Войти в почту

Поверните направо: топ особенностей системы навигации в Москве

С 2014 года Москва развивает и совершенствует единую систему пешеходной навигации, которая помогает горожанам и туристам лучше ориентироваться в городе и подсказывает дорогу не только к социально значимым объектам, но и к достопримечательностям. Сайт "РИА Недвижимость" узнал у специалистов комплекса городского хозяйства (КГХ) Москвы, какими еще характерными чертами обладает система знаков и указателей и в чем их функциональное назначение.

Унификация

За последние девять лет уровень визуального шума на московских улицах значительно снизился. Положительного эффекта удалось добиться благодаря нескольким инициативам столичного правительства: запуску программы "Чистое небо", в рамках которой воздушные кабели убирают под землю, стандартизации параметров для уличных вывесок и рекламы, а также созданию единой системы пешеходной навигации.

В основу системы вошли два типа информационных элементов: домовые и городские указатели, разработанные по унифицированному стандарту. Домовыми табличками с названием улицы и номером дома и корпуса снабжают все жилые здания в городе. Их устанавливают на видном месте на фасаде, не нарушая при этом целостности внешнего вида дома. Нумерация домов ведется строго по порядку, возрастая от центра к окраинам, с левой стороны указываются нечетные номера, с правой стороны — четные.

"В 2023 году мы установили 100-тысячный домовой указатель на улице Маршала Рыбалко. В техническом решении городских и домовых указателей используются самые современные технологии, в частности, светодиоды. Москва – лидер по России в области навигации. Наши указатели создают комфортную среду для москвичей", – рассказывает руководитель ГБУ "МАЦ" Евгений Балашов.

Городские указатели служат ориентирами на пути к социальным, образовательным и медицинским учреждениям, культурным и историческим достопримечательностям, а также транспортным объектам (метрополитен, МЦД, МЦК и так далее). Их устанавливают на улицах в местах высокой пешеходной проходимости, выбирая место так, чтобы установки не мешали движению горожан.

Читаемость

Одной из ключевых особенностей навигационных элементов считается их читаемость. Во-первых, все домовые таблички и городские указатели выполнены в единой цветовой гамме – бело-синей. За счет этого навигационные элементы невозможно спутать со знаками автомобильного движения, пешеходы и автомобилисты передвигаются по городу по двум параллельным системам, не мешая друг другу. К тому же цвета служат отсылкой к историческому прошлому Москвы – первые знаки в столице были выполнены в аналогичной гамме.

"Единая система навигации создается в Москве с 2014 года, она является важной составляющей комфортной городской среды. Все навигационные элементы соответствуют разработанному стандарту, синие таблички с белыми буквами хорошо читаются и органично встроены в архитектурное пространство улиц", – говорит заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Во-вторых, домовые указатели оснащены современной светодиодной подсветкой. Благодаря ей знаки на фасадах хорошо просматриваются и читаются в темное время суток, помогая жителям ориентироваться на местности. Специалисты коммунальных служб Москвы регулярно проверяют их техническую исправность, проводят необходимый ремонт и поддерживают указатели в чистоте.

Образовательная функция

Городские указатели выполняют не только навигационную, но и образовательную функцию. Так, с 2020 года КГХ Москвы и ГБУ "МАЦ" реализуют проект историко-патриотической навигации, в рамках которого в городе на некоторые информационные таблички наносят QR-коды. Если считать код с помощью смартфона, на экране появится информация о домах, где жили герои Великой Отечественной войны, о памятных местах военных лет, а также об объектах, связанных со знаковыми событиями в истории страны и ее выдающимися деятелями в разных областях культуры и науки.

По данным КГХ, сейчас в Москве установлено более 4 тысяч информационных полей с тематическими QR-кодами. В этом году, например, на городских указателях появились маршруты, ведущие к объектам авиакосмической отрасли, до конца года в столице планируют установить указатели, связанные с исследованиями Арктики.