Войти в почту

В Музее современной истории России открылась выставка фарфора

Два юбилея счастливо совпали в этом году - 280-летие Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге и 100-летие Государственного центрального музея современной истории России, хранителя одной из самых больших коллекций фарфора XX века среди музеев страны. И юбиляры по-настоящему осчастливили зрителей, объединив избранные шедевры из своих фондов советского и современного российского фарфорового искусства в залах Музея современной истории.

В Музее современной истории России открылась выставка фарфора
© Российская Газета

Советская власть, установившись в стране, старалась донести свои лозунги до людей всеми возможными способами - том числе и через чашки и тарелки и чайники. "Борьба родит героев", "Кто не с нами, тот против нас", "Кто не работает, тот не ест" - поглощающий пищу пролетарий должен был одновременно читать написанное по бортикам тарелок, усваивая революционные лозунги вместе с калориями. А вот это он должен был поставить дома на полочку - раскрашенные статуэтки "Красногвардейца" с винтовкой и красной повязкой на рукаве, "Бойца в укрытии", "Матроса со знаменем" и других героев. Впрочем, эти и другие фарфоровые скульптуры и посуда революционных лет, созданные по эскизам привлеченных Государственным фарфоровым заводом (сменившего за 100 лет несколько названий и сегодня вернувшегося к исконному) лучших мастеров авангарда и реалистического искусства Казимира Малевича, Сергея Чехонина, Натальи Данько, Василия Кузнецова, и других в дома трудящихся не попадали. Став предметом экспорта, объектом вожделения коллекционеров, а потом классикой мирового масштаба известного под брендом "советского агитфарфора".

Шедевры 20-50 годов собраны в одном стенде в центре выставочного зала. Вокруг них на выставке "Фарфор и время" - эпоха за эпохой, история страны в скульптурах и художественной посуде, созданных художниками Императорского фарфорового завода в последующие десятилетия.

...Те же красные повязки на рукавах, за спиной штыки, 12 серых фигур мрачно бредут с тарелки на тарелку в композиции Юлии Чистяковой 2017 года "Двенадцать" по мотивам поэмы Блока. За обрезом последней тарелки цикла виден "Кто-то в белом венчике из роз".

В годы войны героический пафос требует ясности, строгости, и классические отсылки здесь уместнее современных экспериментов. Но рядом с парадными портретами Жукова, Рокоссовского, Ворошилова и лавровыми ветвями по борту, сплетенными с георгиевской лентой - человеческие истории на тарелках к 70-летию Победы: молодого солдата встречает жена, на другой тарелке он с матерью. А этого - никто не встречает...

А вот явный отсыл к истокам: прямо напротив статуэток солдат, матросов, девушек, вышивающих красные знамена из 20-х работы Натальи Данько - кокетливая "Сварщица" Софьи Велиховой 1962 года со стенда "Оттепель" - откинувшая маску, чтобы посмотреться в зеркальце. Скульптор Анатолий Белкин создает сегодня небольшие фарфоровые шаржи, вроде "Торговки" в фартуке, взвешивающей яблоки на уличных весах или разудалого мужика в треухе и со спиннингом.

Кофейный сервиз к Олимпиаде-80, многофигурный чернильный прибор 1937-го "Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана", тарелка "Союз-Аполлон", напоминающая о 70-х годах "разрядки", несколько лет назад созданный чайный сервиз "Проект" по мотивам супрематической геометрии. Одним из центров экспозиции стал знаменитый чайник Малевича, похожий на паровоз и на броневик разом: чая из него точно не попьешь - но зато вот уже сто лет его неожиданные формы вдохновляют художников.

Однако, главное сокровище Императорского фарфорового завода организаторы выставки скрыли в ... цеху. В отделенном от главного зала небольшом пространстве ты изучаешь технологическую цепочку изготовления шедевра: вот в колбах куски глины, полевой шпат, кварц - составляющие фарфоровой массы. Она заливается в гипсовую форму, обжигается, по обожженной поверхности чашки художник пишет особой кистью, потом второй обжиг, краска сливается с глазурью... И вот на возвышении - чашка с узором "кобальтовая сетка": тонкие скрещенные синие линии, на перекрестьях золотые "жучки"... Форму аристократичного узора художнице Ломоносовского фарфорового завода Анне Яцкевич подсказали в 44-м заклеенные крест-накрест ленинградские окна.

Выставка будет работать для москвичей до 18 августа. Потом уникальные экспонаты поедут на Дальний Восток, будут показаны в Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре и завершат путешествие в Хабаровске.