Войти в почту

Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии

Видами Москвы художники вдохновлялись в разные времена, но задолго до массового распространения фотографии они были еще и бытописателями города. Вдохновляясь композицией или светом, живописцы (возможно, и не ставя перед собой такой цели) запечатлевали процессы архитектурных изменений. Изучив акварели, предоставленные Государственным историческим музеем, мы сравнили виды XIX века с современными и попросили москвоведа рассказать, как менялись эти места. Сегодня рассматриваем виды Красной площади, Триумфальных ворот, Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья.

Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии
© Mos.ru

Красная площадь и собор Василия Блаженного: взгляд Федора Алексеева

Акварель «Вид Красной площади с собором Василия Блаженного» представляет собой реплику картины 1801 года, созданной во время пребывания Федора Алексеева в Москве. Справа изображена часть Кремлевской стены со Спасской башней, бывшей Фроловской. Ее переименовали в 1648 году, когда над воротами поместили образ Спасителя. Стену от площади отделял так называемый Алевизов ров — особое инженерное сооружение, соединявшее реки Москву и Неглинную. Его засыпали во время реконструкции площади в середине 1810-х годов.

В центре — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Покровский собор, построенный в 1555–1561 годах при Иване Грозном в честь присоединения к Московскому государству Казанского царства), более известный как храм Василия Блаженного по одному из его приделов. Около собора полукругом расположены торговые лавки. Ближе к Спасской башне вплотную к мосту примыкает существовавшее с петровских времен двухэтажное здание, в котором находилась публичная библиотека Василия Киприянова. Уже в XVII веке Спасский крестец был местом оживленной книжной торговли. Вплоть до 1812 года здесь продавали рукописные книги, жития святых и лубочные картинки.

Главное изменение, произошедшее с Красной площадью в ХХ веке, — изменение ее типологии в числе городских площадей. И в 1900-е здесь периодически проходили массовые гулянья и торжественные церемонии, но все остальное время это была часть обычной городской ткани. Ворота Спасской башни были открыты в течение дня, проходить через них в обе стороны можно было совершенно свободно. Через площадь был открыт транзитный проезд для транспорта — экипажей, телег, первых автомобилей. С конца 1900-х и вплоть до 1930 года прямо по площади проходили трамвайные пути, соединявшие Тверскую и Охотный Ряд с одной стороны и Большую Ордынку в Замоскворечье — с другой. Ярмарочная торговля в предпраздничные дни, в частности перед Пасхой или Рождеством, заполняла все пространство, кроме проездов для транспорта. В знаменитой серии открыток “Москва будущего”, выпущенных кондитерской фабрикой товарищества “Эйнем” в 1914 году, будущая Красная площадь становилась заполненным транспортом и пешеходами перекрестком в самом центре города Андрей Клюев москвовед и руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Советская эпоха, по его словам, сильно переменила характер площади, ее смысловое наполнение. Вместе с Кремлем, куда с 1918 по 1956 год рядовые советские граждане попасть практически не могли, площадь приобрела сакральный статус. Постепенно пропал транспорт: трамвайную линию сняли в 1930-м, а в начале 1960-х запретили и проезд автомобилей. Площадь стала местом проведения военных парадов, демонстраций и торжественных мероприятий.

Сакрализации способствовало и появление новых объектов. На месте засыпанного Алевизова рва образовался целый некрополь, хотя до того площадь никогда не была местом захоронения. В январе 1924-го за три дня построили деревянный мавзолей для сохранения тела Владимира Ленина и обеспечения доступа посетителей. Через полгода на его месте появился значительно более крупный и тоже деревянный мавзолей. А в 1929-м воздвигли железобетонное здание, облицованное гранитом. Автором всех итераций мавзолея был архитектор Алексей Щусев.

У Кремлевской стены в 1919 году начинает формироваться некрополь, где были погребены люди, заслужившие особую признательность советской страны. Первым на этом месте похоронили революционера Якова Свердлова. Помимо генеральных секретарей и других лидеров СССР, здесь похоронены немецкая коммунистка Клара Цеткин, летчик Валерий Чкалов, физик Игорь Курчатов и другие. Часть захоронений сделана в земле, но и стена XV века стала своеобразным колумбарием — в ней замурованы десятки урн с прахом.

«За стеной Кремля мы видим храмы и колокольни Чудова монастыря. Основанный еще во времена Дмитрия Донского, он сохранял постройки XVI-XVII веков, запечатленные на акварели, но был полностью разрушен в 1929–1932 годах», — отмечает Андрей Клюев.

Красная площадь и собор Василия Блаженного: взгляд Карла Рабуса

На акварели «Вид Красной площади в сторону Покровского собора» Карл Рабус изобразил южную часть площади, собор и Спасскую башню. Слева — боковой ризалит Верхних торговых рядов, памятник Минину и Пожарскому, собор, за ним намечена застройка Москворецкой улицы с куполами и колокольней церкви Николая Чудотворца Москворецкого, справа — Спасские ворота, сооруженные на месте Фроловской стрельницы. Рядом с воротами расположены две каменные часовни, перестроенные в первый раз в классическом стиле по проекту Осипа Бове в 1821 году.

