Войти в почту

Во Владимире открылась выставка "Иконы Богоматери Боголюбской"

Уникальная икона XII столетия, а точнее 1158-1160 годов, чудом дошедшая до наших дней усилиями реставраторов Центра им.Грабаря, явлена посетителям в Музейном центре "Палаты" Владимиро-Суздальского музея-заповедника впервые с 2009 года.

Во Владимире открылась выставка "Иконы Богоматери Боголюбской"
© Российская Газета

Икону в византийском стиле написал неизвестный мастер по велению князя Андрея Боголюбского, после того как, согласно преданию, Пречистая Дева явилась ему во время молитвы.

Она пережила разрушение практически до основания храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, где она хранилась в XVIII веке, периоды революционного лихолетья, время борьбы с религией. Впервые реставраторы осмотрели икону в 1918 году. И в течение почти 100 лет она находилась под чутким оком специалистов.

Выставку открыла директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

"Для нас большая честь сегодня видеть всех на открытии удивительного проекта, - сказала она. - Эта святыня могла появиться в нашей экспозиции благодаря усилиям множества людей. Если бы не специалисты Центра им. Грабаря, если бы не было их поддержки и опоры, мы не смогли бы в принципе создавать выставки. Это собрание удивительных профессионалов".

На открытии также присутствовал председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин. "Эта икона вместе с Андреем Боголюбским - собирательница русских земель, - рассказал он. - Она была спасительницей, она помогала побороть болезни, врагов. Ее возвращение очень актуально и символично сейчас".

Когда икона попала к реставраторам, она была в руинированном состоянии, доска была покрыта плесенью, на лике было много поздних наслоений. Но старинная липовая доска XII века сохранилась.

"Мы счастливые люди, что мы можем видеть эту икону, как когда-то наши соотечественники более 800 лет назад, - поделилась с гостями директор департамента музеев и внешних коммуникаций Минкультуры РФ Елена Харламова. - Даже в реставрационной мастерской она производит невероятное впечатление. Как ее показывают здесь во Владимиро-Суздальском музее, так должны показываться такие вещи".

Директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев рассказал, что самое сложное было - сохранить автора, аутентичность иконы: "Как "убить" XIX век, а там XVIII-й и сколько под ним других слоев?" В итоге реставраторы смогли раскрыть поздние слои, и лик Богородицы был явлен в первозданном виде. "Если бы не подвиг музейщиков, их труд, надежда и вера, реставраторам просто не с чем было бы работать", - отметил Сергеев.

Для сохранения идеальных условий экспонирования - 17-18 градусов выше нуля и 50% влажности - была создана специальная витрина. Как рассказал "РГ" реставратор памятника Александр Горматюк, она целиком была изготовлена в России. "У нас накоплен серьезный опыт реставрации икон, - рассказал Горматюк. - Витрина построена по принципу пассивного микроклимата. Она позволяет стабилизировать перепады влажности и сохранять деревянную поверхность, которая чувствительна к любым изменениям. Кроме того она экспонируется в помещении со специальным микроклиматом. Это позволяет открывать витрину и осматривать икону без стрессов".

Высота витрины 105 см, вес 30 кг. Зал, в котором выставлена икона, практически не освещается. В него пускают не более 10 человек. Два других зала с мультимедийной экспозицией посвящены истории иконы и ее реставрации. Они будто подготавливают к встрече со святыней.