Москвовед Васькин рассказал о самых живописных местах столицы, где снимали кино

На телеканале «Москва Доверие» состоялся первый выпуск проекта «Киноулица», в котором известные актеры и режиссеры вспоминают Москву своей молодости. А «Вечерняя Москва» вместе с историком, москвоведом Александром Васькиным вспоминает самые живописные места нашего города, где снималось кино.

Москвовед Васькин рассказал о самых живописных местах столицы, где снимали кино
© Вечерняя Москва

— Перечислить все места в столице, которые вдохновляли кинематографистов, невозможно. Этой теме посвящено множество книг, статей, экскурсий. Если мы будем внимательно смотреть советское кино, мы можем многое узнать о том, каким был облик нашего города десятилетия назад. Один из «рекордсменов» натуральных съемок — Красная площадь, которая очень преобразилась, также много снимали на ВДНХ, которая тоже претерпела колоссальные изменения.

Снимали и на площади трех вокзалов, которая была своеобразным «порталом» в Москву со всего Советского Союза, ведь самолетами пользовались меньше, чем поездами. Исторические съемки часто проводились на Крутицком подворье, где сохранились постройки XVII–ХIХ веков. Среди спальных районов кинематографистов издавна привлекает Чертаново, поскольку там было и есть много жилых зданий по экспериментальным проектам, которые, очевидно, эффектно выглядят в кадре.

В общем, можно сказать, что важна не столько частота мелькания локации в кино, сколько значение фильма, с ней связанного. Например, все помнят прогулку главных героинь фильма «Москва слезам не верит» по Тверской улице (тогда улица Горького) мимо плаката «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы».

Я шагаю по Москве

В фильме (1963) рассказывается история о трех юношах — двух «аборигенах» и госте столицы, — которые проводят один день в Москве. Зрителя «ведут» по всем значимым столичным локациям: Чистым прудам, Кривоарбатскому переулку, мимо «свежепостроенного» тогда кинотеатра «Россия» (ныне «Пушкинский»), по Садовому кольцу, будущему Новому Арбату... На Красной площади в этом фильме все еще можно увидеть широкий поток машин, но трамвая уже нет. Последний раз мы видим героев на станции метро «Университет». Когда снимали фильм, эта станция была конечной, а когда картина вышла на экраны, Кировско-Фрунзенская ветка (ныне Сокольническая) уже продлилась до станции «Юго-Западная».

Семнадцать мгновений скуки? Почему современным зрителям сложно смотреть классику

Служебный роман

В 1970-е Москва, отстроившись, приобрела облик современного мегаполиса. Появились сталинские высотки, на которых можно было разместить камеру. Настоящим кладезем обзорных видов стал фильм «Служебный роман» (1977). Как бы в параллель панорамам города Эльдар Рязанов стремится показать широкую и сложную палитру жизни москвичей: одни обитают в центре, а другие — в области. Одни пользуются личными авто, другие обходятся электричкой.

«Цирк» на крыше

В легендарной комедии «Цирк» 1936 года есть момент, когда герои сидят в ресторане на крыше гостиницы «Москва», а за ними видно Красную площадь со всеми особенностями того времени. На кремлевских башнях еще можно увидеть дореволюционных орлов, а по самой площади идет трамвай. Более того — на пешеходном ныне пространстве оживленное уличное движение: автомобили, извозчики. Стоит Казанский собор (уничтоженный в 1936 году и ныне восстановленный. — «ВМ»).

Гардемарины, вперед!

Многие сцены «Гардемаринов» снимали в Москве. Например, сцену, когда Ягужинская, якобы находясь в Ревеле, выбрасывает из окна свиток с письмом Бестужева, снимали на Крутицком подворье. Второй момент: когда Софья приходит к тетушке, предполагается, что действие происходит где-то на севере России, но это тоже Крутицкое подворье — крыльцо у входа в галерею.

Иван Васильевич меняет профессию

В позднем СССР персонажи кинофильмов (1973) переселяются в многоэтажные новостройки. Так, действие картины, в том числе визит Ивана Грозного, происходит в доме № 13 на Новокузнецкой улице, метро «Третьяковская».

