Войти в почту

«Важен каждый житель и его история». Директор Музея Москвы Анна Трапкова — о проекте «Москва без окраин»

В Москве больше нет спальных районов, а историю столицы создают ее жители. Так считает генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова. А проект «Москва без окраин» доказывает, что оба утверждения верные. Главными героями выставок становятся районы не только в центре, но и отдаленные от него.

«Важен каждый житель и его история». Директор Музея Москвы Анна Трапкова — о проекте «Москва без окраин»
© Mos.ru

За вклад в развитие внутреннего туризма Анна Трапкова стала одним из лауреатов городской премии в области туризма за 2023 год. В интервью mos.ru она рассказала о современных подходах к экскурсиям, об особенностях столичных районов и новых проектах.

Локальная идентичность московских районов

— Вы получили премию в области туризма в том числе за реализацию проекта «Москва без окраин». Как пришла идея его создать?

— Эта идея принадлежит не одному человеку, а целому коллективу. В 2021 году мы делали большую выставку «Москва. Проектирование будущего» совместно с Институтом генплана и Москомархитектурой, которая показывала, как наш город развивался на протяжении нескольких веков. В процессе ее подготовки стало понятно, что современный музей не может ограничиться таким макромасштабом — нужно выйти на уровень отдельного человека и поговорить с ним, как он видит историю города и того места, где живет.

— Проект посвящен локальной идентичности городских районов. Что это значит?

— Это и уникальная география района, и его архитектурные памятники, знаковые здания, и его жители со своими историями, и современное искусство. Например, художник Евгений Аверин, принимавший участие в выставке «Москва без окраин. Капотня», рисовал виды Капотни на небольших керамических плитках и расклеивал их по району. Когда дожди начали смывать краски, сотрудники нефтеперерабатывающего завода попросили нас связаться с автором и помочь сохранить его искусство. Так его работы нашли отклик и признание среди жителей района.

— Как горожане восприняли самую первую выставку? О каком районе она была?

— Первую выставку посвятили Таганскому району. Во время ее подготовки были опасения, что нас не поймут. Вдруг жители ожидают классического музейного подхода, где история начинается с первых поселений, археологических находок, важных дат, а не рассказов от первого лица? Но уже в день открытия стало очевидно, что такой подход интересен и близок людям, сразу же появилась обратная связь — жители Таганки начали приносить артефакты, рассказывать свои истории.

И такой живой отклик мы видели на всех выставках «Москвы без окраин». В книге отзывов этого проекта очень много теплых слов — люди пишут благодарности, рассказывают истории и оставляют свои контакты. Пока идет выставка, работа над ней не прекращается — экспозиция дополняется новыми предметами и историями. И после окончания выставки связь Музея Москвы с районом и его жителями не прерывается.

— Сколько выставок вы уже организовали в рамках проекта? Как проходит подготовка к ним?

— С момента начала проекта в июле 2021 года в Музее Москвы прошло шесть выставок. На них мы представили восемь районов: Таганский, Капотню, Преображенское, Арбат, Филевский Парк и Фили-Давыдково (их объединили на выставке «Фили»), Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон (в рамках выставки «Нагатино»).

Подготовка одной экспозиции занимает около трех месяцев. Исследовательская группа едет в район, ищет краеведческие сообщества, неравнодушных людей, интересующихся местной историей, старожилов. Собирает артефакты и личные истории, которые с ними связаны. Как правило, в каждой выставке участвуют несколько десятков горожан. Также мы работаем с предприятиями, музеями, библиотеками, культурными центрами, которые есть в этом месте. Затем формируем уникальную группу артефактов. К слову, все выставки бесплатные.

От бирки из роддома до макетов космических кораблей

— Выставка о каком районе вам запомнилась больше всего?

— Каждая уникальна по-своему. Например, в районе Преображенское мы выставили спасенный бюст Ленина, который кто-то выбросил на свалку. Посетителей «Таганки» растрогала история про кожаные сандалии, в которых один из старожилов района в детстве шлепал по лужам. В экспозиции про Капотню мы показали дневник посетительницы местной библиотеки, которая на протяжении десятилетий рецензировала все прочитанные книги. Жительница Арбата принесла свою детскую рубашечку и бирку из местного роддома, в котором родились Булат Окуджава, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Марк Захаров и другие выдающиеся люди. На выставке «Фили» представили макеты космических кораблей из музея при ракетно-космическом заводе имени Хруничева.

Выставку «Нагатино», которая завершилась на днях, мы посвятили 100-летию музея-заповедника «Коломенское». Самыми трогательными ее экспонатами стали вещи из гардероба Людмилы Колесниковой, бывшего директора музея. Во многом благодаря ей «Коломенское» превратилось в одну из главных достопримечательностей столицы.

