появление как раз станции привносит жизнь. Появляется новая застройка, жилые здания, нежилые здания, какие-то новые активные центры притяжения, это очень радует. Мало того, что ты имеешь возможность быстро куда-то добраться, ты ещё и город преображаешь за счёт того, что просто в городе появляется возможность передвигаться по новому маршруту. А.СОЛОВЬЁВА: Я, кстати, знаю даже людей, которые просто садились на МЦК и катались в выходной день. М.АЛЕКСАНДРОВА: Это я так делала. Строительство МЦК и Большой кольцевой линии связало все крупные парки города. Это изменило качество жизни москвичей, сделало её более комфортной. Как вы считаете, какие парковые маршруты кажутся вам самыми востребованными? М.МАЙОРОВА: Мне кажется, лета в Москве точно не хватает для того, чтобы объездить все парки, которые есть в городе, в том числе с учётом МЦК и новых линий, которые открылись, это особенно актуально. Например, мы говорили только что про линию МЦК. Есть такая станция «Белокаменная», она ведёт прямо в Лосиный остров. Мой любимый маршрут. Можно взять велосипед и доехать до «Белокаменной» на МЦК, выйти и там кататься, просто весь день можно потратить. Ровно точно так же можно в «Покровское-Стрешнево» приехать тоже на МЦК, МЦД тоже есть там станция и тоже провести там прекрасно время. Собственно, мне кажется, все наши парки основные, они связаны рельсовым каркасом, до всех можно добраться, в том числе используя велосипед для того, чтобы внутри на территории парков кататься. Поэтому выбирайте любой парк, к нему можно добраться точно на общественном транспорте и там с удовольствием провести время. М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы сказали ещё про Рублёво-Архангельскую линию, которая скоро у нас будет запускаться. В Серебряный бор она будет вести, насколько я знаю. М.МАЙОРОВА: Да, это одна из новых линий метрополитена, которая будет развиваться и открываться. Рублёво-Архангельская, Троицкая и Бирюлёвская линии — это линии, которые ждут открытия, запланированы к строительству. А.СОЛОВЬЁВА: По программе «Мой район» жилые районы города комплексно развиваются, в том числе улучшается связность между ними. Исторически спальные районы у нас с центром города связывали большие магистрали. Затем был выбран другой подход — связать районы друг с другом. Это какое-то московское ноу-хау или это мировая практика? Какие межрайонные маршруты оказались особенно востребованными? Продолжается ли эта работа и в каких районах? М.МАЙОРОВА: Безусловно, связь районов — это, в общем-то, основная цель транспорта. Нужно сделать так, чтобы до всех районов можно было добраться. Есть, как я уже говорила, рельсовый каркас, каркас столицы, от станций рельсового каркаса, соответственно, и происходят такие межрайонные связи, которые связывают район со станцией и внутрирайонные связи также образует. Там, где, соответственно, не набираются потоки на метрополитен, достаточно хорошо работают автобусные маршруты и электробусные маршруты. В основном большая часть маршрутов у нас на таких магистральных знаковых маршрутах ходит по выделенным полосам. Конечно же, есть маршруты, которые не используют выделенные полосы, достаточно пропускной способности дороги для того, чтобы автобусный маршрут пропустить. Естественно, наверное, большую популярность такие маршруты имеют на юго-западе или севере города. М.АЛЕКСАНДРОВА: А что представляет главную сложность при прокладке таких маршрутов? С чем в первую очередь приходится считаться? М.