Дом отдыха для поездов: как обслуживают вагоны метро в электродепо «Сокол»
Измерить температуру, проверить колеса и кондиционеры и «подлечиться»: столичные электродепо можно назвать санаториями или домами отдыха для поездов метрополитена. Всего в Москве их 22, а до 2030 года планируют открыть еще пять: «Южное» для Замоскворецкой линии и «Столбово» для Сокольнической, а также депо для новых Рублево-Архангельской, Троицкой и Бирюлевской линий.
С 2011 года в городе построили и модернизировали 12 высокотехнологичных депо. Новым усовершенствованным корпусом обзавелся и «Сокол», одно из старейших депо столицы, которое открыли в 1938 году. В апреле 2021-го завершился первый этап его реконструкции. Сегодня здесь обслуживают поезда Замоскворецкой линии и уже готовы принять новые вагоны «Москва-2024».
Корреспонденты mos.ru побывали в депо «Сокол» и выяснили, зачем рабочим музыкальный слух, как узнать, не перегрелся ли вагон, и может ли станок заменить токаря.
Дом для старшего поколения
Шипение, свист, стук. Это, шумно дыша, заходят в старый цех депо «Сокол» номерные поезда старшего поколения, а также желтые хозяйственные вагоны — мотовозы, которые по ночам привозят в метрополитен рельсы, кабели и прочие запчасти. Помещение цеха снаружи розово-кирпичное — типичная советская индустриальная постройка, внутри — просторное, через прозрачный потолок проникает дневной свет. На месте этого здания планируют построить новое: второй этап реконструкции «Сокола» намечен с 2025 по 2028 год. Часть составов временно переведут в депо «Южное» в Братееве, строительство которого находится на финальной стадии.
«Это здание построено в 1935 году, а в эксплуатацию запущено в 1938-м. За все годы существования его лишь немного модернизировали, в целом оно так же, как почти 90 лет назад, исправно работает. Реконструкция необходима прежде всего для расширения: здесь только 24 канавы, из них 15 отстойных. После перестройки планируется увеличить количество мест для стоянки и ремонта поездов», — говорит заместитель главного инженера электродепо «Сокол» Роман Зайцев.
Канавами в депо называют углубления в полу, в которые заходят поезда. Одни, отстойные, предназначены для их отдыха перед следующим рейсом и техосмотра, а другие, технические, — для мелкого и крупного ремонта.
Слышен стук. Рабочий с фонарем, сев на корточки перед вагоном с табличкой «Ховрино» на лобовом стекле, проводит техосмотр: ударяет молоточком по колесам.
«Молоток — главный инструмент осмотрщика. Простукивая, он определяет, насколько прочно затянуты болты, нет ли трещины на раме внизу вагона, которая может образоваться от вибрации и возраста: номерные поезда изготовлены в 90-е годы. Чтобы выявить неполадки, осмотрщик должен обладать музыкальным слухом, и у всех наших технических работников есть такой талант! Если разошелся болт, при простукивании слышен дребезг, а в случае трещины — глухой звук», — поясняет Роман Зайцев.
Еще поездам измеряют температуру, почти как в поликлинике — градусником-пистолетом. Эта процедура называется проверкой теплонагрузки. В первые 20 минут, когда вагон заходит в депо и еще не остыл, осмотрщик приставляет термометр к подшипниковым узлам, благодаря которым вращаются колеса, и сравнивает результат с температурой воздуха.
Если во время техосмотра выясняется, что поезд «приболел», его отправляют на «лечение», которое может длиться до пяти дней. Иногда достаточно нанести свежую смазку на подшипники, а бывает, приходится полностью заменять детали. Так, в отдельном цехе старого корпуса лежат изношенные колесные пары, а рядом — новенькие блестящие.
Рабочие снимают с приподнятого домкратом вагона раму и грузят ее на кран, чтобы доставить на кантователь — прибор, позволяющий повернуть предмет на 360 градусов и осмотреть со всех сторон.
«Даже когда видимых повреждений нет, раму необходимо проверять после каждого прохождения примерно 480 тысяч километров. Такое расстояние вагон проезжает в среднем за 32 месяца», — говорит собеседник mos.ru.
Сергей Собянин открыл электродепо «Аминьевское» БКЛС начала года более 600 машинистов приступили к работе в Московском метрополитене
Салон для молодых и современных
Мы выходим из старого цеха на улицу и видим модернизированную часть депо «Сокол»: четырехэтажный серебристый корпус с зелеными автоматическими дверями. Внутри светло, тепло, пахнет свежей металлической стружкой и резиной. Помещение кажется санаторным комплексом, что, в общем-то, почти так и есть. За счет нового корпуса вместимость депо в 2021 году увеличилась почти в два раза.
