Войти в почту

"Они считают зоопарк своим домом". Почему гориллам и капибарам хорошо жить в центре Москвы

"Безопасное место"

"Они считают зоопарк своим домом". Почему гориллам и капибарам хорошо жить в центре Москвы
© ТАСС

Горилленок по имени Ама потеряла ручку: отец, играя, повредил ее так сильно, что пришлось ампутировать. Сотрудники зоопарка выкормили ее из соски, как младенца. А потом постепенно ввели обратно в семью. Это было сложно — у Амы есть братья, сестры и тети, и со всеми пришлось знакомить постепенно. Нужно было понимать иерархию в семье, выстроить очередность знакомства и следить за реакцией животных — иначе они могли бы проявить агрессию. На это ушло месяцев семь-восемь. В этом году Аме будет 11 лет, и она живет в семье. В дикой природе при таких обстоятельствах животное, скорее всего, погибло бы.

"Некоторые говорят, что содержать диких животных в клетках, использовать их как экспонаты неэтично и неправильно, — говорит директор Московского зоопарка Светлана Акулова. — Но большинство обитателей родились в неволе и считают зоопарк своим домом".

Жирафу Самсону уже 30 лет, что для этих животных много. Есть здесь и пожилая лама. "Когда животное стареет, проявляются болезни, — объясняет заведующий научным отделом Московского зоопарка Сергей Хлюпин. — В природе оно бы ослабло, стало жертвой хищника. А у нас много животных в возрасте". Главное, что получают жители зоопарка, — внимание специалистов и сбалансированное питание. Тем, кто живет в дикой природе, нужных витаминов, макро- и миркоэлементов может не хватать. А здесь все есть. "Из-за того, что животные в безопасности, они становятся более спокойными, — добавляет Сергей Хлюпин. — Меняется поведение, и даже сумеречные иногда днем выходят на публику".

Большинство здешних обитателей или родились в Московском зоопарке, или привезены из каких-то других. Но небольшой процент животных был изъят из дикой природы. "У нас находят приют звери и птицы, столкнувшиеся с трудными обстоятельствами, — рассказывает Светлана Акулова. — Среди них могут быть те, кто нуждается в лечении или не обладает навыками охоты или утратил их, а следовательно, не в состоянии выжить самостоятельно. Зоопарк предоставляет безопасное место для таких животных, в его стенах они получают необходимую помощь".

"Комфортно, как дома"

В павильоне "Ночной мир" днем темно. А ночью, когда люди уходят, обитателям включают лампы дневного света. В зоопарке поменяли для них местами время суток, потому что быть активными они могут только ночью. Так животным комфортно жить, а люди могут за ними наблюдать. Это грызуны, некоторые приматы, лягушки, жабы и птицы. Большинство из них в природе человек никогда не увидит.

Для приматов в вольерах сделаны практически настоящие джунгли. "В природе эти животные очень скрытны, их было бы сложно наблюдать, — говорит Сергей Хлюпин. — А тут есть бамбук, заросли. Посетитель его видит, а животному комфортно, как дома".

Если зебре или жирафу нужно отдохнуть от посетителей, они могут уйти на середину вольера — он просторный. А если хочется — можно подойти поближе к ограждению, то есть к людям. "У них есть свобода выбора, — объясняет Сергей Хлюпин. — А для хищных кошачьих в вольерах сделаны укрытия: когда они устают от публики, можно пойти полежать, поспать".

"У нас созданы условия, которые наиболее соответствуют естественной среде обитания животных и полностью удовлетворяют их потребности, — объясняет Светлана Акулова. — Мы постоянно совершенствуем методы ухода, учитывая при этом последние научные исследования". И если белому медведю летом жарко, ему помогает бассейн и снежная пушка — машина, которая вырабатывает снег. А для тропических видов есть теплые павильоны, в которых увлажнители и правильная вентиляция создают нужный микроклимат. В жару многие звери любят купаться — в бассейнах и в "душе": специальные шланги разбрызгивают воду.

Один из показателей того, что животным хорошо, — тот факт, что они размножаются. "За последние годы число обитателей зоопарка пополнили новые виды: долгопяты, бурые гиены, пальмовые циветты, трубкозубы, гигантские муравьеды и многие другие", — рассказывает Светлана Акулова. Самый знаменитый юный обитатель сейчас — это, наверное, Катюша, первая панда, родившаяся в России. Скоро ей исполнится полгода. Этот вид животных считается уязвимым. "Мы добились заметных успехов в уходе за многими редкими и исчезающими видами, а также создали благоприятные условия для их размножения", — говорит директор зоопарка.

"По минимуму вмешиваться в жизнь животных"

Викунья дружит с капибарами. "Когда родились маленькие капибарята, она следила за ними, от нее не было никакой угрозы, просто была любопытна", — рассказывает Сергей Хлюпин. Они живут в одном вольере, но территория позволяет разойтись, когда нужно уединение.

На прудах зоопарка живут птицы множества разных видов. В природе они, возможно, и не встретились бы. А здесь уживаются, всем хватает места.

Многие животные совсем не хотят взаимодействовать с людьми. А вот приматам это очень интересно, правда, не самцам, а мамам с детьми. Семейные попугаи предпочитают общаться с сородичами. А те, у кого нет пары, переключают внимание на публику. "Мы стараемся по минимуму вмешиваться в жизнь животных, чтобы они общались со своим видом, а мы могли за этим понаблюдать", — объясняет Сергей Хлюпин.

Сотрудники это правило соблюдают всегда, а посетители — по-разному. Самая большая проблема — животных пытаются покормить. Чаще всего — коз и лошадей, то есть тех, к кому люди привыкли и якобы знают, что они едят. "Но у всех наших животных сбалансированный рацион. И то, что дается сверх нормы, вредит здоровью", — говорит Сергей Хлюпин.

А еще посетители часто спрашивают, почему животное так сильно линяет. Люди думают, что оно болеет, а это просто весенний период — и оно сбрасывает шерсть. Но если кому-то из обитателей правда будет нездоровиться — сотрудники это быстро заметят. "Приоритет Московского зоопарка — это благополучие наших обитателей, — рассказывает Светлана Акулова. — Команда ежедневно работает над созданием среды, в которой животные будут чувствовать себя комфортно". И если нужно, им обязательно помогут — как помогли горилленку Аме.

Галина Иванова