Войти в почту

Тайны Сухаревой башни и история Императорского почтамта. Москва на акварелях XVIII и XIX веков и современных фотографиях

За переменами, которые происходят с городом, интересно следить не только по архивным фотографиям, но и по работам художников. В разные годы им удавалось запечатлеть памятники, которые впоследствии исчезли с карты Москвы, но остались в историях и городских легендах. Благодаря акварелям, хранящимся в Государственном историческом музее, можно рассмотреть, например, утраченную Сухареву башню и разобранную церковь Флора и Лавра. А о том, как менялись эти места, mos.ru рассказал руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы, москвовед Андрей Клюев.

Тайны Сухаревой башни и история Императорского почтамта. Москва на акварелях XVIII и XIX веков и современных фотографиях
© Mos.ru

Воскресенские ворота и Петровские бастионы

К теме Воскресенских ворот Федор Алексеев и его ученики обращались неоднократно. Их работы — неоценимо важная часть культурного и исторического наследия Москвы. На них практически с фотографической точностью запечатлен облик многих уголков в центре города в первые годы XIX столетия. Изучая их, можно реконструировать многие особенности внешнего вида Москвы.

Известно семь акварелей, на которых двухшатровые ворота, ведущие с Тверской улицы на Красную площадь, показаны с разных точек. Здесь они изображены со стороны Охотного ряда — это пространство нынешней Манежной площади, которая в современном понимании тогда не существовала. Внимание художника, по-видимому, привлекли живописные остатки земляных бастионов, возведенных по приказу Петра I в 1707–1708 годах вокруг Кремля.

Справа на заднем плане открывается Кремль, облик которого мало изменился за 220 лет, несмотря на повреждения во время оккупации города войсками Наполеона. Угловая Арсенальная башня фактически такая же, как и сегодня. А вот дальше за ней — Никольская, которую здесь совсем не узнать. Она на тот момент еще невысокая, приземистая и в целом имеет прямоугольную форму в плане. Буквально через несколько лет, в 1805–1806 годах, она будет перестроена по проекту архитектора Луиджи Руска: высота существенно возрастет за счет псевдоготического шатра. Хотя башня очень сильно пострадала от взрыва в 1812 году, но была восстановлена именно в облике 1806 года. Андрей Клюев руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Слева — каменный Неглименный мост, построенный на рубеже XVI-XVII веков. За мостом — Воскресенские ворота Китай-города, возведенные в 1535–1538 годах и надстроенные двумя шатрами в 1680-м. В 1660 году между проездных арок появилась Иверская часовня Николо-Перервинского монастыря. Справа — трехэтажное каменное здание с трехъярусной башней, возведенное около 1700 года для Земского приказа, после упразднения приказов в начале XVIII века его заняла главная аптека. Именно здесь в 1755-м после реконструкции, проведенной под руководством Дмитрия Ухтомского, был открыт Московский университет. В конце XVIII века в здании размещался Московский магистрат. Слева от моста — один из корпусов Монетного двора, построенного Петром Гейденом, в 1780-е туда перевели из Кремля Присутственные места.

«В 1990-е годы при строительстве торгового комплекса “Охотный ряд” мост был расчищен от грунта, а вокруг него было создано подземное музейное пространство. Сегодня это Музей археологии Москвы — филиал Музея Москвы», — отмечает Андрей Клюев.

Сухарева башня

Сухарева башня — один из красивейших памятников московского барокко. Ее назвали в честь полковника Лаврентия Сухарева, сохранившего верность Петру I во время стрелецкого бунта. Башню построили в конце XVII века на месте Сретенских проездных ворот Земляного города (на пересечении Сретенки и Земляного вала, который в XIX веке станет Садовым кольцом), их охранял Второй стрелецкий полк под командованием Сухарева.

«Башню можно считать уникальным для своей эпохи сооружением. Несмотря на то что к моменту ее строительства Петр I уже утвердился на троне в качестве полновластного правителя, архитектурные и строительные инновации в Россию еще не пришли. И башня представляла собой уникальный пример отдельно стоящего высокого сооружения гражданского назначения — она не создавалась как колокольня храма и не была частью крепостной стены», — говорит Андрей Клюев.

Башня неоднократно меняла назначение. Когда в начале XVIII века в ней разместилась «навигацкая» школа, где готовили инженеров, артиллеристов и офицеров для флота, она представляла собой каменные палаты с часовой башней. Зодчий Михаил Чоглоков чуть позже надстроил второй этаж, увеличив высоту башни до 64 метров, и там устроил обсерваторию дипломат и ученый Яков Брюс, шотландец на русской службе, возглавлявший школу. Москвичи XVIII века не очень хорошо понимали, чем занят Брюс, и это стало благодатной почвой для слухов о колдовстве. В 1715-м школу перевели в Санкт-Петербург, а ее место заняла Адмиралтейская контора.

В 1829 году в башне устроили водонапорный резервуар Мытищинского водопровода. В бак объемом около 60 кубометров на втором ярусе с помощью паровых насосов накачивали воду, добывавшуюся в Мытищах и поступавшую в город. Из Сухаревой башни воду подавали к водоразборным фонтанам и колонкам на площадях.

