Войти в почту

Идеал советской эпохи на ВДНХ: как создавался памятник «Рабочий и колхозница»

87 лет назад, 25 мая 1937 года, на Всемирной выставке в Париже была представлена скульптура «Рабочий и колхозница». Она произвела настоящий фурор. В честь памятного события ВДНХ рассказывает о том, как создавалась монументальная композиция авторства Веры Мухиной.

Идеал советской эпохи на ВДНХ: как создавался памятник «Рабочий и колхозница»
© Mos.ru

Огромная и легкая

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, один из символов не только ВДНХ, но и всей столицы, а также официальная эмблема киностудии «Мосфильм». Огромная и вместе с тем необычайно легкая скульптура была установлена на павильоне Советского Союза, построенном по проекту архитектора Бориса Иофана.

Композицию выполнили из специально разработанной тонколистовой коррозионно-стойкой стали (высота 24,5 метра от основания до верхней точки). Ее разместили на постаменте, которым служила башня павильона высотой 35 метров. Скульптуру можно было увидеть из любого уголка Всемирной выставки.

Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежали архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе. По некоторым сохранившимся свидетельствам, на создание «Рабочего и колхозницы» мастера натолкнул образ античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также скульптуры «Ника Самофракийская».

В конкурсе на создание монументальной композиции выиграл проект, представленный скульптором Верой Мухиной. Монумент «Рабочий и колхозница» является ее главным произведением.

Результат совместного труда

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций Управления строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Ее предполагалось набирать из отдельных листов стали, создавать крупные блоки, а затем навешивать их на основной каркас весом почти 50 тонн. Он был изготовлен заводом «Стальмост». Детали статуи и ее полную сборку произвел Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки (сейчас — Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения).

В марте 1937 года на заводском дворе началась сборка статуи. Вера Мухина лично корректировала окончательную установку блоков оболочки на основной каркас. В сооружении памятника участвовали 160 человек. Сборку производили с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы 15 метров. Работа шла в три смены.

Гигантский труд сплоченного коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Изготовленную скульптурную группу в разобранном виде погрузили на 27 железнодорожных платформ. Для проведения монтажных работ во Францию выехала бригада инженеров и рабочих в количестве 25 человек.

В Париже монтаж скульптуры также закончили в рекордно короткий срок — за 11 дней. Посетители были восхищены этим колоссальным памятником, получившим на выставке высшую награду.

Украшение ВДНХ

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. В 1939 году она заняла место на аллее перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (сегодня это северный вход ВДНХ).

С 2003 по 2009 год композиция «Рабочий и колхозница» находилась на реставрации. В это же время ее невысокий постамент заменили на многоэтажный павильон, в общих чертах повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана 1937-го. На его крыше в 2009 году установили отреставрированную скульптуру.

«Советская арктика», «индия» и «капитан гастелло»: какие сорта сирени можно увидеть на ВДНХ