МАЙОРОВА: Конечно же, с пропускной способностью улицы необходимо в первую очередь свериться. Затем для того, чтобы запустить какой-то маршрут, необходимо посмотреть на то, как работают уже существующие маршруты, не изменит ли пассажиропоток в маршруты, которые уже существуют, ввод нового какого-то маршрута, будет ли адекватным пассажиропоток с точки зрения востребованности маршрута и так далее. Естественно, мы очень внимательно относимся при формировании маршрутов к анализу ДТП, которые случались на улицах. Это, соответственно, залог того, что маршрут нужно хорошо построить, так, чтобы автобусы и электробусы не вставали в пробки и могли обеспечить достаточно хорошую провозную способность. И вот если есть на маршруте движения какие-то сложные аварийные ситуации, то, естественно, эти узлы необходимо вначале распутать, организовать дорожное движение таким образом, чтобы и автомобили, и автобусы, и электробусы друг другу не мешали, приезжали вовремя. М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы не было пробок. М.МАЙОРОВА: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Как вы оцениваете магистральные маршруты городского транспорта, что позволяет, несмотря на протяжённость этих маршрутов, достаточно быстро доставлять людей по назначению. Вообще расскажите, пожалуйста, что такое магистральные маршруты? Их всего же три, по-моему. М.МАЙОРОВА: Нет, их гораздо больше. Магистральные маршруты… Мы говорили про рельсовый каркас, это что-то такое стационарное, в городе всегда существует. Магистральные маршруты — это такие помощники рельсового каркаса. Это такой хребет системы наземного транспорта. Они приходят, соответственно, в самые пассажиронаселённые места и организуют такие коридоры, которые позволяют в места, где нет возможности, например, быстро подъехать к станции рельсового каркаса, но появляется возможность использовать такой магистральный транспорт, который везёт большое количество пассажиров. Как правило, частота таких маршрутов достаточно большая, ждать автобус долго не придётся. Ты садишься на автобус и едешь по магистральному маршруту. Надо сказать, когда мы говорим про магистральные маршруты, это не только маршруты автобусов, но и маршруты трамвая. Достаточно такие протяжённые маршруты, которые ведут от одной точки к другой и перевозят большое количество пассажиров. Трамвай, как вы знаете, это такой, второй после метро, наверное, пассажировместимый транспорт, который может перевезти достаточно большое количество желающих, пассажиров. А.СОЛОВЬЁВА: У нас, кстати, трамвай даже к «Мосметро» относится, насколько я знаю. М.МАЙОРОВА: Да. Теперь это в ведении Московского метрополитена. А.СОЛОВЬЁВА: У них даже окрас такой же, то есть дизайн похожий. М.МАЙОРОВА: Это, наверное, вы путаете и характеризуете весь московский транспорт. Система московского транспорта, она имеет такой особый бренд. Такая у нас знаменитая «креветка» есть, которая всегда символизирует любой московский транспорт, на любом пассажирском составе вы увидите надпись «Московский транспорт». Соответственно, наземный транспорт у нас синенький и все остальные подвижные составы имеют другой характерный цвет. А.СОЛОВЬЁВА: Что касается магистральных маршрутов, когда мы видим автобус с буковкой М, это магистральный. М.МАЙОРОВА: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Это магистральный маршрут. А вот ещё какие? Вы сказали, что их несколько. М.АЛЕКСАНДРОВА: Какие ещё существуют? М.МАЙОРОВА: Особое внимание можно уделить ночным маршрутам. Они тоже магистральные. Есть маршрут, который ведёт в аэропорт. Тоже очень интересные маршруты. Они ходят, конечно, не с такой частотой, как дневные маршруты, по-моему, частота у них сейчас полчаса, 30 минут, между рейсами. Но они как раз позволяют довезти вас в ночное время, если вы, например, не успели на метро, то на таком магистральном транспорте, на ночном маршруте можно куда-нибудь добраться, куда вам необходимо. Это очень удобно. Я знаю, что студенты, как правило, пользуются такими маршрутами. К сожалению, когда я была студентом, таких маршрутов не было, но теперь всё меняется. А.СОЛОВЬЁВА: Сейчас у студентов вообще всё прекрасно, я бы сказала, можно только позавидовать. Помимо этого, ещё есть какие-то короткие же маршруты. Они тоже какими-то буквами, по-моему, обозначаются? М.