Ахматова в гостях у Цветаевой и приключения слонов. Выставки августа

В Музее М.А. Булгакова расскажут о творчестве Михаила Афанасьевича в 1930-е и воспоминаниях его жены, в Государственном Дарвиновском музее — о самых крупных экспонатах, а в Доме-музее Марины Цветаевой — об Анне Ахматовой. Подробнее об этих и других выставках августа — в материале mos.ru.

Ахматова в гостях у Цветаевой и приключения слонов. Выставки августа
© Mos.ru

«Музыкант и меценат» в Мемориальном музее А.Н. Скрябина

Даты: 1 августа — 29 сентября

Адрес: Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1

Возрастное ограничение: 12+

В России дирижера и контрабасиста Сергея Кусевицкого называли лучшим исполнителем произведений Александра Скрябина. Они познакомились в 1908 году, когда композитор вот уже несколько лет жил за границей. Поддержка и творческие планы Кусевицкого стали одной из причин возвращения Скрябина в Россию. Вернувшись, Александр Николаевич включился в работу Российского музыкального издательства, учрежденного Кусевицким, участвовал в его знаменитых волжских гастролях.

Во многом благодаря помощи мецената в 1911 году в Москве в большом зале Дома Благородного собрания состоялась премьера симфонической поэмы «Прометей». Она прозвучала под управлением Кусевицкого, а партию фортепиано исполнил сам автор. К сожалению, вскоре после премьеры отношения Скрябина и Кусевицкого испортились. Причиной разлада стало артистическое самолюбие каждого из них и разногласия в финансовых вопросах.

На выставке в музее представлены фрагменты переписки Скрябина и Кусевицкого, программы их совместных выступлений и уникальный рисунок художника Леонида Пастернака, созданный под впечатлением премьеры «Прометея».

Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора

«Булгаков жил в каждом образе» в Музее М.А. Булгакова

Даты: 2 августа — 31 октября

Адрес: Большая Садовая улица, дом 10

Возрастное ограничение: 6+

На новой выставке в Музее Михаила Булгакова расскажут о творческой жизни автора «Мастера и Маргариты» в 1930-е годы. Кроме своего opus magnum вместе с Викентием Вересаевым он писал тогда пьесу «Александр Пушкин», а с Михаилом Каростиным — киносценарий по гоголевскому «Ревизору».

Помимо этого, много времени писатель провел за пьесой Мольера «Скупой» — переводил ее с французского на русский. Блистал Михаил Булгаков и на сцене — играл в спектакле «Пиквикский клуб» МХАТа, а еще подбирал материалы для учебника по истории СССР.

«Девять историй из воспоминаний Елены Сергеевны» в Музее М.А. Булгакова

Даты: 2 августа — 31 октября

Адрес: Большая Садовая улица, дом 10

Возрастное ограничение: 6+

Параллельно в музее будет работать еще одна выставка — в ее основу легли воспоминания третьей супруги писателя Елены Сергеевны, на которой он женился в 1932 году. Именно она считается прототипом Маргариты в знаменитом романе.

На выставке гости познакомятся с ее дневниковыми записями разных лет — в них она рассказывает, как познакомилась с будущим мужем, как начинала с ним совместную жизнь, как эти события находили отражения в его произведениях. Здесь покажут фотографии Елены Сергеевны, ее личные вещи, а также машинописи романа «Мастер и Маргарита» и пьесы «Адам и Ева» с ее пометками.

«Приключения слонов» в Государственном Дарвиновском музее

Даты: 6 августа — 29 сентября

Адрес: улица Вавилова, дом 57

Возрастное ограничение: 0+

Выставка «Приключения слонов» приурочена к 30-летию переезда знаменитых чучел африканского и индийского слонов в здание музея на улице Вавилова. Сейчас экспонаты можно увидеть в зале «Многообразие жизни на Земле».

Африканский слон — первый гигант в коллекции музея, при жизни он принадлежал Николаю II и жил в слоновнике в Царском Селе. Слон простудился и умер осенью 1916 года во время переезда из Петербурга в Москву. Благодаря усилиям основателя и первого директора, ученого и таксидермиста Александра Котса спустя 10 лет шкура животного попала в музей. На изготовление чучела ушло пять месяцев.

Второе чучело — слониха Джин-дау. В Москве она появилась в июле 1924-го и сразу стала самой популярной обитательницей зоопарка, где прожила свои последние 12 лет. Работа над созданием чучела длилась полгода.

Александр Котс не раз говорил, что гостей музея не так просто отвлечь от этих экспонатов, а однажды — возможно, в шутку — предложил экскурсоводам брать с собой в зал живую мышь: якобы только так можно переключить внимание публики на что-то другое.

Деревянные бивни и мышцы из соломы: как создавали чучела слонов в Дарвиновском музее

«“О себе — о вечном”. К 135-летию Анны Ахматовой» в Доме-музее Марины Цветаевой

Даты: 9 августа — 12 января

Адрес: Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1

Возрастное ограничение: 6+

Дом-музей Марины Цветаевой приглашает на выставку об Анне Ахматовой. В трех разделах можно будет узнать о трудном пути, который прошла поэт, о том, как на протяжении многих лет менялось ее творчество. Здесь представят письма Цветаевой к Ахматовой, сборник «Подорожник» с авторской дарственной надписью, автографы Бориса Пастернака и Михаила Лозинского, машинописную книгу «Поэма без героя» с рукописными пометками и многое другое.

Долгое время Анна Ахматова и Марина Цветаева не были знакомы лично, но переписывались. Встретились они всего дважды, это произошло в июне 1941 года — в квартире Виктора Ардова на Большой Ордынке, мебель из которой представлена на выставке, и в гостях у литературоведа Николая Харджиева.

«Ахматова пишет о себе — о вечном. И Ахматова, не написав ни одной отвлеченно-общественной строчки, глубже всего — через описание пера на шляпе — передаст потомкам свой век… О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов — и ничего не прибавишь… Какой трудный и соблазнительный подарок поэтам — Анна Ахматова!» — так писала в одной из своих тетрадей Марина Цветаева.

К 100-летию создания «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца». Идем на выставку в Дом-музей Марины Цветаевой

«Экология древности: аммоноидеи» в Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева

Даты: 13 августа — 31 декабря

Адрес: Малая Грузинская улица, дом 15

Возрастное ограничение: 6+

Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева приглашает познакомиться с аммоноидеями — подклассом вымерших головоногих моллюсков, обладавших необычными наружными раковинами. Люди издавна любили использовать их в качестве украшений.

Посетители узнают об эволюции, образе жизни, питании, внешнем облике и строении этих морских животных, их роли в биоценозе прошлого. На выставке также объяснят, почему аммоноидеи сохраняются в ископаемом состоянии и чем они, жившие 400–65 миллионов лет назад, полезны человеку сегодня.