Жетон на метро и желтые микроавтобусы: чем запомнился москвичам транспорт 1990-х годов

Новые модели трамваев, поезда «Яуза», троллейбусы ЗиУ-9 и желтые микроавтобусы ГАЗ-3221 — таким москвичам запомнился транспорт 1990-х годов. Сейчас, когда в столице проезд можно оплатить улыбкой и по улицам ездят электробусы, сложно представить, что в те времена для прохода в метро нужно было опустить в валидатор жетон, а небо над дорогами оплетали троллейбусные контактные сети.

Жетон на метро и желтые микроавтобусы: чем запомнился москвичам транспорт 1990-х годов
© Mos.ru

Как икарусы начали выпускать на Тушинском машиностроительном заводе, какие трамваи заменили татры и где в 1990-х годах горожане приобретали личные автомобили, в преддверии Дня московского транспорта, который отмечается 13 июля, корреспонденту mos.ru рассказала Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

Исторические названия станций и фантастический поезд

Конец 1980-х и 1990-е годы ознаменовались масштабными изменениями во всех сферах жизни Москвы. Столице досталось крупное наследие СССР — действующая инфраструктура метро и планы по ее развитию. Несмотря на экономические сложности, работа продолжилась.

«В 1995 году был введен в эксплуатацию первый участок Люблинской (сейчас — Люблинско-Дмитровской) линии от станции “Чкаловская” до “Волжской” протяженностью бо лее 12 километров. На карте его обозначили салатовым цветом. Через год открылся еще один участок этой линии длиной почти 5,5 километра — до станции “Марьино”. Завершилось строительство станции “Дубровка”, проектное название которой было очень длинным — “Шарикоподшипниковская”», — отметила Оксана Бондаренко.

В 1990-е годы в столице снова открывались церкви и храмы, с улиц убирали памятники советским вождям, а площадям возвращали исторические названия. Это коснулось и станций Московского метрополитена. Например, «Площадь Дзержинского» стала «Лубянкой», «Кировская» — «Чистыми прудами», а «Площадь Свердлова» — «Театральной». Вслед за станциями переименовывали целые линии — например, Ждановско-Краснопресненская еще в 1989 году стала Таганско-Краснопресненской.

В 1995 году для пассажиров открылась самая короткая линия в истории метро — Каховская. В ее состав входило всего три станции. Она протянулась от «Каширской» на Замоскворецкой линии до «Каховской».

В 1998 году по тоннелям поехал новый поезд «Яуза». Пассажиры сравнивали его с героем фантастического фильма про роботов и стальными составами американского сабвея. Увидеть этот поезд можно в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы.

Чтобы оплатить проезд в метро, почти 30 лет пассажирам достаточно было бросить пятикопеечную монету в валидатор, а за десятилетие 1990-х цена проезда изменилась несколько раз. Сначала за проход к поездам отдавали 15 копеек, затем 50 копеек, рубль, тысячу рублей и, наконец, два рубля. В валидатор теперь опускали пластиковый или металлический жетон.

С нее началась история столичного метро. Как проектировали и строили Сокольническую линиюСобянин: Уникальные поезда помогают хранить историю московского метроПодземная история, или Самые интересные факты о развитии московского метро

Икарусы московской сборки и ГАЗ-3221

В начале 1990-х самые загруженные маршруты обслуживали импортные автобусы «Икарус», а остальные — ЛиАЗ. Из-за сложной экономической ситуации и проблем с поставками на маршрутах становилось все меньше транспорта, хотя еще в 1988 году в столичном парке пассажирских автобусов насчитывалось почти восемь тысяч машин.

«Городу удалось выйти из непростой ситуации. Новые рынки позволили пополнить автопарк автобусами марки “Мерседес-Бенц”, на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) из кузова ЛиАЗ-5256 начали собирать новые сочлененные АС-1 (СВАРЗ-6240), а Тушинский машиностроительный завод освоил производство моделей “Икарус-280” и “Икарус-425” и их капитальный ремонт», — рассказала Оксана Бондаренко.

