Войти в почту

Какие уникальные строительные проекты реализуются в столице

Целой серией мегапроектов вошел 2023 год в историю столицы.

Какие уникальные строительные проекты реализуются в столице
© Российская Газета

Всего за полгода после ввода в строй окупила потраченные на ее строительство деньги Большая кольцевая линия метро, москвичи пользуются сейчас ею так, будто она была всегда. Органично вписался в ландшафт города и Московский скоростной диаметр, который без единого светофора позволяет за сорок минут пересечь столицу. 156 тысяч москвичей уже переехали или переезжают в новые квартиры, полученные по реновации, и эта программа, равной которой нет в мире, продолжает набирать темпы. Что нового внесет в жизнь Москвы этот год? Чем порадуют строители ее жителей? Попробуем всмотреться, как реализуются намеченные планы.

Под землей быстрее

Сколько бы дорог ни строилось в Москве, но если нужно куда-то приехать к точно назначенному времени, большинство горожан предпочтут отправиться в дорогу на метро. Уж оно-то точно доставит без опозданий почти в любую точку столицы - у 90 процентов москвичей подземка уже есть в пешеходной доступности. А у многих и не по одной станции. Сужу по себе: раньше до ближайшей станции метро "Тимирязевская" серой ветки мне требовалось на дорогу 10 минут. Но вот с другой стороны построили станцию "Фонвизинская" салатовой линии - и до нее идти всего пять минут!

Такой выбор с каждым годом все больше появлялся у многих жителей Москвы. Построив с 2011 года 83 новых станции, правительство столицы на этом не собирается останавливаться. Как сообщил мэр Сергей Собянин, до 2030 года будут построены три новых радиальных линии: Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская. В целом за этот период откроется еще 39 станций. Троицкий радиус протяженностью более 40 километров дойдет по Новой Москве до самого города Троицка.

Первый его участок - от станции "ЗИЛ" (это название уже утверждено) до станции "Коммунарка" - строится полным ходом. Его длина - около 26 километров. Расположатся на нем 11 станций. Основные строительно-монтажные работы на участке, по словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, планируется завершить в этом году. Сейчас ведутся монолитные и архитектурно-отделочные работы, монтаж инженерных систем и благоустройство.

Полностью линия со всеми 17 станциями должна заработать в 2029 году. Что интересно: вся она пройдет под землей, так как Новая Москва - уже не чистое поле, как кому-то может представляться. Теперь здесь комфортабельные жилые районы с современными школами, поликлиниками, спортивными комплексами и другими объектами социальной инфраструктуры, а также более чем с миллионом созданных там за последние годы рабочих мест. Троицкая линия улучшит транспортную связь с Москвой исторической для 450 тысяч жителей Новой Москвы, а всего в зоне ее притяжения будут жить 1,5 миллиона горожан.

Еще одна ожидаемая радиальная линия подземки - Рублево-Архангельская. Она также строится в два этапа. Первый участок - от станции "Шелепиха" до станции "Бульвар Генерала Карбышева" - уже прокладывается, второй - от "Бульвара Генерала Карбышева" до "Липовой Рощи" - проектируется.

"На втором участке этой линии очень много сложных инженерных коммуникаций, в том числе система газоснабжения, водоснабжения и т.д., - рассказал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. - Поэтому требуется чуть больше времени, чтобы принять необходимые технические решения".

Перегонные тоннели этой ветки будут строиться и как классические - диаметром шесть метров, и как двухпутные - 10-метровые. Эксперты утверждают, что запуск этой линии существенно улучшит транспортное обслуживание населения северо-западных районов Москвы. На пересечении с БКЛ в районе станции "Народное Ополчение" у пассажиров подземки появится дополнительный пересадочный узел, который откроет им множество новых маршрутов под землей. Благодаря этому улицы станут свободнее от автомобильного транспорта, а воздух - чище.