По семейным обстоятельствам

Главная героиня Галина Аркадьевна (Галина Польских) мечтает обменять квартиру (1977), чтобы разъехаться с беспокойной семьей дочери (Марина Дюжева). По наводке «черного маклера» (Владимир Басов) Галина Аркадьевна едет смотреть вариант нового жилья на окраину Москвы. В кадре мы видим молодой юго-запад, проспект Вернадского — почти необжитые, едва обитаемые. Теперь эти места — далеко не спальные районы. Еще один интересный момент фильма: в одной из финальных сцен можно изнутри разглядеть Северный речной вокзал, персонажи встречаются в ресторане — в здании вокзала.

Девушка с характером

Главная героиня этого фильма 1939 года прибывает в столицу с Дальнего Востока и сразу оказывается на Комсомольской площади. То же самое впоследствии произойдет со многими персонажами советского кино. Комсомольская площадь — символ новой, кипучей жизни. Еще один ее символ — метро. Пробная поездка по первой линии метро в 1935 году прошла как раз по участку «Комсомольская» — «Сокольники».

Патриаршие пруды

Пруды, прославленные в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», стали фоном для съемок многих кинокартин и сериалов.

Патриаршие есть и в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары 1994 года, и в экранизации Александра Бортко 2005 года. А трамвай по Патриаршим не ходил никогда. Маршрут знаменитой «Аннушки» проходил по Чистым прудам. Кстати, в картине «Покровские ворота» герои катаются на коньках якобы по Чистым прудам, а на самом деле каток — на Патриарших.

Ирония судьбы, или С легким паром

Роли домов по «3-й улице Строителей, 25» (1975), где живут Женя Лукашин и Надя Шевелева, исполняют многоэтажки, стоящие неподалеку друг от друга на проспекте Вернадского. Закадровый голос сообщает, будто дома типовые, на самом деле таких зданий в СССР было всего три, с десятиметровыми кухнями, о которых простые москвичи могли только мечтать.

Покровские ворота

В культовом фильме (1982) о Москве и москвичах дом главного героя Костика Ромина располагается не совсем на Покровских воротах, а на Гоголевском бульваре, но тоже под номером 13.

Теперь это офисное здание, и все вокруг него изменилось, хотя балкон, на котором в фильме происходит много интересного, сохранился.

Москва слезам не верит

В картине о трех подругах — покорительницах столицы виды нашего мегаполиса представлены «в самом широком ассортименте» (1979). Действие картины начинается в 1958 году, именно в этот период на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Место сразу стало своеобразным «гайд-парком» для творческой молодежи. В одном из эпизодов фильма Андрей Вознесенский играет самого себя: читает стихи рядом с памятником Маяковскому. Внимательно выслушав «Параболическую балладу», героиня Ирины Муравьевой Людмила заключает: «Ничего не поняла».

Любимое Чертаново

Именно в этом районе живет секретарша Верочка из «Служебного романа», в чертановской многоэтажке разворачивается действие комедии «Старый Новый год». И по сей день интерес кинематографистов к району растет: здесь создавался телесериал «Ольга», блокбастеры «Притяжение» и «Вторжение» Федора Бондарчука.

Все флаги в гости к нам

В картине «Красная жара» (1988), где Арнольд Шварценеггер исполняет роль советского милиционера, есть несколько сцен, снятых на Красной площади. В Москве снимались и некоторые эпизоды блокбастера «Превосходство Борна» (2004). Главный герой прибывает в нашу столицу из Берлина и устраивает уличные гонки. Повезло и создателям ленты «Обитель зла: Возмездие» (2012). Их тоже пустили на Красную площадь. Возможно, помогло то обстоятельство, что исполнительница главной роли Милла Йовович наполовину русская.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Житинкин, режиссер, народный артист России Я очень люблю Николая Гоголя и его Москву. И когда мне предложили вести о нем документальный фильм, который транслировали на телевидении, я с большим удовольствием согласился. Съемки проходили в знаменитом домике Гоголя на Никитском бульваре. Днем в этом музее проходят экскурсии.

Поэтому мне было предложено сниматься ночью. Это были незабываемые ощущения на всю жизнь, я понял очень многое про Гоголя. Почувствовал, что там живет дух Гоголя, хоть я и не мистически настроенный человек. Во время съемок скрипели половицы, и, когда ночью открылась форточка на втором этаже, пошел такой вой, что я подумал — это что-то из «Вия»!