«Это здание построено из современных энергосберегающих материалов. Старый цех мы топим двумя котлами зимой, а здесь хватает одного даже в мороз. Внутреннее оснащение нового депо полностью ориентировано на комфортное обслуживание поездов», — объясняет Роман Зайцев.
Полы в реконструированном депо покрашены в цвета светофора: зеленый — безопасная зона, желтый — будьте осторожны, красный — здесь нельзя стоять при движении поезда, иначе может задеть. Как только человек или поезд приближается к канаве, в ней сразу же срабатывает сенсорный датчик и загораются яркие лампы освещения.
«Заметьте, канавы при этом опущены, благодаря чему осмотрщику не приходится, как в старом здании, сидеть на корточках, чтобы простучать колеса и раму», — добавляет собеседник mos.ru и указывает на «отдыхающий» состав «Москва-2020», на котором сейчас проходят обучение машинисты.
Другое нововведение — площадки для осмотра кондиционеров. На них рабочие будут подниматься по лестнице. Кондиционерами оснастят все новые составы, первые из которых уже скоро выйдут на линию. Когда подъезжает поезд, эти площадки придвигаются к его крыше, и специалист может безопасно, без риска упасть в зазор, проверить, к примеру, фильтр или ультрафиолетовые лампы в устройстве, обеззараживающие воздух в салоне.
«В третьем зале модернизированного здания находится ультрасовременный станок для обточки колесных пар. Процедуру необходимо проводить по мере изнашивания поверхности колес, чтобы они не буксовали на рельсах, приблизительно раз в два месяца. Раньше токарь проводил эту манипуляцию вручную, и все зависело от его вычислений и глазомера. Приходилось тратить целый день на обточку всех колесных пар. Теперь это происходит так: из станка выдвигаются зажимы, которые захватывают колеса, мастер набирает на мониторе нужные параметры, и в течение часа машина сама приводит одну пару в нужное состояние», — продолжает Роман Зайцев.
Умный станок сам отправляет образовавшуюся металлическую стружку на конвейер, а оттуда — в контейнер. Дальше ее повезут на завод на переплавку.
Кстати, в этом здании новые вагоны будут обслуживать не сотрудники «Сокола», а сервисный центр производителя «Метровагонмаш» по контракту жизненного цикла, то есть до конца срока эксплуатации.
Здесь есть и автоматы-дозаторы для мойки стекол и салона: такую работу можно делать только вручную. Уборщики нажимают на металлическом корпусе кнопку с названием нужного химического раствора, подставляют ведро, и машина выделяет необходимое количество. Остается только добавить горячей и холодной воды.
До нейронных связей
Нас проводят на второй этаж нового здания, в комнату обучения машинистов. Здесь установлен симулятор кабины «Москва-2020». А рядом у мониторов за действиями учеников следят инструкторы. «У тебя две двери не закрыты, решай проблему. Вот теперь поехали!» — командует наставник. Он специально создал на компьютере нештатную ситуацию, чтобы потренировать будущего машиниста оперативно справляться с неожиданными случаями. Мягкое гудение двигателя — виртуальный поезд отправляется в путь.
«На этом тренажере навыки машиниста можно довести до автоматизма, до наращивания нейронных связей, как говорят психологи. Сначала ему дается время подумать, что невозможно на реальном подвижном составе. Когда он научится быстро справляться с любой нештатной ситуацией, начинается тренировка уже на реальных поездах», — комментирует машинист — инструктор по техническому обучению Андрей Ястребов.
Обычно переобучение на новый тип поезда занимает пять дней. Помимо тренировки на симуляторе, машинистам показывают и рассказывают, как устроены новые поезда снаружи и внутри. Первое практическое задание — самостоятельно принять состав в депо, вывести на линию и остановиться у платформы — все это под руководством опытного инструктора. Занятия организуют вне часов пик и без пассажиров, чтобы не помешать плановому движению.
«Электропоезда нового поколения удобны во всем. Сложнее всего переучиваться тем машинистам, кто раньше управлял только номерными составами. Я, к примеру, до сих пор ищу в кабине зеркало заднего вида, хотя в “Москве-2020” такого нет — только мониторы. Еще, бывает, пытаешься запускать поезд плавным поднятием ручки, по старинке, а в новых моделях ручку нужно сразу поднимать практически до упора, иначе машина будет очень медленно двигаться. Вывод: надо побороть старые привычки и выработать новые нейронные связи!» — улыбается Андрей Ястребов.
Собянин: Уникальные поезда помогают хранить историю московского метроСергей Собянин открыл электродепо «Сокол» после реконструкцииСтоличный метрополитен открывает сезон экскурсийМашинисты-инструкторы Замоскворецкой линии завершили переобучение по управлению поездами «Москва-2020»