Войти в почту

"Наш театр строит репертуар, учитывая дефицит добрых эмоций". Гендиректору "Балтийского дома" Сергею Шубу - 75

Генеральному директору Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергею Шубу 9 апреля исполняется 75 лет. Накануне мы встретились в его рабочем кабинете и поговорили, конечно, о работе - репетициях, премьерах, фестивалях, планах на будущее и о разных театральных временах…

"Наш театр строит репертуар, учитывая дефицит добрых эмоций". Гендиректору "Балтийского дома" Сергею Шубу - 75
© Российская Газета

Как отметите юбилей, Сергей Григорьевич?

Сергей Шуб: Как ни банально это звучит, встречу за рабочим столом и в зрительном зале: 9 апреля мы закрываем 26-й фестиваль "Встречи в России". На него приглашены лучшие русскоязычные театры ближнего зарубежья. Нынешний мы посвятили 225-летию со дня рождения Пушкина, девиз смотра - "Пушкин навсегда".

Вы только недавно провели фестиваль "Монокль". И премьеры следуют одна за другой.

Сергей Шуб: Да, был уже 14-й международный фестиваль моноспектаклей "Монокль". И почти все спектакли этого очень камерного жанра прошли с аншлагами. Для меня это и есть показатель того, что мы делаем правильное и нужное дело.

К 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы выпустили премьеру совместно с Государственным Эрмитажем - "Живые картины блокады". Автор сценария и режиссер - Игорь Коняев. Нас очень радует, что на эту постановку приходит много молодых зрителей, родители с детьми.

Состоялась еще одна премьера, на Малой сцене - "Сны белых ночей", это спектакль-концерт, музыкальное путешествие из Петербурга в Ленинград. Постановка Александра Исакова отдает дань уважения знаменитому спектаклю "Зримая песня", поставленному в 1960-е годы студентами курса Георгия Александровича Товстоногова. Сейчас режиссер Исаков готовит следующую премьеру - "И никаких но!..", к юбилею заслуженной артистки Санкт-Петербурга Натальи Парашкиной. В основе - детективная комедия Робера Тома "Попугаиха и цыпленок". Выпуск намечен на 27 апреля на Большой сцене.

Готовим фестиваль петербургских спектаклей по произведениям Пушкина, куда пригласим и несколько театров из Москвы, Донецка. Репетируем сказку Пушкина "Золотой петушок", режиссер постановки Владимир Жуков уже знаком нашим зрителям по спектаклю "Свидетель обвинения".

Кадр из спектакля "Живые картины блокады": замотанная в платок женщина в обрамлении икон.Спектакль "Живые картины блокады" Фото: Пресс-служба Театра-фестиваля "Балтийский дом"

В дни юбилея классика планируем провести большой театрализованный праздник на площади искусств - как мы делали год назад к юбилею Островского на площади перед Александринским театром.

"Покой нам только снится!", верно? Ваш театр каждый раз придумывает какой-то девиз - сезона, фестиваля. А у вас есть личный девиз?

Сергей Шуб: "Спешите делать добро" - девиз нашего следующего сезона. В тревожные времена зритель больше всего нуждается в милосердии, сострадании. Поэтому наш театр строит репертуар, учитывая дефицит добрых, созидательных эмоций.

Сколько премьер в год выпускаете?

Сергей Шуб: Каждый сезон - по-разному. На Большой сцене - три, четыре, на Малой - две, три. Еще у нас есть Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина, 91 комната, там выходят 1-2 спектакля. Такой ритм нас устраивает, залы полные, этим мы гордимся.

Интересная биография у вас: учились на театроведа, работали на Ленинградском ТВ. Сколько лет руководите театром?

Сергей Шуб: Двадцать восемь, с 1996 года. Мы увлеклись тогда идеей создания фестиваля "Балтийский дом" и очень хотели сохранить его. Потому я откликнулся на предложение стать директором. Мы и название поменяли, стали Театром-фестивалем.

Предполагали, что ваш директорский стаж растянется более чем на четверть века?

Сергей Шуб: Нет, конечно. В юности я вообще не думал о театре. Моя мама, врач, прочила мне пойти по ее стопам. Мне даже фонендоскоп купили, когда я учился в 10 классе. Но я оказался в Ленинграде, поступил в театральный институт - со второго раза, правда. Учился еще на филфаке педагогического института. Так что у меня полтора образования. А потом увлекся телевидением, получил диплом, почти написал диссертацию. О работе в театре не помышлял. Собственно, я работал в театральной редакции знаменитого Пятого канала. У нас ставили телеспектакли Георгий Товстоногов, Александр Белинский, Сергей Юрский, Давид Карасик… Тогда я познакомился и подружился со многими деятелями театра. Потом работал в Театре на Литейном у Хамармера, у Владимирова - в Театре Ленсовета. А в 1980 году меня пригласил сюда, в "Ленком" (тогда - Ленинградский театр имени Ленинского комсомола), главный режиссер Геннадий Опорков.

