Войти в почту

Время пить чай: к проекту «Московское чаепитие» присоединилось 100 отелей и ресторанов

Любимый напиток жителей столицы, идеальное дополнение к московским сайкам и коврижкам, а также причина появления одного из самых узнаваемых зданий в центре города — все это чай. Сегодня чайная культура в городе продолжает развиваться. Проект «Московское чаепитие» задает новые гастротренды и сохраняет традиции. Теперь с проектом сотрудничают 100 партнеров.

Время пить чай: к проекту «Московское чаепитие» присоединилось 100 отелей и ресторанов
© Mos.ru

Ежедневно в 16:00 в 50 ресторанах и 50 отелях столицы гости могут заказать специальный сет, который подается в фирменной посуде из красно-золотого фарфора, и попробовать традиционную выпечку, варенье, чайные купажи.

В разных гастрономических местах сеты включают варенье из черники, малины или черной смородины, а также калачи, сайки, бублики, рогалики, коврижки и другую выпечку.

100 заведений, участвующих в проекте, можно узнать по особой наклейке на двери. Кроме того, их список представлен в сервисе Russpass.

Проект «Московское чаепитие» заработал в начале декабря прошлого года. На Тверской площади москвичи и туристы в течение новогодних праздников знакомились с чайными традициями на мастер-классах и театрализованных представлениях, покупали угощения на ярмарке. А в разных точках города находились мобильные чайные станции, где желающие согревались напитком из самовара.

Как «Московское чаепитие» продолжает традиции

На Руси чай появился в XVII веке — посол Михаила Федоровича Романова привез несколько пудов высушенных чайных листьев от монгольского хана. Позже напиток начали доставлять из Китая. Долгое время чай был редким и дорогим. При Екатерине II он еще оставался напитком дворян, однако постепенно обращал на себя внимание и других сословий.

Популяризацией напитка в XVIII веке занялись русские купцы, его стали массово продавать в лавках и широко рекламировать. Купцы и помещики сформировали самобытную культуру чаепития с ведерным самоваром и большим количеством еды и сладостей. Чаевничали неспешно, пили по 10 стаканов. Закусывали напиток мармеладом, печеньем, мочеными яблоками, пирогами с разными начинками, блинами и даже арбузом, сдабривали напиток молоком или бальзамом.

Именно тогда начали зарождаться чайные династии. Одна из самых известных — Перловы. Уже в 1787 году Алексей Перлов открыл первые лавки для розничной торговли чаем. Более чем столетие спустя благодаря Перловым этот напиток не только прочно вошел в гастрономическую жизнь москвичей, но и отчасти повлиял на архитектурный облик города. Чайный дом на Мясницкой улице, который еще называют китайской шкатулкой, был украшен в новом китайском стиле по инициативе Сергея Перлова. Фасад преобразили к визиту высокопоставленного китайского чиновника с расчетом на выгодную сделку. Сергей Перлов надеялся, что посол остановится именно у него, однако тот выбрал чайную фирму семьи, которой владел брат купца. Сделку не заключили, зато необычное здание до сих пор остается яркой достопримечательностью Москвы.

«Любителей ароматного напитка в Москве называли чайниками и чайницами. Москвич, который мог позволить себе чай, был высокого достатка — оттуда пошло выражение “кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач”. Кяхта — торговая слобода на границе с Монголией, центр торговли с Китаем, оттуда везли в Россию на обозах драгоценный груз», — говорит кандидат исторических наук Иван Соколов.

Чай стал напитком для всех в 10–20-е годы XIX века. Это подтверждается и документально: в 1821-м издали указ «О дозволении производить продажу в трактирных разного рода заведениях с семи часов утра до 12 пополудни и содержать в ресторациях чай». В Москве стали массово открываться чайные места, и культура чаепития разделилась на домашнюю и в заведениях.

Иван Соколов рассказывает, как в них пили чай с сахаром: вприкуску, внакладку и вприглядку. Самый недорогой вид распития — вприглядку, когда приходилось обходиться без дорогого песка. Состоятельные люди могли добавить в чай не только сахар, но и несколько кусочков лимона.

Традицию пить чай в 16:00 тоже можно считать московской. Писатель Александр Вьюрков в «Рассказах о старой Москве», изображая дореволюционный быт Москвы, большое внимание уделил чаю: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала».

Особая посуда и вкусная сдоба

Сложно представить хорошее чаепитие без свежей сдобы. Организаторы проекта «Московское чаепитие» обратились к архивам и взяли за основу старинные московские рецепты. По ним была создана выпечка, которая продавалась на Тверской площади. Отели и рестораны также опираются на кулинарные традиции Москвы.

Например, некоторые сеты включают в себя сайки — продолговатые булочки с изюмом, популярные в ХIX веке и называвшиеся тогда по фамилии булочника — филипповские. Интересно, что изначально изюма в сайках не было. Веселую легенду, как в них появились сушеные ягоды, приводил писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Свежие булки поставляли к завтраку генерал-губернатору, и однажды он, откусив от сайки, заметил в сдобе таракана. Иван Филиппов, которого тут же привели к губернатору, ответил, что это «изюминка-с», и сам съел кусок, а затем помчался в пекарню. Через час все булки выпекались уже с изюмом. Обновленная сдоба произвела фурор, и с тех пор в классическую московскую сайку щедро добавляют эту начинку.

Исторически чай подавали в красивой фарфоровой посуде, в стаканах с подстаканниками и, конечно же, наливали из самоваров. Когда чайная культура в Москве стала массовой, напиток из больших самоваров с кренделями и пирогами стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах.

Мобильные станции «Московского чаепития» так же, как столетие назад, стали частью народных гуляний, например фестиваля «Усадьбы Москвы. Зима». Гости могли выпить чай из самовара на передвижной станции во время потешных зимних игр, карнавалов и других мероприятий на территории исторических усадеб города.

Фарфоровые наборы тоже стали визитной карточкой проекта «Московское чаепитие». Они отличаются специально разработанным дизайном, который напоминает о главных достопримечательностях столицы: на красных чашках, чайнике и блюдцах можно рассмотреть золотистые силуэты Москва-Сити, сталинских высоток и других знаковых зданий. Сегодня именно в такой посуде сервируются чаепития в ресторанах и отелях, участвующих в проекте.

Следить за мероприятиями проекта «Московское чаепитие» можно на Russpass.