МАЙОРОВА: Есть так называемые социальные маршруты, которые ориентированы в первую очередь на движение внутри района. Естественно, днём у пассажиров возникает потребность добраться, например, к каким-то социальным объектам, к поликлиникам или к школам, детским садам. Вот такие маршруты мы называем социальными. Они, собственно, довозят пассажиров внутри района, пользуются, конечно, ими в основном в дневное время. Ну, а в основном вся наша, наверное, структура маршрутной сети сформирована так, чтобы в первую очередь довозить до станций рельсового каркаса, до метро, МЦК, МЦД и дальше, соответственно, уже увозить обратно вечером, когда пассажиры возвращаются. М.АЛЕКСАНДРОВА: А как организация движения может повысить комфорт жизни москвичей? Как вы считаете, что от неё зависит? М.МАЙОРОВА: Слушайте, ну организация дорожного движения, мне кажется, каждый человек эксперт в этом деле. Потому что ты вообще в принципе не можешь не быть участником дорожного движения, просто потому что пешеход, например, участник дорожного движения и водитель личного автомобиля — это тоже участник дорожного движения. Поэтому, короче говоря, каждый человек, каждый житель нашего города — это в принципе участник дорожного движения, и каждый может точно сказать, что хорошо в организации маршрута, который ведёт к нему домой, что он может заметить чего-нибудь такого плохого, что можно поправить. Поэтому, конечно, организация движения — это вообще основной момент, который позволяет пропускать транспорт по улицам города эффективно. Настройка светофоров, организация полосности — это, в принципе, то, чем занимается наша соседняя организация, Центр организации дорожного движения. И, в общем-то, коллеги мои работают не покладая рук, чтобы ежедневно город двигался, чтобы город не стоял в пробках и, собственно, меньше было аварийных ситуаций, меньше было погибших на дорогах, меньше было ДТП. А.СОЛОВЬЁВА: Вы знаете, Мария, я хочу сказать, что практически каждый водитель, каждый автомобилист в городе, он большой эксперт в том, как надо настроить светофоры. М.МАЙОРОВА: Это правда, да. А.СОЛОВЬЁВА: Это мы все. М.АЛЕКСАНДРОВА: Вот такие эксперты, кстати, могут куда-то направить свои пожелания по работе? М.МАЙОРОВА: Конечно. Безусловно. М.АЛЕКСАНДРОВА: Советовать. М.МАЙОРОВА: В принципе, эксперты, не эксперты — все желающие могут обратиться на транспортный портал transport.mos.ru, естественно, к нашему чат-боту Александре, который работает во всех городских приложениях, можно задать вопрос, можно отправить какое-то своё предложение. Также у наших коллег Центра организации дорожного движения регулярно проходят встречи с кураторами по округам. Это люди, которые занимаются, курируют как раз вопросы организации дорожного движения в разных округах и районах города Москвы. Зачастую ребята проводят такие открытые встречи, когда может прийти и… М.АЛЕКСАНДРОВА: Высказаться. М.МАЙОРОВА: Это действительно очень интересно, когда люди приходят с подготовленными такими картами… М.АЛЕКСАНДРОВА: Об этом мы ещё поговорим. Друзья, у нас в гостях Мария Майорова, первый заместитель директора НИИ «Мостранспроект». Обсуждаем сегодня, как развивается московская транспортная система. 13 часов 37 минут в Москве. Всем доброго дня. Программа «Выход в город». В студии Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. М.АЛЕКСАНДРОВА: Напомним, что этот выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район». Программой, цель которой — сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан. Сегодня мы говорим о московском транспорте. У нас в гостях Мария Майорова, первый заместитель директора НИИ «Мостранспроект». А.СОЛОВЬЁВА: Наши координаты: СМС-портал +7-925-88-88-948, Telegram для сообщений govoritmskbot. Вадим спрашивает: «Какая судьба у монорельса ВДНХ — Тимирязево?» Он, кстати, ещё работает вообще, монорельс сейчас, до сих пор? Нет, неизвестно? По-моему, говорят, работает, но там до последнего как бы вагончика. Неизвестно. Хорошо. Как рассчитываются интервалы движения городского транспорта? Как вы понимаете, что по этому маршруту транспорт должен ходить часто, а по другому — реже? М.