Вы работали с выдающимися режиссерами питерской сцены. Бывает, что сейчас говорите: "Эх, не тот нынче театр!"?

Сергей Шуб: Бывает. Я не ворчу. В театре бывают взлеты и падения. Смена вех неизбежна. Я знал разные театральные времена. Видел спектакли Товстоногова, Владимирова, Падве, Эфроса, Любимова… Когда появился фестиваль "Балтийский дом", мы привозили в Петербург спектакли лучших европейских режиссеров - Кристиана Люпы, Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса…Меня трудно чем-то удивить. Николай Павлович Акимов как-то сказал: "Последние 50 лет на театре воображение заменяет хорошая память".

Если говорить о драматургии, то сегодня нам нечем гордиться перед вечностью. Я не пессимист. Есть очень достойные представители современной прозы, российской в том числе, а новой драматургии, к сожалению, пока нет.

Однако сам театр востребован, в него ходят, стоят в очереди за билетами - потому что есть мощнейшая тяга к добру. Людям надо во что-то хорошее верить, смеяться, страдать, переживать душой, иначе она умирает. Близкий друг "Балтийского дома" Римас Туминас, недавно ушедший из жизни, говорил, что сегодня зрителю нужна Арина Родионовна, которая расскажет сказку на ночь. Такую, чтобы человеку хотелось утром проснуться и жить.

Актеры спектакля "Сны белых ночей" на ступенях сцены.Спектакль "Сны белых ночей". Фото: Пресс-служба Театра-фестиваля "Балтийский дом"

У вас директорский театр: вы генеральный директор и еще есть художественный директор Марина Беляева. В разные годы "Ленком" возглавляли режиссеры с именем - Товстоногов, Хомский, Опорков. Теперь в "Балтийском доме" нет главного режиссера и худрука.

Сергей Шуб: И не надо - пока работает наша схема. У нас так сложилось, наша модель управления - театр-фестиваль - жизнеспособная: мы работаем как репертуарный театр и одновременно проводим фестивали. Не знаю, какой главный режиссер потерпел бы у себя в театре один за другим фестивали. И труппа, скажу вам, не сразу приняла такую модель.

Сегодня театр очень сильно зависит от экономики, она определяет его будущее. Это театр продюсерский, директорский. Убежден, что будущее - у больших государственных площадок - за таким театром. Если бы был лидер, художественный руководитель с мощной энергетикой, как у Георгия Александровича Товстоногова, то и разговора нет. Если есть такой режиссер как Римас Туминас, то и Кроку, директору, неплохо работать. А если нет? Но Туминас один, а театров в стране 600…

В прежние времена главный режиссер приходил в театр в 10 утра и уходил в 12 ночи. Так работали Товстоногов, Опорков, Агамирзян…Сегодня понятие "театр-дом" исчезает. Я часто вспоминаю Римаса, мы с ним много говорили о театре. Теперь театр - не дом, а ансамбль. Это разные вещи. У нас в "Балтийском доме" такой ансамбль есть - идеальная труппа, в которой артисты всех возрастов: молодежь, среднее и старшее поколения, все - высокопрофессиональные, и в этом, конечно, заслуга Марины Беляевой. Наши артисты способны работать с приглашенными режиссерами самой разной эстетики. Поэтому есть публика на совершенно разных спектаклях.

А вы проводите много времени в театре?

Сергей Шуб: Сейчас - меньше. Как сказал мой друг, известный режиссер, "надо менять картинку перед глазами". Необходимости сидеть в кабинете с утра до вечера у меня нет. Знаю, что спокойно могу уехать на какое-то время из театра - и ничего не изменится, а в случае чрезвычайной ситуации есть телефон. Наша хорошая, молодая, профессиональная команда со всем справится.

К слову

Сколько фестивалей проводит ваш театр?

Сергей Шуб: Мы проводим несколько фестивалей у себя на площадке: "Балтийский дом", "Встречи в России", "Монокль". Еще - масштабные городские акции, например, интерактивный проект "Улица жизни" на Манежной площади. Ежегодно 27 мая, в день основания Санкт-Петербурга, устраиваем церемонию у Медного всадника. По поручению Министерства культуры России ведем фестивальную деятельность и вне Петербурга: организуем фестиваль национальных театров, в рамках программы "Большие гастроли" - фестиваль русских театров, путешествующий (в прошлом году он был в Тольятти, в этом году будет в Нижнем Новгороде). Много гастролируем и участвуем в фестивалях других театров. В середине апреля поедем в Нижний Новгород с пятью спектаклями, летом - в Вологду и Владимир, а осенью нас ждут на фестивале в Абхазии.