Зодчий большого манежа. Долгих семь лет архиектор Вулых руководил строительством цирка на проспекте Вернадского
В советские годы считалось, что важнейшими из искусств являются кино и цирк. И если в послевоенной Москве кинотеатров, где крутили наши и трофейные фильмы, хватало, то вот цирковых зданий практически не было. 60 лет назад начали строить здание знаменитого цирка на проспекте Вернадского.
ДОЛГОСТРОЙ
Самый большой и современный цирк в мире в столице решено было построить в середине 1950-х годов. Долго выбирали площадку и наконец решили возводить его на Воробьёвых горах. Два года утверждали проект, и в итоге Градостроительный совет утвердил здание, созданное архитекторами Яковом Белопольским, Ефимом Вулых и Львом Мисожниковым. Стройка началась в 1964 году и была рассчитана на три года, но затянулась на семь лет.
«Я помню, ехал в троллейбусе мимо строящегося цирка, а рядом со мной пассажиры рассказывали друг другу, что, дескать, за несвоевременную сдачу объекта и хищение стройматериалов главного архитектора посадили. Мне было обидно это слушать, я хотел возразить, что папу никто не сажал, что он делает всё возможное для того, чтобы построить цирк, – вспоминает известный поэт Александр Вулых, сын архитектора Ефима вулых. – В конце концов, виновными в срыве строительства признали завод «Знамя труда», который вовремя не поставил панели кровли купола. А вообще, в строительстве цирка принимали участие 10 стройуправлений. Я просто не понимаю, как отец мог физически координировать работу такого количества строителей. Этот проект, можно сказать, стал делом его жизни».
Фото пресс-службы Большого Московского цирка
ЛЮБИМЫЕ МЕСТА
В апреле 1971 года Большой Московский цирк, который стал крупнейшим цирком Европы на 3,4 тыс. мест и с пятью сменными манежами, дал первое представление.
«Я помню его плохо. Разве что запомнилось чередование манежей, когда, скажем, конный манеж сменялся на ледовый или когда появлялся бассейн с водной феерией, – говорит Александр Вулых. – И конечно, с нетерпением ждал любимых артистов – Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, блиставших в тот вечер на манеже».
Огромная часть жизни Ефима вулых была связана с юго-западом столицы.
«Юго-запад Москвы был для отца одним из любимейших мест города. Ну, конечно же, вместе с Комсомольским проспектом, который тоже был построен по его проекту. Но юго-запад ничуть не меньше. Во-первых, он принимал участие в застройке проспекта Вернадского. А ещё зимой, я помню, взяв с собой лыжи, мы добирались на метро до станции «Юго-западная» и ходили на них по снежной целине, по лесу, потому что здесь практически заканчивался город», – вспоминает сын архитектора.
ХРАНИЛИЩА ЗНАНИЙ
Ефим Вулых также был главным архитектором Центральной медицинской библиотеки им. И. М. Сеченова. А ещё фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам ИНИОН, которая более 40 лет украшала пересечение улицы Профсоюзной и бывшей улицы Красикова (сейчас она влилась в Нахимовский проспект. – Ред.) и которую в январе 2015 года уничтожил страшный пожар.
«Это была огромная трагедия для нашей культуры и её наследия. Погибли бесценные рукописи, книги, архивы. Но потерь могло быть намного больше, если бы не отцовский проект главного книгохранилища. Книги в подвальных помещениях хранились в капсульных сейфах, спроектированных таким образом, что они оставались бы целыми даже после прямого попадания авиабомбы. К сожалению, подвалы при тушении пожара были залиты водой», – говорит Александр Вулых.
Фото из семейного архива
ДОСЬЕ
• Ефим Вулых (1916–1982), архитектор, специалист по жилищному строительству. После окончания Московского архитектурного института начал работать в мастерской академика архитектуры леонида Полякова, затем в Моспроекте. Участвовал в проектировании проспекта Вернадского и Комсомольского проспекта, много занимался жилищным строительством, автор серии домов II-67 (Смирновская, Тишинская и Москворецкая разновидности), ЖК на Дорогомиловской набережной, 450-квартирного дома на Ленинском проспекте и других зданий и памятников.