МАЙОРОВА: Хороший вопрос. Частота движения транспорта, конечно, оценивается его востребованностью. Например, автобусы и электробусы в первую очередь не должны перевозить воздух, они должны перевозить людей. Мы оцениваем статистику, оцениваем статистику по соседним маршрутам. Оцениваем потенциальный какой-то рост, изменения, изменения пассажиропотока, которые могут происходить из-за того, что где-то, например, возводится какое-то новый жилой дом. Соответственно, с появлением нового жилого дома появятся новые пассажиры, и это потребует изменения маршрутной сети или, например, выпуска маршрутов. Поэтому такой комплексный анализ всего, что происходит в городе, и операционный анализ того, как непосредственно на маршрутах движется уже текущий подвижной состав и какое количество пассажиров проезжает, вот это всё позволяет нам сформировать частоту поездок и сформировать наполненность подвижного состава, который, собственно, ходит по маршрутам. М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть пассажиропоток, вы за этим следите, если он увеличивается, соответственно, вы больше маршрутов запускаете на эту линию. М.МАЙОРОВА: Конечно. Конечно. Это всё такой живой организм. Естественно, ежедневно у коллег, которые занимаются наземным транспортом, «Мосгортранс» и организатор перевозок, коллеги проводят анализ ситуации и, соответственно, по итогам, как правило, квартала могут быть какие-то изменения. В том числе изменения происходят и после того, как, например, жители могут обратиться. М.АЛЕКСАНДРОВА: К вам как раз на портал. М.МАЙОРОВА: Конечно. М.АЛЕКСАНДРОВА: Написать, если им необходим какой-то маршрут или чтобы, например, автобус или другой вид транспорта ходил чаще. Вы эти заявки все рассматриваете? М.МАЙОРОВА: Да, безусловно. Мы очень внимательны к тому, что говорят нам пассажиры. Это действительно такой хороший способ получить обратную связь, потому что кто, если не пассажир скажет, что, собственно, пассажир хочет. Поэтому, конечно же, если есть какие-то замечания, предложения или нововведения, которые хотелось бы в московском транспорте видеть, transport.mos.ru всегда открыт и чат-бот Александра во всех приложениях московского транспорта. А.СОЛОВЬЁВА: Виктория спрашивает: «А есть норматив метров до наличия остановки автобуса туда и обратно от дома и соцобъектов?» М.МАЙОРОВА: Есть норматив, да. Мы придерживаемся норматива, 500 метров до остановки должно быть. А.СОЛОВЬЁВА: 500 метров, да. Ну это в среднем где-то? М.МАЙОРОВА: Да, конечно, в среднем. А.СОЛОВЬЁВА: Электробусы, которые теперь ездят по городу, транспорт на новых видах топлива — это мировой тренд. Как изменит сам транспорт и сервисы? Москвичи активно пользуются зарядками в электробусах, приложением отслеживания движения транспорта. Что ещё будет? Хотя кажется, что уже всё придумали, всё, что только можно и нельзя. М.МАЙОРОВА: В первую очередь мы продолжаем, конечно же, развитие самого экологичного транспорта — это электробуса. И сейчас Москва действительно лидер по количеству электробусов в Европе. Это такой, все видели, наверное, электробус, который ходит у нас по улицам, там даже подписано, это электробус. Это, собственно, автобус с электродвигателем, который работает на аккумуляторных батареях. С 2018 года мы уже планомерно запускаем электробусы на городские маршруты. Если вдуматься, только замена одного автобуса на электробус позволяет сократить выбросы различных веществ на 60 тонн в год. Это просто невероятное количество. Сейчас уже в столице 1850 электробусов и они перевозят пассажиров на 137 маршрутах в разных районах города. Соответственно, такое количество электробусов у нас увеличивается. За шесть лет количество электробусов достигнет почти пяти тысяч. Это та задача, которую нам поставил мэр Москвы, и я надеюсь, мы её выполним. А.