Новая Москва - уже не чистое поле, а комфортабельные жилые районы с современными школами, поликлиниками, спортивными и другими объектами

С надеждой следят за строительством метро и жители района Бирюлево. Похоже, их ожидание в течение полувека его прихода и к ним заканчивается. Ветка от станции "ЗИЛ" до станции "Бирюлево" не только проектируется, но и уже есть в планах развития метрополитена до 2028 года. Для ее обслуживания предусмотрено строительство электродепо.

"Проектировщики планируют заложить решения, которые в случае необходимости позволят продлить эту линию", - рассказали "РГ" в пресс-службе департамента строительства. Вернулся город к сооружению еще одной станции, запланированной 70 лет назад, - "Достоевской" на Кольцевой линии. Такое название недавно утверждено для бывшей станции "Суворовская", площадка для которой была отведена еще в пятидесятые годы прошлого века между станциями "Проспект Мира" и "Новослободская". Уже одно это говорит, что город все-таки намерен построить тринадцатую станцию первого кольца Московского метрополитена.

Тем более что потребность в ней с открытием после реконструкции в 2025 году спорткомплекса "Олимпийский" существенно возрастет.

Темпы реновации удваиваются

Для участников программы реновации в этом году будет построено больше 100 домов общей площадью 1,5 миллиона квадратных метров. Они позволят обеспечить новыми квартирами более 20 тысяч семей, или 53 тысячи москвичей.

"Представим, что это такое, - сравнил как-то Рафик Загрутдинов. - 50 тысяч жителей - это население среднего российского города, одного из тех, что у нас, например, расположены на "Золотом кольце". И вот все они буквально в течение года приступят к переезду в новые квартиры". Всего же в городе в проектировании и строительстве для участников этой программы находится уже почти 500 домов площадью 8,9 миллиона квадратных метров.

Рафик Загрутдинов: Для участников программы реновации в этом году построим больше 100 домов. Фото: Департамент строительства города Москвы

"Причем надо понимать, что дом в Москве - не просто отдельно стоящее здание, а, как правило, целый жилой комплекс из четырех-пяти новостроек, которые часто занимают целый квартал", - продолжал глава департамента.

В течение ближайших двух-трех лет переселяться будут уже по 80 тысяч человек в год - такую задачу поставил перед строителями глава города. Напомню, программой реновации за пятнадцать лет предполагается переселить миллион москвичей из отживших свой век пятиэтажек в современное комфортабельное жилье. С 2017 года, когда правительство Москвы поставило такую задачу, 156 тысяч горожан уже переехали или находятся в процессе переезда в новые квартиры. У мэра Москвы Сергея Собянина за это время появилась даже традиция: в начале года он навещает новоселов в новом доме. Так, в начале 2023 года глава города побывал в гостях у пенсионерки Клавдии Плотниковой, которая в своем районе Гольяново переехала из хрущевки в построенную по соседству 23-этажную башню и стала стотысячным москвичом, получившим квартиру по реновации. Ну, а в январе 2024-го мэр поздравлял с новосельем 150-тысячного москвича - Владимир Потанин с женой, сыном и дочкой получили квартиру, как и мечтали, у себя в Коньково.

Важная особенность программы реновации - строятся не только жилые дома, но одновременно и новые школы, садики, поликлиники, дороги

Важная особенность программы - строятся не только дома, но одновременно и новые школы, садики, поликлиники, дороги... Чтобы человеку, переехавшему в новый дом, было комфортно во всем: остановка общественного транспорта или ближайшая станция метро были рядом, парк и физкультурно-оздоровительный комплекс - в пешеходной доступности. Собственно, ради этого и затевалась реновация.

Преображается в процессе этой работы и "ржавый пояс" Москвы в виде заброшенных территорий старых промышленных зон. На разных стадиях реализации в городе находятся 228 проектов комплексного развития территорий. Многие из них так или иначе связаны с реновацией. В рамках реализуемых проектов помимо промышленных, общественно-деловых и социальных объектов будет построено и около 2 миллионов квадратных метров жилой площади для москвичей, чьи дома идут под снос. Есть и другая польза от обновления этих территорий. Приняв решение строить на таких площадках, мэр поручил создавать единую комплексную систему инженерного обеспечения. Новые сети подводятся не только к новостройкам, но и ко всей расположенной рядом с ними городской застройке, что гарантирует москвичам надежное тепло и водоснабжение на десятилетия вперед.

