Наземные станции: Главархив – о том, как развивался столичный метрополитен в 1956 году

<p style="text-align: justify;">Московский метрополитен – самый популярный вид городского общественного транспорта. За сутки метро успевают воспользоваться множество пассажиров. Линии столичной подземки в основном проложены под землей, но из-за сложных геологических условий некоторые станции выходят на поверхность. Например, на Филевской линии метрополитена есть такой отрезок пути протяженностью в 10 километров, который соединяет подряд семь станций. Решение о строительстве наземной линии метро, расположенной от тупиков станции «Киевская» недействующего Старого Арбатского радиуса до платформы «Фили» Калининской железной дороги, было принято членами Моссовета 25 мая 1956 года. Данный документ представлен в фондах Главархива. </p> <p style="text-align: justify;">К 1956 году район Фили, тогда считавшийся окраиной Москвы, стал одним из крупных и многонаселенных. Однако там не было развитого транспортного сообщения с центром столицы. Поэтому инженеры института Метрогипротранса вскоре разработали проект развития московского метрополитена. В нем было предусмотрено строительство новой ветки метро. Вначале на линии планировали возвести три станции метрополитена – «Студенческую» (проектное название этой станции – «Резервный проезд»), «Кутузовскую» и «Фили». </p> <p style="text-align: justify;">На предварительном этапе разработки проекта инженеры предложили следующий вариант проведения подготовительных работ: снести жилые и нежилые строение вокруг новой линии метро, переложить имеющиеся водопроводно-канализационные и газовые коммуникации в другом направлении, перенаправить кабели телефонных городских подстанций, чтобы ничто не помешало будущему строительству. Однако в феврале 1957 года выяснилось, что намеченные работы имели неудовлетворительный результат, а строители отставали от графика. Так, из части домов, подлежавших сносу, не успели переселить свыше 500 жильцов, медленно продвигался процесс по налаживанию подземных коммуникаций, а необходимая техническая документация не была оформлена должным образом. Руководство Моссовета было вынуждено принять ряд организационных мер, так как станции планировали открыть к 41-ой годовщине Октябрьской революции (7 ноября). </p> <p style="text-align: justify;">Уже 4 октября 1958 года журналисты «Вечерней Москвы» выпустили соответствующий анонс к грядущим праздникам: «5 ноября должна начаться эксплуатация новой трассы метрополитена Арбатско-Филевской линии от станции “Киевская” до “Кутузовской”. С открытием этого участка поезда метрополитена будут следовать от станции “Калининская”, у Библиотеки имени Ленина, до Кутузовской слободы. Сейчас на трассе усиленными темпами ведется укладка более чем четырех километрового пути. Отлично трудятся на перегоне между станциями “Киевская” и “Студенческая” бригады Ивана Яковлева и Михаила Коновалова». Годом позже, 7 ноября 1959 года, для пассажиров открылась станция «Фили». К сентябрю 1965 года была введена в эксплуатацию станция «Кунцевская». </p> <p style="text-align: justify;">Больше информации о строительстве станций метро наземного типа можно найти в альбоме Главархива «<a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/albums/arbat-radius">Арбатский радиус</a>», который представлен в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории». С документами Моссовета по истории развития столичного метрополитена в разные десятилетия ХХ века можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>

Наземные станции: Главархив – о том, как развивался столичный метрополитен в 1956 году
© Главное архивное управление города Москвы