В 1996 году на маршруты стали выезжать микроавтобусы ГАЗ-3221. Они запомнились москвичам ярким желтым цветом и просьбами передать деньги за проезд и сдачу через весь салон. Микроавтобусы полностью исчезли с городских улиц только в 2016-м.

«Они выполняли важную задачу — помогали справляться с нехваткой городского транспорта и ни на секунду не останавливать перевозку пассажиров», — добавил директор Музея транспорта Москвы.

Вспомнить транспорт 1990-х годов и даже на нем покататься жители и гости столицы смогут на ежегодном фестивале «Ретрорейс». Он пройдет 14 июля на Воробьевых горах. В программе — обзорные экскурсии на икарусах и ЛиАЗах, выставка образцов городского транспорта и личных автомобилей, концерт и ралли на аутентичных машинах. Участники будут соревноваться в спортивном ориентировании по городу и бороться за кубок Москвы.

Музей транспорта Москвы представит выставку автобусов на фестивале «Ретрорейс»Последний массовый автобус завода имени Лихачева отреставрировалиБольше и комфортнее: по Москве курсирует более 1,5 тысячи автобусов особо большого класса

Сети над столичным горизонтом

Со сложностями столкнулась и троллейбусная сеть Москвы, крупнейшая в мире на тот момент.  

«К началу 1990-х годов троллейбусные контактные сети опутывали весь столичный горизонт и уходили даже к городским окраинам: в Перово, Выхино, Чертаново. Но на протяжении следующих 10 лет эти линии только упразднялись. Такой транспорт перестал ходить по Большой Грузинской, Большой Никитской, Большой Дмитровке, Мясницкой и другим улицам. Основу троллейбусных парков по-прежнему составляли ЗиУ-9, хотя на маршрутах стали появляться “СВАРЗ-Икарус”, ТролЗа-52642 и другие новинки тех лет», — объяснила Оксана Бондаренко.

Парк московских трамваев начал сокращаться еще в 1980-х годах. Привычные горожанам чехословацкие татры больше не закупались. На помощь пришел Усть-Катавский вагоностроительный завод, который разработал новую модель КТМ-8 (71-608), поступившую в столичные депо в 1990-м. В следующее десятилетие этот вагон и его модификации определили облик московского трамвая.

Некоторые закрытые в то время линии сегодня восстанавливают. Планируется, что в 2025 году трамваи снова будут ходить по Трифоновской улице.

Начался третий этап восстановления трамвайной линии на Трифоновской улицеОтправиться в прошлое на трамвае: москвичей и гостей города приглашают на увлекательную экскурсию

За автомобилем — на рынок

Еще один феномен 1990-х годов — авторынок. Отечественные автомобильные заводы не справлялись с возросшим спросом на личный транспорт, и из-за рубежа стали привозить легендарные кадиллаки, мерседесы и понтиаки. Желающие приобрести машину отправлялись на авторынок, где можно было осмотреть и протестировать понравившуюся модель. Интересно, что расчет здесь шел не в рублях, а в так называемых условных единицах.

«Необходимость, а затем и мода на западные автомобили сильно изменили внешний облик города. По марке машины тогда оценивали финансовую состоятельность человека. Интересную картинку и ретроспективу московской улицы, по которой ездили всевозможные западные марки, своеобразную визуальную эклектику того времени мы хотим воссоздать на нашем фестивале. Например, в этом году впервые помимо отечественных авто мы представим экспонаты музея японских автомобилей», — рассказала Оксана Бондаренко.

При этом возможность приобрести автомобиль была далеко не у каждого москвича. На дороги столицы выезжало всего 917 тысяч машин. Для сравнения: сегодня количество зарегистрированных личных транспортных средств превысило 4,5 миллиона.

В столице создают уникальный архив по истории городского транспортаАвтобусы, гужевой транспорт и ретротехника: что можно будет увидеть в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы