Зодчий большого манежа. Долгих семь лет архиектор Вулых руководил строительством цирка на проспекте Вернадского

В советские годы считалось, что важнейшими из искусств являются кино и цирк. И если в послевоенной Москве кинотеатров, где крутили наши и трофейные фильмы, хватало, то вот цирковых зданий практически не было. 60 лет назад начали строить здание знаменитого цирка на проспекте Вернадского.

Зодчий большого манежа. Долгих семь лет архиектор Вулых руководил строительством цирка на проспекте Вернадского
© Вестник района Гагаринский

ДОЛГОСТРОЙ

Самый большой и современный цирк в мире в столице решено было построить в середине 1950-х годов. Долго выбирали площадку и наконец решили возводить его на Воробьёвых горах. Два года утверждали проект, и в итоге Градостроительный совет утвердил здание, созданное архитекторами Яковом Белопольским, Ефимом Вулых и Львом Мисожниковым. Стройка началась в 1964 году и была рассчитана на три года, но затянулась на семь лет.

«Я помню, ехал в троллейбусе мимо строящегося цирка, а рядом со мной пассажиры рассказывали друг другу, что, дескать, за несвоевременную сдачу объекта и хищение стройматериалов главного архитектора посадили. Мне было обидно это слушать, я хотел возразить, что папу никто не сажал, что он делает всё возможное для того, чтобы построить цирк, – вспоминает известный поэт Александр Вулых, сын архитектора Ефима вулых. – В конце концов, виновными в срыве строительства признали завод «Знамя труда», который вовремя не поставил панели кровли купола. А вообще, в строительстве цирка принимали участие 10 стройуправлений. Я просто не понимаю, как отец мог физически координировать работу такого количества строителей. Этот проект, можно сказать, стал делом его жизни».

Фото пресс-службы Большого Московского цирка

ЛЮБИМЫЕ МЕСТА

В апреле 1971 года Большой Московский цирк, который стал крупнейшим цирком Европы на 3,4 тыс. мест и с пятью сменными манежами, дал первое представление.

«Я помню его плохо. Разве что запомнилось чередование манежей, когда, скажем, конный манеж сменялся на ледовый или когда появлялся бассейн с водной феерией, – говорит Александр Вулых. – И конечно, с нетерпением ждал любимых артистов – Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, блиставших в тот вечер на манеже».

Огромная часть жизни Ефима вулых была связана с юго-западом столицы.

«Юго-запад Москвы был для отца одним из любимейших мест города. Ну, конечно же, вместе с Комсомольским проспектом, который тоже был построен по его проекту. Но юго-запад ничуть не меньше. Во-первых, он принимал участие в застройке проспекта Вернадского. А ещё зимой, я помню, взяв с собой лыжи, мы добирались на метро до станции «Юго-западная» и ходили на них по снежной целине, по лесу, потому что здесь практически заканчивался город», – вспоминает сын архитектора.

ХРАНИЛИЩА ЗНАНИЙ

Ефим Вулых также был главным архитектором Центральной медицинской библиотеки им. И. М. Сеченова. А ещё фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам ИНИОН, которая более 40 лет украшала пересечение улицы Профсоюзной и бывшей улицы Красикова (сейчас она влилась в Нахимовский проспект. – Ред.) и которую в январе 2015 года уничтожил страшный пожар.

«Это была огромная трагедия для нашей культуры и её наследия. Погибли бесценные рукописи, книги, архивы. Но потерь могло быть намного больше, если бы не отцовский проект главного книгохранилища. Книги в подвальных помещениях хранились в капсульных сейфах, спроектированных таким образом, что они оставались бы целыми даже после прямого попадания авиабомбы. К сожалению, подвалы при тушении пожара были залиты водой», – говорит Александр Вулых.

Фото из семейного архива

ДОСЬЕ

• Ефим Вулых (1916–1982), архитектор, специалист по жилищному строительству. После окончания Московского архитектурного института начал работать в мастерской академика архитектуры леонида Полякова, затем в Моспроекте. Участвовал в проектировании проспекта Вернадского и Комсомольского проспекта, много занимался жилищным строительством, автор серии домов II-67 (Смирновская, Тишинская и Москворецкая разновидности), ЖК на Дорогомиловской набережной, 450-квартирного дома на Ленинском проспекте и других зданий и памятников.

АРМЕН МУРАДЯН