«Решение о сносе башни вызвало волну критики со стороны москвоведов, историков, архитекторов и рядовых горожан. В защиту башни высказывался реставратор, создатель музея-заповедника “Коломенское” Петр Барановский. Архитекторы Алексей Щусев и Иван Фомин предлагали проекты реконструкции — официальной причиной сноса было желание Моссовета и горкома партии улучшить транспортную ситуацию на Сухаревской площади (тогда ее как раз переименовали в Колхозную). Проекты предусматривали устройство арок для сквозного проезда со Сретенки на 1-ю Мещанскую улицу (ныне проспект Мира). Однако все предложения отвергли, и в мае — июне 1934 года башню разобрали. Отдельные декоративные элементы фасадов (например, наличники в стилистике московского барокко) были спасены и ныне располагаются на внутренней стороне стен Донского монастыря, где в советское время был Музей архитектуры», — рассказывает Андрей Клюев.

С 1990-х годов башню неоднократно предлагали воссоздать на прежнем месте или чуть в стороне, в сквере на Сухаревской площади, но до реализации проекта дело не дошло. Как отмечает Андрей Клюев, с материальным наследием Сухаревой башни сегодня можно столкнуться в переходе под площадью. Если идти от выхода с одноименной станции метро на другую сторону Садового кольца, можно заметить, что он дважды изгибается под прямым углом. Дело в том, что при сооружении подземного перехода строителям пришлось огибать сохранившуюся подземную часть фундамента башни.

Императорский почтамт

Еще один уголок Москвы, до неузнаваемости изменившийся с момента создания акварели в 1850-е. Мясницкая улица изображена от Мясницких ворот Белого города в сторону центра. Слева — корпуса здания почтамта, бывшей роскошной городской усадьбы. Первоначально ею владел Александр Меншиков, один из любимых сподвижников Петра I. В 1875 году усадьбу выкупили, чтобы разместить в ней Московский почтамт. К началу XXвека старинное здание совершенно не справлялось с объемом приходящей сюда корреспонденции и не вмещало возрастающий штат учреждения. Поэтому оно было разобрано, и в 1910–1915 годах на его месте выстроили новое здание почтамта по проекту Оскара Мунца. С оформлением фасадов ему помогали молодые архитекторы братья Веснины, будущие лидеры советского архитектурного конструктивизма 1920-х годов.

Что касается Меншикова, то с основанием Санкт-Петербурга он перебрался туда (и стал первым губернатором), но масштабное строительство в его владениях в районе Мясницкой продолжалось. По его заказу на месте старой, известной еще с середины XVI века церкви в 1704–1707 годах возвели уникальный храм Архангела Гавриила, получивший в народе название Меншикова башня. Ее стройный силуэт виден слева за почтамтом. К строительству привлекли русских и зарубежных мастеров, работавших под руководством Ивана Зарудного. Башню венчал шпиль с фигурой парящего ангела. В 1708-м на ней поместили английские часы с курантами и 50 колоколов.

«Храм во всем был присущ новой эпохе в истории страны — архитектурный проект составляли при участии итальянских зодчих в духе барокко. А главное — был нарушен вековой неформальный запрет строить что-либо выше колокольни Ивана Великого в Кремле (81 метр). Первоначально церковь венчал огромный деревянный шпиль, а ее общая высота достигла 84 метров. Строительство было завершено в 1707 году, а в 1723-м в шпиль ударила молния, и его полностью уничтожил пожар. Только через полвека храм восстановили, а венчать его стал небольшой купол. Храм сегодня открыт и представляет собой интереснейший памятник архитектуры XVIII века», — говорит Андрей Клюев.

Справа на первом плане — пятиглавая церковь Флора и Лавра, построенная в 1651–1657 годах и представлявшая собой прекрасный памятник русского узорочья. С ней связан старинный московский обычай: святые мученики Флор и Лавр считались покровителями коневодства, и осенью во дворе церкви освящали лошадей, приведенных сюда со всей Москвы.

«Для многих исторических зданий роковым стал 1934 год: в Москве тогда активно строили метро, составляли генеральный план реконструкции города. Масштабные стройки требовали места — в том числе в самом центре, на месте архитектурных памятников. В том году была снесена и эта церковь. Сейчас на ее месте находится небольшой газон между проезжей частью и зданием театра Et Cetera», — рассказывает Андрей Клюев.

За церковью — трехэтажное здание с угловой полуротондой, один из наиболее значительных архитектурных памятников эпохи классицизма, сохранившийся и по сей день. Особняк построили для генерал-поручика Ивана Юшкова в конце 1780-x — начале 1790-х предположительно по проекту Василия Баженова. В 1844 году здание приобрело Московское художественное общество для Училища живописи и ваяния (с 1866-го — Училище живописи, ваяния и зодчества), одного из главных центров художественного образования в Москве тех лет.

«Выпускниками училища были, например, художники Аполлинарий Васнецов и Иван Машков, скульптор Сергей Коненков, архитектор Семен Эйбушиц. С 1918 года в здании располагалось преобразованное художественное учебное заведение — Свободные государственные художественные мастерские, которые в 1920-м вошли в состав ВХУТЕМАСа. Здесь, на Мясницкой, находились художественные факультеты главного авангардного художественного вуза в стране — живописный, скульптурный и архитектурный. Можно сказать, что московская авангардная архитектура родилась во многом в этих стенах, где преподавали братья Веснины, Константин Мельников и Николай Ладовский», — говорит Андрей Клюев.