Плюс еще 100 километров

Как и в предыдущие 12 лет, за которые Москва построила более 1,3 тысячи километров новых дорог, в 2024 году планируется построить очередную сотню километров трасс, точнее, 94 километра. Московский скоростной диаметр, запущенный в прошлом году, уже стал одним из самых востребованных в столице. На очереди - его южный участок за Кольцевой, для дорожных строителей он - один из ключевых. Проходит от МКАД до трассы "Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе".

Ввод этого участка в строй, запланированный на текущий год, завершит формирование диаметра за пределами МКАД, соединив его сразу с тремя крупными транспортными артериями - Симферопольским и Варшавским шоссе, а в перспективе и с автодорогой "Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе". Благодаря этому автомобилисты смогут, например, с Симферопольского шоссе уходить на МСД, не доезжая до МКАД, и без единого светофора попадать хоть в Некрасовку, хоть на север - на Дмитровское шоссе, что в разы сократит для них путь. До конца года планируется достроить и съезд с М-1 "Крым" на МСД. В результате снизится транспортная нагрузка на весь южный сектор МКАД, а также целый ряд магистральных улиц - Подольских Курсантов, Дорожную, Павла Фитина и Поляны, которые сейчас служат альтернативным выездом на МКАД.

Активно строится и дорога "Солнцево- Бутово - Варшавское шоссе", которой отведена роль полноценного дублера МКАД на юго-западе Москвы. Три участка уже построены, еще на двух ведутся работы. Самый крупный из них длиной 28 километров проходит от станции метро "Коммунарка" до улицы Поляны, в его составе будут построены три путепровода и шесть пешеходных переходов. Сооружение второго строящегося участка только началось - протяженностью 14 километров, он свяжет улицу Поляны с Варшавским шоссе. Работы у строителей впереди также сложные: им предстоит реконструировать несколько улиц, а также возвести целый ряд инженерных сооружений - эстакаду, тоннель, два путепровода и 10 пешеходных переходов.

В планах города на 2024 год и открытие еще одной крупной магистрали, Южной рокады. Эта 40-километровая дорога - часть нового транспортного каркаса Москвы. Она имеет очень большое значение практически для всех москвичей, так как идет от развязки Рублевского шоссе с МКАД, пересекает юг и доходит до юго-востока в Капотне - до улицы Верхние Поля. Ее строительство разделено на восемь участков. Пять из них уже введены в эксплуатацию: от МКАД до Варшавского шоссе, от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта, от улицы Марьинский Парк до МКАД. Реконструирован и участок МКАД от Каширского шоссе до транспортной развязки на пересечении МКАД с Бесединским шоссе. Осталось еще три участка: построить от Каспийской улицы до 1-го Котляковского переулка, провести реконструкцию улицы Донецкой от улицы Подольской до Курьяновской набережной, а также закончить обновление транспортной развязки на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля и улицей Капотня. Все три будут закончены также в этом году, в четвертом квартале. Общая готовность всей Южной рокады сейчас составляет 90 процентов. На МКАД останется завершить последнюю развязку с Алтуфьевским шоссе, и тогда съезды клеверного типа уйдут в прошлое - на всем кольце на смену им придут более безопасные и с большей пропускной способностью эстакады и съезды направленного типа.

Звезды для студентов

Близится к финишу еще один уникальный проект - строительство нового кластера для МГТУ имени Баумана. Мэр поставил задачу: 1 сентября 2024 года студенты уже должны в нем учиться. Из 14 корпусов новостройки площадью 170 тысяч квадратных метров шесть уже построены. Самые первые - Центр биомедицинских систем и технологий, а также Инжиниринговый центр наземных транспортно-технологических систем - строители завершили еще в 2022 году. В 2023-м мэр передал в дар вузу многофункциональный научно-образовательный корпус и Дворец технологий. В начале 2024 года были презентованы еще два объекта: Исследовательский центр и Многофункциональный библиотечный корпус. Среди уже готовых объектов также бережно отреставрированные объекты культурного наследия.

