Зачем Рафаэль и другие европейцы переехали из "Архангельского" в "Зарядье"

В выставочном зале медиацентра парка "Зарядье" открылся проект "Античность. Система координат", в экспозиции - живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков из собрания музея-заповедника "Архангельское".

Зачем Рафаэль и другие европейцы переехали из "Архангельского" в "Зарядье"
© Российская Газета

Это тот случай, когда музей, расположенный далеко от центра столицы, собрал свои знаменитые ценности и привез их практически на Красную площадь - смотрите и наслаждайтесь приближением к великому искусству. На такой щедрый в своем благородстве поступок музей пошел неслучайно - это подарок москвичам на 105-летие "Архангельского".

Тему юбилейной встречи усадьбы с Москвой кураторы выбрали во всех смыслах фундаментальную - античность. "Здесь лежат корни этики и эстетики, поэзии и театра, философии и идеи Бога. Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве, - рассказали "РГ" в музее-заповеднике. - Свою систему координат античность задала и продолжает поддерживать и в российской культуре".

"Москва - третий Рим, и мы как преемники должны знать, на что опираемся", - подчеркнула на открытии куратор выставки Ольга Нестерцева.

Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

Произведения в стиле барокко, классицизма и романтизма, отражающие античные сюжеты собрал в Архангельском самый богатый и знаменитый из всех владельцев усадьбы князь Николай Борисович Юсупов-старший. Это было на рубеже XVIII и XIX веков, когда многие искали в античности ответы на острые вопросы того времени. Спустя два с лишим столетия вопросы остались прежними, и мы по-прежнему ищем на них ответы в древности.

"Встречать коллекцию Юсуповых в наших стенах - большая радость, - говорит начальник выставочного отдела "Зарядья" Дмитрий Шишкин. - Вечные истины античности заложили основу и стали источником для нашего самостоятельного национального осмысления и самобытного культурного развития".

Что именно можно увидеть в "Зарядье"? Артефакты Древнего Рима I века до н.э. - III века, гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живописные полотна Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, мастерской Антониса ван Дейка и многих других. У поклонников европейского искусства здесь точно вскружиться голова.

Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

Из эксклюзивного - "Орфей" Луи Гоффье, это единственная картина знаменитого французского портретиста и исторического живописца в российском музейном фонде. Показательный сюжет из биографии художника - изображая суровые античные нравы, сам он был человеком нежным и ранимым, и больше всего на свете любил свою жену. После ее смерти он смог прожить всего пару месяцев. Гоффье умер в 39 лет.

На выставке в "Зарядье" впервые полностью представлены фрагменты росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези. И это, без сомнений, отдельное событие внутри большого проекта, в самом центре Москвы сокровища Ватикана гостят нечасто.

Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

Всего на выставке представлено более 130 предметов. Здесь же, в "Зарядье", работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака, для которых античность и русская культура понятия не взаимоисключающие, а как раз наоборот. "У нас получилось построить школу античности: она начинается от древних реликвий и продолжается вплоть до наших дней, отдельные произведения современных авторов инкрустированы в экспозиционное полотно", - объяснила главный замысел проекта его сокуратор Анна Малик-Короленкова. Все остальные идеи выставки помогают понять отрывки из произведений русской литературы и исследований - без них неподготовленному зрителю в предложенной системе координат сориентироваться было бы тяжело.

Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

Выставка "Античность. Система координат" работает до 4 августа.

Справка "РГ"

Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым. Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание, написанное в 1900 году последней владелицей усадьбы княгиней З.Н. Юсуповой, сыграло важную роль в становлении музея:

"… В случае внезапного прекращения рода… все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…"

Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 года вышел декрет "О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково", и 1 мая 1919 года в усадьбе был открыт музей.

Афиша "РГ"

Музей-заповедник "Архангельское" отметит свою юбилей 1 мая. Обещают выступления оркестра саксофонов, танцевальный перформанс, детский кукольный спектакль, пленэр и необычный кинопоказ. Также в этот день стартуют летние экскурсии на электрокарах. Праздник начнется в 12:00 с торжественной церемонии поднятия флага на Верхней террасе Дворца.