Только вперед: сотрудники МЦД — о запуске диаметров и своей работе

Быстрые, как поезда: сотрудники Московских центральных диаметров (МЦД) должны успевать за ритмом столицы и постоянно обновляющейся транспортной системой. Открытие первых двух диаметров — «Белорусско-Савеловского» и «Курско-Рижского» — 21 ноября 2019 года стало поворотным моментом в жизни не только горожан, но и работников железной дороги.

Только вперед: сотрудники МЦД — о запуске диаметров и своей работе
© Mos.ru

Им посвящены тематические арт-выставки, которые открыл столичный Департамент транспорта к четырехлетию запуска МЦД. Так, в переходе между станциями метро «Ленинский проспект» и Площадь Гагарина Московского центрального кольца можно увидеть фотографии тех, кто запускал движение по МЦД и благодаря кому диаметры продолжают успешно функционировать.

Корреспонденты mos.ru побеседовали с героями экспозиции. Рассказываем, как «ставили на рельсы» первые поезда МЦД, сложно ли машинисту пересесть с обычной пригородной электрички на поезд «Иволга» и какими качествами должен обладать билетный кассир.

Графики и пути

Алина Шмагельская возглавила проект дирекции МЦД примерно за полгода до запуска первых двух диаметров, в феврале 2019-го. Ей предстояло согласовать графики движения «Иволг» с Центральной пассажирской пригородной компанией (ЦППК) и «Российскими железными дорогами» (РЖД).

«Нам было важно не дойти до отмены пригородных поездов. Хотя некоторые пришлось сдвинуть на 5–10 минут вперед или назад, чтобы вклинить между ними “Иволги”. Новый график стал для многих пассажиров, которые ездят в основном в Подмосковье, неожиданностью: до появления МЦД расписание долгое время оставалось фиксированным. И мне приходилось отвечать также за информационную кампанию, объяснять, что эти перемены к лучшему», — вспоминает Алина Шмагельская.

Начальник отдела железнодорожной инфраструктуры дирекции МЦД Алеся Вахрушева отвечала за строительство путей и реконструкцию станций. В частности, на них нужно было установить электронные табло, USB-розетки, навесы, скамейки, валидаторы для карт «Тройка».

«Это была масштабная и сложная работа. Мы обновили и модернизировали множество станций, сделали их пригодными для обслуживания большего количества пассажиров и удобными. Некоторые пригородные поезда перенаправили на другие пути, чтобы обеспечить более быстрое и эффективное движение на МЦД. Разработали специальные тарифы. Сотрудникам метрополитена и железнодорожного транспорта пришлось пройти обучение для работы с новыми системами и тарифами», — рассказывает Алеся Вахрушева.

Популярность МЦД-1 («Белорусско-Савеловский») и МЦД-2 («Курско-Рижский») превзошла все ожидания и прогнозы: пришлось первое время пускать по маршрутам дополнительные электропоезда ЭП2Д, опять же оперативно договорившись с ЦППК и РЖД. Вскоре вопрос бы решен: по двум диаметрам уже ходят 40 «Иволг».

Едва вагоны первых диаметров «пошли по накатанной», как перед Алиной Шмагельской и Алесей Вахрушевой встала новая задача — подготовка МЦД-3 («Ленинградско-Казанский») и МЦД-4 («Калужско-Нижегородский»).

«Самым сложным для меня стал четвертый диаметр, который соединил Калужское и Нижегородское направления. Частично он проходит по маршруту МЦД-1 и МЦД-2, поэтому пришлось строить два дополнительных пути. Для этого один существующий путь нужно было немного сдвинуть. Во время строительства мы организовали реверсивное движение от станции Беговая до Савеловской и от Рижской до Площади Трех Вокзалов. Главным для нас было сохранить комфорт пассажиров, пока шла подготовка инфраструктуры», — отмечает руководитель проекта.

Оглядываясь назад, собеседницы mos.ru отмечают, что все эти годы шла очень интенсивная и напряженная работа.

Собянин подвел итоги четырех лет работы Московских центральных диаметров

Всегда в движении

Еще один участник процесса — Денис Шленов. Он уже семь лет работает начальником управления эксплуатации подвижного состава ЦППК. Его обязанности — организация работы локомотивных бригад: подготовка, обеспечение безопасности движения и перевозок. Он также отвечает за обкатку новых поездов — они должны сначала проехать без пассажиров не менее 200 километров.

«Самое сложное и интересное в моей работе — эффективно находить подход ко всем сотрудникам локомотивных бригад. Локобригада — это машинист и его помощник. Важно грамотно подобрать кадры: руководителей депо, машинистов-инструкторов и других. Сотрудников локомотивных бригад набирают из числа молодых специалистов, окончивших не только московские колледжи, но и пришедших из региональных профильных учебных заведений. Они устраиваются к нам на должность помощников машинистов. Дальше идет процесс обучения, чтобы сделать из них высокопрофессиональных, квалифицированных машинистов. Дополнительно требуется обучение для работы на “Иволгах” — его проводит тверской завод-производитель», — говорит Денис Шленов.

Такой путь прошел машинист ЦППК на МЦД-2 Андрей Бакин. До диаметров он работал помощником машиниста на пригородной электричке. По его словам, пересесть на «Иволгу» было как сменить привычный автомобиль на современный суперкар.

«Это совершенно другой поезд. Во-первых, у него асинхронный двигатель — более мощный, он быстро разгоняется и так же тормозит. Во-вторых, другой график движения, при котором машинист должен действовать в скоростном режиме. Обычные электрички ходят раз в 15–20 минут, а иногда и в полчаса. На МЦД поезда курсируют с интервалом пять — семь минут. Приезжаешь на конечную станцию, переходишь в другую кабину и снова в дорогу. Работаю одну смену днем, другую — в ночь, затем выходной. За смену делаю пять кругов. “Иволга”, конечно, очень комфортный поезд. Электронное управление позволяет проверить все вагоны, не выходя из кабины», — делится Андрей Бакин.

У машиниста есть свой любимый участок на МЦД-2 — от Подольска до Царицыно. Там можно набрать скорость до 120 километров в час и прокатиться с ветерком.

БКЛ, МЦД и «Иволга 3.0»: какие проекты стали лауреатами премии «Формула движения»

Улыбка в придачу к билету

Ирина Исайкина тоже важный сотрудник Московских центральных диаметров. Она уже 12 лет трудится билетным кассиром ЦППК, а сейчас работает на станции Победа МЦД-4.

«Работая на определенной станции, билетный кассир обязан в совершенстве знать все направления МЦД, станции пересадки и метро, чтобы держать в уме оптимальные варианты проезда как по времени, так и по деньгам. Еще один навык — работа в режиме многозадачности: московские диаметры очень востребованы, и в любой момент кто-то может подойти к тебе с вопросом. Конечно, важно концентрироваться и быть ответственной, ведь я имею дело с деньгами и проездными документами», — делится Ирина Исайкина.

Пассажиры часто спрашивают ее, как добраться до станции, где сделать пересадку, нужно ли оформлять проездной абонемент, чтобы минимизировать расходы, или достаточно приложить к валидатору карту «Тройка». У Ирины Исайкиной всегда есть ответы. По словам собеседницы mos.ru, на МЦД выше нагрузка, чем на пригородных направлениях, из-за более интенсивного движения, поэтому и реагировать на вопросы людей приходится моментально.

«При этом надо быть дружелюбной, вежливой, с неизменной улыбкой на лице и положительными эмоциями. Зато как приятно слышать добрые слова от пассажиров!» — говорит кассир.

Собянин: 2023-й стал рекордным для Москвы по вводу новых транспортных объектов