СОЛОВЬЁВА: Электробусы, они же не только обычные автобусы заменяют с выхлопами, они же ещё заменили троллейбусы с этой сетью, которую надо было обслуживать, сложную, да? М.МАЙОРОВА: Да, действительно, электробус — это практически то же самое, что троллейбус. Единственное, что можно достаточно легко… Мы уже много говорили про маршруты, про то, что они должны соответствовать потребностям пассажиров. Москва, как вы все знаете, город, который не стоит на месте, и город, который постоянно меняется. Естественно, маршрутная сеть должна меняться вместе с изменениями в городе. Как раз применение электробусов позволяет, с одной стороны, сократить количество вредных веществ, которые в воздух попадают, и, соответственно, быстро реагировать на изменения маршрутной сети. А.СОЛОВЬЁВА: Ну да, потому что, когда был троллейбус, допустим, обрыв какой-то и всё и вся линия встала. А здесь как бы они более манёвренные. М.МАЙОРОВА: Конечно. Конечно. М.АЛЕКСАНДРОВА: Транспортная система столицы очень быстро развивается. Появляются новые технологии, новые сервисы для пользователей городского транспорта. И управленцы должны владеть самыми современными знаниями и навыками, чтобы эффективно реализовывать транспортную стратегию столицы. Где готовят управленцев для транспортного комплекса столицы? М.МАЙОРОВА: Конечно, у нас в транспортном комплексе великолепная команда специалистов, которые не равнодушны к транспорту. В первую очередь это те люди, которые действительно пользуются транспортом постоянно, каждый день. У нас есть такая внутренняя программа профессиональной переподготовки, называется она МГГУ «Управление в транспортной отрасли». Я как раз в прошлом году проходила эту программу и могу сказать, что это было, конечно, такой эмпирией в сфере транспорта. Действительно, мы концентрировались целый год над темами, которые нам важны внутри транспорта, это и разговоры о каких-то современных транспортных технологиях, это и искусство управления людьми. Потому что команда, как мы все знаем, это самое ценное, что есть вообще в любой организации и в любой сфере. Поэтому командная работа, возможность работать вместе над какими-то общими нашими проектами — это как раз то, что как раз происходит на вот этой профессиональной программе, нашей внутритранспортной. Это, наверное, великолепный способ, во-первых, познакомиться друг с другом, вместе всех увидеть, потому что мы, как правило, не видим разных руководителей или разных сотрудников, которые работают в различных организациях, и вместе поработать над общегородскими проектами, общими транспортными проектами. Вместе, плечом к плечу. А.СОЛОВЬЁВА: Как новые маршруты, появление новых станций метро меняют жизнь в самих районах? Развитие местной инфраструктуры, скверов, появление велодорожек, появление новых зон отдыха, соответственно, очистка прудов, высадка деревьев и цветов. М.МАЙОРОВА: Чтобы ответить на этот вопрос… А.СОЛОВЬЁВА: Комплексный. М.МАЙОРОВА: Да, комплексный вопрос. Я, пожалуй, обращу ваше внимание на открытие новых станций. Когда открывается новая станция метрополитена, как правило, это не просто какой-то выход, который вдруг появляется в город, это и преобразование всей инфраструктуры вокруг. Пешеходные подходы, пешеходные новые дорожки, которые формируются к станциям. Это всё появляется как раз с открытием новой инфраструктуры, с её развитием и с её появлением. В том числе благоустройство, новые деревья, которые высаживаются. Это всё такой драйвер для развития в целом района. В том числе главная цель транспорта — это всё-таки доставлять пассажиров в нужное место к нужному времени. С появлением станций, с появлением новых линий такая возможность в принципе у людей появляется. Если, например, станция «Потапово», мы её уже обсуждали, как сейчас добраться до места, где находится станция «Потапово»? Только используя наземный транспорт и большое желание, собственно, туда приехать. Как только там появится станция, соответственно, садитесь на красную линию и отправляйтесь до станции «Потапово». А там прекрасные лесные массивы, в которых можно гулять и проводить время. А.