В настоящее время строятся центр будущих открытий - Квантум-парк и Центральный кластер, пять корпусов которого объединит полимерный купол. Здесь развернут свою деятельность научно-исследовательские центры и уникальные лаборатории. Для комфортного проживания студентов возводятся два здания многофункционального корпуса. Они будут включать библиотеку, залы самоподготовки, коворкинги, центр здоровья. Каждый из 640 жилых блоков площадью 40 квадратных метров с отдельной кухней рассчитан на проживание до четырех студентов. Словом, все это больше напоминает крутой деловой центр, в каких сейчас порой проводятся престижные конференции. Как заметил Рафик Загрутдинов, качество этих жилых корпусов можно сравнить если не с пятизвездочным отелем, то уж, как минимум, с четырехзвездочным плюс.

Учебно-лабораторный корпус на Рубцовской набережной свяжет со зданием общежития на Госпитальной набережной велопешеходный мост. Летом это место станет отличной зоной отдыха и для жителей ближайших районов, которым тоже наверняка захочется полюбоваться видом, открывающимся со смотровой площадки - амфитеатра моста.

Продолжает столица строительство и новых спортивных объектов. Но самая важная задача, поставленная мэром, - это создание хороших спорткомплексов в каждом районе. Причем именно таких, какие просят жители: где-то нужен каток, а где-то - бассейн. С учетом пожеланий в этом году современные красивые спорткомплексы москвичи получат в районах Крюково, Гольяново, Зябликово.

Будем здоровы

Продолжает город работать и над масштабной программой модернизации материально-технической базы здравоохранения. После запуска четырех флагманских центров по оказанию экстренной помощи, уникального корпуса, построенного для Московского клинического научного центра имени Логинова, создается не менее суперсовременный корпус для детской городской больницы Святого Владимира на 570 коек. Его открытие запланировано на 2025 год. По словам Рафика Загрутдинова, он должен стать одним из лучших детских многопрофильных стационаров не только в Москве, но и во всей России, а также экспертным Центром по лечению и диагностике детских заболеваний. Выполнять эти функции клинике позволит оснащение последними медицинскими технологиями - для этого закуплено уже почти 1,5 тысячи единиц самого современного оборудования.

Позаботились проектировщики и о том, чтобы в новой больнице было комфортно и детям, и их родителям. Например, в комнатах, где будут проводиться длительные процедуры, маленькие пациенты смогут посмотреть мультики, почитать книжки, даже поиграть: больной ребенок - все равно ребенок. Для мамы или папы в палате рядом с ним тоже предусмотрено специальное место. Есть и семейная комната, где родители смогут посидеть за компьютером, поработать или отдохнуть.

В районах города строятся новые поликлиники. В 2023 году в старой Москве их было введено в эксплуатацию 10. В этом году достраивается консультативно-диагностический центр с поликлиникой на улице Вавилова, уже введена в эксплуатацию детская поликлиника на 320 посещений с травматологическим пунктом на улице Лебедянской в районе Восточное Бирюлево. Строятся также поликлиники в районе Некрасовка и в Зеленограде. Все они возводятся по новому стандарту. В детско-взрослых поликлиниках предусмотрены отдельные входные группы для разделения потоков пациентов. Для удобства маломобильных граждан входы сделаны на одном уровне с землей. Помещения везде светлые и просторные, понятная навигация помогает больным быстро сориентироваться и найти нужный кабинет.

А для строительства нового комплекса НИИ скорой помощи им. Склифосовского сейчас разрабатывается концепция. Пока же известно лишь, что крупнейшая новостройка площадью больше 100 тысяч квадратных метров позволит снести все устаревшие корпуса этой старейшей клиники Москвы. Сохранится только историческое здание, которое выходит на Садовое кольцо. По словам Рафика Загрутдинова, уже в этом году строители должны выйти на стройплощадку Склифа.