— Можете приоткрыть тайну, какой район станет следующим героем проекта?

— Новая экспозиция будет посвящена району, который объединил две бывшие подмосковные деревни. Это Очаково-Матвеевское. Выставка откроется в начале марта. Но наша работа не ограничивается только выставками, «Москва без окраин» сегодня — это метод изучения города и создания проекта о нем. Мы выпустили методическое пособие, которое позволит сделать подобный проект, и очень хотим развивать сотрудничество с другими музеями и регионами. Так, совсем скоро «Москва без окраин» поедет в Казань.

— Как вы думаете, почему важно повышать привлекательность столичных районов для туристов? Как сегодня меняется стереотип о «спальниках»?

— Думаю, этот стереотип уже не имеет права на существование. Москва стала городом, комфортным для жизни практически в любом районе. Везде есть что посмотреть и о чем узнать. И мы можем привлекать туристов не только стандартными маршрутами, такими как Красная площадь или Арбат, но и показывать другую Москву, которая обладает не меньшим очарованием. Наш проект подчеркивает, что каждый район, каждый его житель важен и уникален, а каждая история заслуживает быть услышанной.

Не только смотреть, но и исследовать

— Москва из года в год становится самым популярным городом для внутреннего туризма. Как вы думаете, какие новые подходы в этом направлении можно развивать?

— У внутреннего туризма в Москве несколько направлений. С одной стороны, это огромный поток из регионов. Сюда приезжают не только учиться и работать, но и ходить в музеи, гулять по паркам, за московской гастрономией, чаепитием — брендами, которые город активно развивает. С другой стороны, самим жителям столицы интересно узнать, что происходит в Капотне и Зеленограде, какие загадки скрывает Электрозавод в районе Преображенское. Горожане с готовностью откликаются на все предложения, в какую бы точку столицы мы их ни приглашали.

— Что привлекает современных туристов? Есть мнение, что одних достопримечательностей и выставок им уже недостаточно…

— Люди откликаются на необычные предложения, в ходе которых они могут развить практические навыки. Стать исследователями, а не просто зрителями. В этом отношении хорошей лабораторией стала Капотня. Мы используем преимущества этого района. Например, прекрасно благоустроенный парк, где сохранилась уникальная экосистема. Приглашаем горожан на бердвотчинг (наблюдение за птицами), устраиваем самокатные и велосипедные экскурсии, скетчинг (быстрое рисование), фотолаборатории.

— Городская премия за вклад в развитие внутреннего туризма — что она значит для вас?

— Это признание того, что Музей Москвы движется в правильном направлении и мы хорошо работаем. Но также она означает, что нужно делать еще больше для развития туризма, так как мы являемся флагманами в этой сфере.

Востребованные проекты и свыше пяти тысяч экскурсий

— В июле исполнится пять лет, как вы стали генеральным директором Музея Москвы. Какие достижения в этой должности вы считаете наиболее значимыми?

— За эти пять лет мы сделали несколько крупных проектов, привлекая к сотрудничеству другие музеи и частных коллекционеров. Они оказались очень востребованными.

С 2019 года в музее появилась новая традиция — раз в год делать масштабную выставку, основанную на обширном кураторском исследовании. Все началось с экспозиции «Ткани Москвы», которая охватывала все этапы становления текстильного производства в городе. В 2020 году тему продолжила выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Экспозиция 2021-го «Электрификация. К 100-летию плана ГОЭЛРО» показала, как электрификация страны в начале XX века повлияла на советский авангард. В прошлом году мы сделали выставочный проект «Дом моделей. Индустрия моды». Сейчас в музее можно посмотреть экспозицию «Куплю гараж», которую мы сделали совместно с Музеем транспорта Москвы.

В своей работе мы не ограничиваемся пространством музея, а развиваем деятельность по всей столице. Экскурсионное бюро Музея Москвы, которое берет начало от городского экскурсионного бюро, организованного в 1946 году первым директором музея Петром Сытиным, постоянно увеличивает количество маршрутов, чтобы как можно больше людей могли посетить наши экскурсии. На конец прошлого года мы провели свыше пяти тысяч экскурсий. На них побывали более 78 тысяч человек.

— Какие проекты Музей Москвы планирует реализовать в ближайшее время?

— В этом году мы презентуем масштабную выставку-исследование, посвященную образу москвички 20-30-х годов XX века. Проект, в котором участвует более 20 музеев со всей России, объединит художественные произведения, декоративно-прикладное искусство, а также истории реальных женщин, которые жили в то время. Открытие выставки запланировано на конец апреля.

В Москве вручили городские премии в области туризма«У столицы нет окраин». Директор Музея Москвы Анна Трапкова — о прогулках и новых выставках