СОЛОВЬЁВА: Вы знаете, вот как можно оказаться тоже на станции «Филатов Луг», с таким романтичным названием. М.МАЙОРОВА: Это потрясающее место. Там такой прекрасный парк находится, локальный. Наверное, пока не приедешь на станцию «Филатов Луг», не поймёшь, что он там есть. Там такой интересный лесной массив, можно по нему действительно гулять, прекрасная велодорожка, которая связывает город Московский со станцией «Филатов Луг». И есть там ещё один интересный наш инфраструктурный объект — это перехватывающая парковка. Перехватывающих парковок мы делаем достаточно много у таких периферийных станций метрополитена. Это парковки, которые позволяют оставить свой автомобиль у станции метрополитена и дальше пересесть на линию метрополитена и двигаться в центр города, уже используя городской транспорт. А.СОЛОВЬЁВА: Причём она же, насколько я знаю, бесплатная, если ты как бы на метро едешь, по единому билету это всё. М.МАЙОРОВА: Да, всё так и работает. Утром вы оставляете автомобиль, совершаете не меньше двух поездок и возвращаетесь вечером, забираете автомобиль, совершенно бесплатно, можно дальше добираться до дома. А.СОЛОВЬЁВА: А много таких парковок сейчас? М.МАЙОРОВА: Порядка 15 тысяч парковочных мест есть на перехватывающих парковках и, соответственно, их количество увеличивается с ростом новых станций. Теперь в основном все такие периферийные станции мы сразу пытаемся обустроить перехватывающими парковками. А.СОЛОВЬЁВА: Где это возможно, да. М.МАЙОРОВА: Конечно, где это возможно, где есть место, где позволяет. А.СОЛОВЬЁВА: У нас слушатель три или четыре раза уже написал один и тот же вопрос: «Только присоединили Новую Москву, а она уже вся в станциях метро». Ну это вы тоже утрируете, потому что всё равно время прошло достаточно. «Когда будет метро в Зеленограде?» Человека очень волнует, когда будет в Зеленограде метро. М.МАЙОРОВА: В Зеленограде есть прекрасная станция МЦД, МЦД-3. Великолепная станция, которую все ждали. М.АЛЕКСАНДРОВА: «Крюково». М.МАЙОРОВА: «Крюково». В принципе, этого пока, наверное, будет достаточно. А.СОЛОВЬЁВА: То есть пока не планируется? М.МАЙОРОВА: Пока не планируется. М.АЛЕКСАНДРОВА: А когда вы планируете открыть какую-то станцию метро, «Потапово» или ещё какую-то, вы проводите мониторинг, понимаете, что людям это необходимо, потому что пробки какие-то образовываются, или они слишком часто пользуются общественным транспортом наземным, им нужно метро, необходимо совершенно. М.МАЙОРОВА: Безусловно, это в первую очередь оценка того, как потенциально будет развиваться данная территория. Конечно, всё взаимосвязано. Когда появляется линия метро, она генерит новый поток, новых пассажиров, новых жителей, которые будут вблизи этой станции жить. Но и уже существующие районы, которые сейчас, например, в ТиНАО, мы затронули как раз вот этот округ, ТиНАО, в принципе, развивается самостоятельно. И, естественно, развитие большое жилых районов, каких-то нежилых территорий, оно стимулирует появление рельсового каркаса. Потому что, безусловно, рельсовый каркас — это то, что позволяет наиболее быстро перевозить большое количество пассажиров. Поэтому действительно мы оцениваем развитие территорий, оцениваем то, насколько много новых жителей будет появляться и есть ли уже потребность формировать какие-то новые станции метро либо новые линии, и как появление этих линий и станций будет влиять на загрузку, естественно, личных дорог, которые уже существуют. А.СОЛОВЬЁВА: Я вам хочу сказать про новые станции, просто у нас уже бум от слушателей, как только мы стали об этом говорить. Илья спрашивает: «В Алхимово и Остафьево метро будет?» М.МАЙОРОВА: Я рекомендую следить за официальными источниками и, соответственно, все планы, которые уже подтверждены, они доступны всегда на официальных ресурсах. А.СОЛОВЬЁВА: Вы знаете, вы сейчас как стол заказов буквально. Люди решили, что можно оставить сразу заявки, не в чат-бот Александра или ещё где-то. Пятницкое шоссе тоже волнует. М.