Войти в почту

Главархив Москвы рассказал о традиции проведения балов-маскарадов в России

Традиция устраивать маскарадные празднества возникла при Петре I и продолжалась до 1917 года, а ее возвращение, согласно документам, хранящимся в Главном архивном управлении столицы, состоялось в 1935 году. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе Главархива столицы.

«Моду на костюмированные праздники в России ввел Петр I. Первый уличный маскарад состоялся в Петербурге в 1721 году по случаю заключения Ништадтского мирного договора. В праздничном новогоднем шествии в январе 1722 года принимали участие придворные, одетые в костюмы домино, в масках, закрывающих часть лица. По улицам ехали 60 богато декорированных повозок и расписных саней, в которых можно было увидеть мужчин в костюмах Нептуна, восседающего в морской раковине, запряженной морскими коньками и Бахуса с винной бочкой. Процессию замыкали трубачи, барабанщики и турки-янычары. Представители церкви считали маскарады «бесовским ряжением», поэтому светскому развлечению дворяне предавались во время святок и до Великого поста, которому предшествовала Масленица», – говорится в сообщении.

В пресс-службе отметили, что еще один знаменитый костюмированный бал в русском стиле устроил Николай II в 1903 году.

«Темой выбрали правление царя Алексея Михайловича – его роль сыграл сам император в кафтане из золотой парчи. Все участники были запечатлены на фотографиях, а костюмы могут быть знакомы всем, кто умеет играть в карты. В 1911 году немецкая фирма карточных игр «Дондорф» выпустила игральную колоду «Русский стиль» с точными репликами всех костюмов и даже портретным сходством героев. К 300-летию дома Романовых колоды отпечатали уже в России на Александровской мануфактуре, а позднее продолжили печатать комплекты этих карт даже в Советской России», – добавили в пресс-службе.

В архивном управлении уточнили, что после 1917 года традиция празднования елок и маскарадов надолго ушла в прошлое.

«Обычай отмечать Новый год с публичными новогодними елками вернули только в 1935 году, после знаменитой статьи Павла Постышева в газете «Правда», в которой он призывал всех устроить праздник для детей. Данная статья сохранилась в Главархиве Москвы и доступна для изучения в читальном зале на адресу: ул. Профсоюзная, д. 80», – подчеркнули в ведомстве.

В Глаархиве напомнили, что возвращение новогодней елки означало и возрождение маскарадных костюмов.

«Правда, наряжались теперь только дети на утренниках в детских садах и школах. Настоящий квест теперь проходили родители, которым нужно было за пару ночей сшить костюмы снежинок для девочек и зайчиков для мальчиков. В ход пускали все подручные материалы: накрахмаленную марлю, старую тюль и даже фату от свадебного платья. К подолу пришивали мишуру. Обязательным атрибутом для зайца был меховой хвост и уши на проволоке. В фондах Главархива также сохранилась программа празднования новогодней елки в 1948 году с инструкцией по изготовлению праздничных костюмов и масок животных, вырезанных из картона. Ее также можно посмотреть в читальном зале Главархива», – указывается в сообщении.