Недоумение вызывают груды камней у подножия Кремлевской стены. Дату создания акварели удалось довольно точно определить по водяному знаку на бумаге (1852). Так что можно предположить, что Карл Рабус запечатлел малоизвестное событие, описанное историком архитектуры Игорем Бондаренко: «В 1853 году обвалилась кирпичная кладка с внешней стороны кремлевской стены между Никольской и Спасской башнями. Эту кладку, а также зубцы на стене отремонтировали в том же году». Весьма вероятно, что художник зарисовал Кремлевскую стену сразу после ремонта.

Примерно через полвека, во время боев в октябре 1917 года, Спасская башня и окружающие пристройки довольно сильно пострадали от пулеметного и артиллерийского огня. Часовни, построенные по проекту Осипа Бове, отреставрировали под руководством архитектора Николая Марковникова к 1921 году, однако уже в 1925-м их разобрали.

«А вот с памятником Минину и Пожарскому интереснее. Его установили на площади в годы возрождения Москвы после Отечественной войны и пожара 1812-го, торжественно открыли в 1818-м. Однако располагался он посередине площади перед Торговыми рядами. Собственно, этим обусловлена и поза скульптур: Минин указывает Пожарскому рукой именно на Кремль. А в 1931 году во время реконструкции площади его перенесли к храму Василия Блаженного, где он располагается и по сей день», — говорит Андрей Клюев.

Триумфальные ворота и Новоспасский монастырь

Триумфальные ворота, изображенные на акварели 1849 года, появились в конце Тверской-Ямской улицы у Тверской заставы в ознаменование победы русской армии над Наполеоном. Автор их проекта Осип Бове в течение многих лет был ведущим архитектором комиссии для строений в Москве и сыграл определяющую роль в воссоздании города после пожара. Под его руководством реконструировали центр Москвы, возвели здания Большого театра, Верхних торговых рядов, Первой градской больницы и многие другие. Над проектом Триумфальных ворот зодчий работал с 1826 по 1828 год, а в 1834-м состоялось их торжественное открытие. Тогда же по бокам от ворот построили два павильона, выполняющих роль кордегардии, а через овраг в сторону Петербургской дороги соорудили каменный мост. Эти строения разобрали в 1936 году, а в 1968-м Триумфальную арку восстановили на Кутузовском проспекте.

«Несмотря на то что арку собирались установить на пересечении Тверской улицы и Садового кольца (площадь на этом месте по сей день называется Триумфальной), их в итоге соорудили на Тверской заставе. Тогда, в 1830-е, это была административная граница города. Недаром рядом с воротами изображены кордегардии — специальные караульные помещения для солдат и полицейских, проверявших документы и вещи у людей, пересекавших городскую границу. Ни арки в изначальном месте, ни кордегардий давно уже нет, зато площадь Тверская Застава приобрела новое смысловое наполнение. Теперь здесь располагается Белорусский вокзал (уже более 150 лет), памятник Максиму Горькому и разворотный трамвайный круг», — комментирует Андрей Клюев.

А это берега Москвы-реки на юго-западной окраине древней столицы. Акварель Алексея Бакарева датируется 1800–1801 годами. В центре расположен ансамбль одного из наиболее древних городских монастырей — Новоспасского. Он был основан в конце ХIII века на месте Даниловского монастыря, а в 1300 году Иван Калита перенес его в Кремль. Там в 1335-м построили Спасо-Преображенский собор, более известный как собор Спаса на Бору. В 1490-м Иван III перенес монастырь, который с тех пор стал называться Новоспасским, на окраину Москвы.

Монастырь пользовался особым покровительством династии Романовых. В последние годы царствования Михаила Федоровича возвели каменные стены с башнями, на месте более раннего храма появился большой пятиглавый Спасо-Преображенский собор. Четырехъярусная колокольня, служившая парадным въездом в монастырь, строилась в 1759–1785 годах по проекту архитектора Ивана Жеребцова.

Справа на высоком крутом берегу Москвы-реки — Крутицкое подворье митрополитов Сарских и Подонских, основанное в XIII веке. Пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1680-е годы. Перед ней в окружении каменных корпусов архиерейского дворца расположена древняя церковь Воскресения Словущего. Когда в 1788 году Крутицкую епархию упразднили, Успенский храм превратился в приходскую церковь, а церковь Воскресения Словущего с 1816-го, после устройства здесь Крутицких казарм, использовали как склад.

Расположение Новоспасского монастыря не изменилось с момента написания акварели в начале XIX века — он все так же находится на высоком левом берегу Москвы-реки. А на надпойменной террасе, расположенной несколько ниже, по-прежнему сохранился одноименный пруд.

Изменилось, как отмечает Андрей Клюев, окружение монастыря. В 1930-е годы рядом построили новый Новоспасский мост, более широкий и высокий относительно уровня воды в реке. А у Саринского проезда между мостом и монастырем расположился жилой дом, довольно стандартная сталинка второй половины 1940-х годов. Известно, что здание было построено с использованием труда пленных немецких солдат.

С другой стороны от моста находится краснокирпичное сооружение 1897 года — первая канализационная станция в Москве, созданная для обслуживания нужд города. Со временем ей на смену пришли новые станции, перекачивающие сточные воды на Перервинскую и Люблинскую станции водоочистки. А здесь по-прежнему располагаются некоторые технические службы Мосводоканала и Музей воды.