Войти в почту

Декор станции «Октябрьское Поле» создал известный латвийский художник

1.3.24. Декор из алюминия в интерьерах метрополитена начали широко применять полвека назад. А первые большие панно из металла появились на станции метро «Октябрьское Поле». Лучи солнца в честь юбилея СССР Открыли станцию в день 50-летия создания СССР — 30 декабря 1972 года. Отсюда и прямолинейные сюжеты панно: серп и молот, развевающееся знамя, лучи солнца. Да и само название станции «Октябрьское Поле», сооружённой на территории бывшего Военного поля, обязывало. Создали панно латвийские художники Хайм Рысин и Джемс Бодниекс. Как писал журнал «Строительство и архитектура Москвы», мастера отливали их в Риге, на комбинате Художественного фонда Латвийской ССР. Прибалтика традиционно славилась художественной ковкой, и художники комбината выполняли заказы со всех концов СССР. Творческий тандем Рысина и Бодниекса был плодотворным. Только в Москве художники оформили интерьеры нескольких станций метро, Кремлёвского дворца съездов, ВДНХ. Но самым необычным, а главное, знакомым практически каждому москвичу, их творением стали металлические обрамления витражей на станции метро «Новослободская». В витражах использовали стёкла из Домского собора Одним из авторов проекта «Новослободской» был маститый архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР Алексей Душкин. По воспоминаниям его жены Тамары, он ещё в 1940-х мечтал применить в интерьере метро цветное стекло — совершенно необычный для того времени материал. Незадолго до войны Душкин даже успел съездить на завод цветного стекла в Ригу и привёз образцы. Но осуществить замысел удалось лишь при создании станции метро «Новослободская», которая была открыта в 1952 году. Обрамления знаменитых витражей в виде растительного орнамента изготовили в Риге художники по металлу Рысин и Бодниекс с коллегами. «У художественной чеканки — большое будущее, — цитировала слова Рысина «Вечерняя Москва» в декабре 1951 года. — Она не только позволяет получить ясный и чёткий рисунок, но и даёт огромную экономию металла. Толщина каждой латунной детали — полмиллиметра».