АЛЕКСАНДРОВА: А Пятницкое шоссе, уже есть станция метро синяя. А.СОЛОВЬЁВА: Видимо, там дальше, вот район Сабурово, пишут, перегружен. Пятницкое, это туда уже, дальше. М.АЛЕКСАНДРОВА: Деревня Сабурово, я знаю, как раз за Митино находится. М.МАЙОРОВА: Да, планы все на официальном портале. А.СОЛОВЬЁВА: Stroi.mos, наверное. М.МАЙОРОВА: Transport.mos.ru или портал мэра mos.ru. М.АЛЕКСАНДРОВА: По поводу выставки «Москва-2030», которая сейчас проходит в Москве. Расскажите, пожалуйста, немного о ней. М.МАЙОРОВА: Хороший вопрос. Действительно, это же ещё одна станция, которая появилась у нас в центре города, станция «Манеж». Это выставка, которая организована как раз в «Манеже». Выставка проходит до 8 сентября. И вот там можно посмотреть на то, как развивался транспорт в последние годы. Сравнить с тем, что было, действительно воочию увидеть и вспомнить, как были организованы входы в станции метро, как выглядел раньше автобус, как выглядели остановки, и что вообще происходило на остановках, как выглядели маршрутки. Может быть, кто-то помнит, как они… М.АЛЕКСАНДРОВА: Такие жёлтые? М.МАЙОРОВА: Да, жёлтые, на которых можно было уехать неизвестно когда, неизвестно, за какие деньги. А.СОЛОВЬЁВА: Стоя причём. М.МАЙОРОВА: Стоя. М.АЛЕКСАНДРОВА: На одной ноге и придерживая дверь. М.МАЙОРОВА: Всё так и было. Так вот всё это можно увидеть на станции «Манеж» до 8 сентября и увидеть то, как будет развиваться транспорт. Кроме того, там есть великолепные симуляторы трамвая, симуляторы электробуса. Это очень популярно среди маленьких наших пассажиров. Они приходят и пробуют себя в роли водителя. Это великолепная выставка. Я рекомендую всем туда прийти. Она будет интересна как детям, так и взрослым. А.СОЛОВЬЁВА: Вы говорите, маршрутки. А какие-то старые автобусы, которые в советское время ходили, такие короткие, жёлтого цвета, автобусы. Я помню, маленькая была, мне тоже хотелось быть. Почему-то все маленькие дети хотят что-то водить, тоже хотят сесть поводить. М.МАЙОРОВА: Да, да. Конечно же, старый подвижной состав на улицах Москвы уже не увидеть, но у нас есть Музей московского транспорта, который, собственно, будет собирать такой старый, ретротранспорт, и там можно будет ознакомиться с тем, какой транспорт был раньше, совсем давно, который мы уже, наверное, не знаем и не видели. А.СОЛОВЬЁВА: Как вообще происходит вот эта история, как вы проектируете? Вот у вас «Мостранспроект». Перспективы развития на сколько лет? На сколько лет как бы задаётся этот план вперёд? М.МАЙОРОВА: 2030-2035 годы — это наш сейчас горизонт планирования, нашей транспортной системы. Сюда, конечно же, входят перспективы по развитию метрополитена, сюда входят перспективы по развитию железнодорожного транспорта, автомобильные дороги. Вот такой основной каркас, который мы формируем до 2030-2035 года. Естественно, на этот каркас, на такие планы, которые мы себе запланировали, накладываются и точечные решения, в том числе изменения маршрутной сети, мы про это сегодня много очень говорили. Например, развитие и парковочного пространства, и развитие электрозаправочных станций. Вот всё нанизывается на рельсовый и основной транспортный каркас, который мы планируем. А.СОЛОВЬЁВА: А вот эти электрозаправки, это тоже к вам? М.МАЙОРОВА: Это тоже то, чем занимается московский транспорт — это развитие электрозаправочных станций. Мы с каждым годом количество электрозаправочных станций увеличиваем для того, чтобы как можно большее количество электромобилей в нашем городе появлялось, и ездили по дорогам не только электробусы, но и больше и больше становилось электромобилей. М.АЛЕКСАНДРОВА: Тоже можно, да, заявочки оставлять? М.МАЙОРОВА: Конечно. Конечно. А.