Войти в почту

Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии

Видами художники вдохновлялись в разные времена, но задолго до массового распространения фотографии они были еще и бытописателями города. Вдохновляясь композицией или светом, живописцы (возможно, и не ставя перед собой такой цели) запечатлевали процессы архитектурных изменений. Изучив акварели, предоставленные Государственным историческим музеем, мы сравнили виды XIX века с современными и попросили москвоведа рассказать, как менялись эти места. Сегодня рассматриваем виды Красной площади, Триумфальных ворот, Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья.

Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии
© Mos.ru

Красная площадь и собор Василия Блаженного: взгляд

Акварель «Вид Красной площади с собором Василия Блаженного» представляет собой реплику картины 1801 года, созданной во время пребывания Федора Алексеева в Москве. Справа изображена часть Кремлевской стены со Спасской башней, бывшей Фроловской. Ее переименовали в 1648 году, когда над воротами поместили образ Спасителя. Стену от площади отделял так называемый Алевизов ров — особое инженерное сооружение, соединявшее реки Москву и Неглинную. Его засыпали во время реконструкции площади в середине 1810-х годов.

В центре — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Покровский собор, построенный в 1555–1561 годах пром в честь присоединения к Московскому государству Казанского царства), более известный как храм Василия Блаженного по одному из его приделов. Около собора полукругом расположены торговые лавки. Ближе к Спасской башне вплотную к мосту примыкает существовавшее с петровских времен двухэтажное здание, в котором находилась публичная библиотека Василия Киприянова. Уже в XVII веке Спасский крестец был местом оживленной книжной торговли. Вплоть до 1812 года здесь продавали рукописные книги, жития святых и лубочные картинки.

Главное изменение, произошедшее с Красной площадью в ХХ веке, — изменение ее типологии в числе городских площадей. И в 1900-е здесь периодически проходили массовые гулянья и торжественные церемонии, но все остальное время это была часть обычной городской ткани. Ворота Спасской башни были открыты в течение дня, проходить через них в обе стороны можно было совершенно свободно. Через площадь был открыт транзитный проезд для транспорта — экипажей, телег, первых автомобилей. С конца 1900-х и вплоть до 1930 года прямо по площади проходили трамвайные пути, соединявшие Тверскую и Охотный Ряд с одной стороны и Большую Ордынку в Замоскворечье — с другой. Ярмарочная торговля в предпраздничные дни, в частности перед Пасхой или Рождеством, заполняла все пространство, кроме проездов для транспорта. В знаменитой серии открыток “Москва будущего”, выпущенных кондитерской фабрикой товарищества “Эйнем” в 1914 году, будущая Красная площадь становилась заполненным транспортом и пешеходами перекрестком в самом центре города ев москвовед и руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Советская эпоха, по его словам, сильно переменила характер площади, ее смысловое наполнение. Вместе с Кремлем, куда с 1918 по 1956 год рядовые советские граждане попасть практически не могли, площадь приобрела сакральный статус. Постепенно пропал транспорт: трамвайную линию сняли в 1930-м, а в начале 1960-х запретили и проезд автомобилей. Площадь стала местом проведения военных парадов, демонстраций и торжественных мероприятий.

Сакрализации способствовало и появление новых объектов. На месте засыпанного Алевизова рва образовался целый некрополь, хотя до того площадь никогда не была местом захоронения. В январе 1924-го за три дня построили деревянный мавзолей для сохранения тела Владимира Ленина и обеспечения доступа посетителей. Через полгода на его месте появился значительно более крупный и тоже деревянный мавзолей. А в 1929-м воздвигли железобетонное здание, облицованное гранитом. Автором всех итераций мавзолея был архитектоев.

У Кремлевской стены в 1919 году начинает формироваться некрополь, где были погребены люди, заслужившие особую признательность советской страны. Первым на этом месте похоронили революционерва. Помимо генеральных секретарей и других лидеров СССР, здесь похоронены немецкая коммунистка Клара Цеткин, летчиов, физиов и другие. Часть захоронений сделана в земле, но и стена XV века стала своеобразным колумбарием — в ней замурованы десятки урн с прахом.

«За стеной Кремля мы видим храмы и колокольни Чудова монастыря. Основанный еще во временго, он сохранял постройки XVI-XVII веков, запечатленные на акварели, но был полностью разрушен в 1929–1932 годах», — отмечает Андрей Клюев.

Красная площадь и собор Василия Блаженного: взгляд Карла Рабуса

На акварели «Вид Красной площади в сторону Покровского собора» Карл Рабус изобразил южную часть площади, собор и Спасскую башню. Слева — боковой ризалит Верхних торговых рядов, памятник Минину и Пожарскому, собор, за ним намечена застройка Москворецкой улицы с куполами и колокольней церкви Николая Чудотворца Москворецкого, справа — Спасские ворота, сооруженные на месте Фроловской стрельницы. Рядом с воротами расположены две каменные часовни, перестроенные в первый раз в классическом стиле по проектве в 1821 году.

Недоумение вызывают груды камней у подножия Кремлевской стены. Дату создания акварели удалось довольно точно определить по водяному знаку на бумаге (1852). Так что можно предположить, что Карл Рабус запечатлел малоизвестное событие, описанное историком архитектенко: «В 1853 году обвалилась кирпичная кладка с внешней стороны кремлевской стены между Никольской и Спасской башнями. Эту кладку, а также зубцы на стене отремонтировали в том же году». Весьма вероятно, что художник зарисовал Кремлевскую стену сразу после ремонта.

Примерно через полвека, во время боев в октябре 1917 года, Спасская башня и окружающие пристройки довольно сильно пострадали от пулеметного и артиллерийского огня. Часовни, построенные по проекту Осипа Бове, отреставрировали под руководством архитекткова к 1921 году, однако уже в 1925-м их разобрали.

«А вот с памятником Минину и Пожарскому интереснее. Его установили на площади в годы возрождения Москвы после Отечественной войны и пожара 1812-го, торжественно открыли в 1818-м. Однако располагался он посередине площади перед Торговыми рядами. Собственно, этим обусловлена и поза скульптур: Минин указывает Пожарскому рукой именно на Кремль. А в 1931 году во время реконструкции площади его перенесли к храму Василия Блаженного, где он располагается и по сей день», — говорит Андрей Клюев.

Триумфальные ворота и Новоспасский монастырь

Триумфальные ворота, изображенные на акварели 1849 года, появились в конце Тверской-Ямской улицы у Тверской заставы в ознаменование победы русской армии над Наполеоном. Автор их проекта Осип Бове в течение многих лет был ведущим архитектором комиссии для строений в Москве и сыграл определяющую роль в воссоздании города после пожара. Под его руководством реконструировали центр Москвы, возвели здания Большого театра, Верхних торговых рядов, Первой градской больницы и многие другие. Над проектом Триумфальных ворот зодчий работал с 1826 по 1828 год, а в 1834-м состоялось их торжественное открытие. Тогда же по бокам от ворот построили два павильона, выполняющих роль кордегардии, а через овраг в сторону Петербургской дороги соорудили каменный мост. Эти строения разобрали в 1936 году, а в 1968-м Триумфальную арку восстановили на Кутузовском проспекте.

«Несмотря на то что арку собирались установить на пересечении Тверской улицы и Садового кольца (площадь на этом месте по сей день называется Триумфальной), их в итоге соорудили на Тверской заставе. Тогда, в 1830-е, это была административная граница города. Недаром рядом с воротами изображены кордегардии — специальные караульные помещения для солдат и полицейских, проверявших документы и вещи у людей, пересекавших городскую границу. Ни арки в изначальном месте, ни кордегардий давно уже нет, зато площадь Тверская Застава приобрела новое смысловое наполнение. Теперь здесь располагается Белорусский вокзал (уже более 150 лет), памятник Максиму Горькому и разворотный трамвайный круг», — комментирует Андрей Клюев.

А это берега Москвы-реки на юго-западной окраине древней столицы. Акварель Алексея Бакарева датируется 1800–1801 годами. В центре расположен ансамбль одного из наиболее древних городских монастырей — Новоспасского. Он был основан в конце ХIII века на месте Даниловского монастыря, а в ван Калита перенес его в Кремль. Там в 1335-м построили Спасо-Преображенский собор, более известный как собор Спаса на Бору. В 1490-м Иван III перенес монастырь, который с тех пор стал называться Новоспасским, на окраину Москвы.

Монастырь пользовался особым покровительством династии Романовых. В последние годы царствования Михаила Федоровича возвели каменные стены с башнями, на месте более раннего храма появился большой пятиглавый Спасо-Преображенский собор. Четырехъярусная колокольня, служившая парадным въездом в монастырь, строилась в 1759–1785 годах по проекту архитектора Ивана Жеребцова.

Справа на высоком крутом берегу Москвы-реки — Крутицкое подворье митрополитов Сарских и Подонских, основанное в XIII веке. Пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1680-е годы. Перед ней в окружении каменных корпусов архиерейского дворца расположена древняя церковь Воскресения Словущего. Когда в 1788 году Крутицкую епархию упразднили, Успенский храм превратился в приходскую церковь, а церковь Воскресения Словущего с 1816-го, после устройства здесь Крутицких казарм, использовали как склад.

Расположение Новоспасского монастыря не изменилось с момента написания акварели в начале XIX века — он все так же находится на высоком левом берегу Москвы-реки. А на надпойменной террасе, расположенной несколько ниже, по-прежнему сохранился одноименный пруд.

Изменилось, как отмечает Андрей Клюев, окружение монастыря. В 1930-е годы рядом построили новый Новоспасский мост, более широкий и высокий относительно уровня воды в реке. А у Саринского проезда между мостом и монастырем расположился жилой дом, довольно стандартная сталинка второй половины 1940-х годов. Известно, что здание было построено с использованием труда пленных немецких солдат.

С другой стороны от моста находится краснокирпичное сооружение 1897 года — первая канализационная станция в Москве, созданная для обслуживания нужд города. Со временем ей на смену пришли новые станции, перекачивающие сточные воды на Перервинскую и Люблинскую станции водоочистки. А здесь по-прежнему располагаются некоторые техничеосводоканала и Музей воды.