СОЛОВЬЁВА: Я просто видела статистику, по последним данным, резко выросло количество электромобилей именно, кстати, в Москве. Москва лидирует, но это не удивительно. Ну, конечно, это ещё не такие цифры, с бензиновым не сравнить, но тем не менее в Москве активно люди покупают эти машины. Вы же это учитываете с тем, чтобы этих электрозаправок было больше в городе и места, где их надо располагать? М.МАЙОРОВА: Безусловно. Всё тоже взаимосвязано. Если появляется инфраструктура зарядная, то, конечно, электромобилей становятся больше, люди, в общем-то, стремятся их покупать. Сейчас для электромобилей хорошие достаточно условия: парковка бесплатная и транспортный налог отсутствует. Поэтому, конечно же, очень увлекательное предложение, рекомендую. Даже электромобиль «Москвич» у нас появился, поэтому обратите внимание. А.СОЛОВЬЁВА: Да. Просто мне интересно, как вы придумываете, где эти зарядки, собственно, располагать? М.АЛЕКСАНДРОВА: Проектируете эти места. А.СОЛОВЬЁВА: Как вы это проектируете? М.МАЙОРОВА: Конечно же, в первую очередь они появляются в тех местах, где сконцентрировано большое количество в принципе приезжающего транспорта. Какие-то точки притяжения, бизнес-центры, жилые кварталы. В первую очередь начинаем отсюда, а дальше предложения жителей, их всегда тоже учитываем. На самом деле очень большое количество таких предложений поступает от тех людей, которые уже владеют электромобилем либо находятся в таком сомнении. Вот вопрос установки зарядки рядом с какими-то, например, ЖК, он может резко повлиять на выбор человека в пользу электромобиля. А.СОЛОВЬЁВА: А где сейчас их больше, этих зарядок? В центре, наверное, всё-таки пока ещё. М.МАЙОРОВА: В центре, конечно, больше, но в целом электрозарядки уже распространены по всей Москве. Их можно найти в приложении «Московский транспорт» и «Парковки России». Можно нажать кнопочку, выбрать нужный слой и все электрозарядки будут видны. М.АЛЕКСАНДРОВА: Ещё вы говорили в начале программы, что у нас перехватывающих парковок в этом году открывается очень много и магистрали новые открываются. Можете ещё об этом немного рассказать? М.МАЙОРОВА: Я уже говорила, что открываются новые станции. Естественно, на станции «Потапово» мы планируем сделать перехватывающую парковку, на станциях Троицкой линии также планируются перехватывающие парковки. Поэтому используйте перехватывающие парковки, используйте городской транспорт для того, чтобы добраться в нужное место. А.СОЛОВЬЁВА: В рамках благоустройства, кстати, в Москве и в рамках той же программы «Мой район», насколько я знаю, когда идёт благоустройство вокруг каких-то станций метро, которые не новые, прямо скажем, а уже такие, действующие давно, много лет, зачастую тоже делают эти перехватывающие парковки, тоже в рамках благоустройства, но если, наверное, места позволяют, пространство. М.МАЙОРОВА: Да, конечно, есть такие. Такие парковки появляются и внутри, скажем так, территории, которая находится от МКАДа до Третьего транспортного кольца, это уже старые станции, которые давно существуют. Но до них, скажем так, доходит очередь, и они тоже в рамках благоустройства, изменения территориального, которое рядом со станцией происходит, получают новые перехватывающие парковки и, в принципе, новую инфраструктуру, которая позволяет быстрее и комфортнее добираться до станции. Очень часто мы сейчас уже делаем такие специальные места высадки-посадки пассажиров. Это как раз позволяет подъехать к станции, высадить пассажира, и он дальше идёт уже до станции пешком. А.СОЛОВЬЁВА: Я, знаете, о чём подумала? Может быть, прямо на этих перехватывающих парковках тоже делать зарядки для электромобилей. М.МАЙОРОВА: В точку. Мы уже планируем это сделать. Конечно, безусловно, будет востребовано. М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, время нашего эфира подходит к концу. Я напомню, сегодня мы обсуждали, как развивается московская транспортная система. У нас в гостях была Мария Майорова, первый заместитель директора НИИ «Мостранспроект». Мария, большое вам спасибо. Было очень интересно. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое. М.МАЙОРОВА: Спасибо.