Войти в почту

Реактивные авиалайнеры и минералы Менделеева: что хранят вузовские коллекции

Произведения живописи, старинная мебель, самолеты-бомбардировщики, скелеты и чучела животных, минералы и медицинские приборы — все это экспонаты более чем 350 музеев, которые работают под крылом российских вузов. Там хранят свыше трех миллионов предметов, включенных в состав Музейного фонда России. Чтобы сохранять и развивать уникальные коллекции, группа парламентариев внесла в законопроект о придании официального статуса подобным музеям. «Парламентская газета» заглянула в музейные фонды вузов и узнал, какие экспонаты там можно увидеть.

Реактивные авиалайнеры и минералы Менделеева: что хранят вузовские коллекции
© Парламентская газета

Миллионы ценностей

Вузовские коллекции собирали не один десяток лет, они хранят редчайшие произведения искусства, образцы техники, природные артефакты. Но статус таких музеев сейчас законодательно не определен, поэтому у институтов и университетов возникают проблемы с финансированием, надлежащим хранением экспонатов и своевременной реставрацией. Высшим учебным заведениям трудно получать и гранты на развитие своих музеев. 13 октября группа депутатов и сенаторов внесла в палату законопроект, предлагающий регламентировать статус музеев при вузах и научных организациях. Документ подготовили при участии Минкультуры, и Минобрнауки.

Об одном из музеев нам рассказала инициатор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений : «Музей истории гражданской авиации находится в и принадлежит Ульяновскому институту гражданской авиации. Этот музей — один из самых крупных в стране авиационных музеев по числу экспонатов, их там более четырех тысяч. Там же экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Из них одиннадцать признаны памятниками науки и техники. Некоторые — единственные в мире. Например, Ту-144 — первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Он осуществлял пассажирские перевозки —Алма-Ата, экспонировался на международном авиасалоне во ».

А в Минералогическом музее СПбГУ находится одна из самых больших коллекций минералов, которую собирали около двухсот лет. В фондах этого музея хранится более 30 тысяч образцов минералов, принадлежащих 2600 видам. Среди них есть и 245 экземпляров, собранных .

Всего в вузовских музеях хранят более 3,3 миллиона музейных предметов и коллекций, которые включены в Музейный фонд РФ, отметила Занко: «Однако до сих пор статус таких музеев четко не определен. Понятие «музей» в законе «Об образовании» не соотносится с понятием «музей» в законе «О Музейном фонде». Из-за этого возникают проблемы целеполагания, хранения, развития, в том числе финансирования из бюджетных средств, так как для таких организаций музейная деятельность не является основным видом деятельности».

Муха между наукой и культурой

В структурГУ тоже входят несколько музеев, и один из них — Зоологический. Он возник еще в 1791 году как Кабинет естественной истории. Там, если не считать полного скелета мамонта, можно увидеть только современных животных — от одноклеточных до птиц и млекопитающих. Последним отдан весь верхний зал, в котором большинство экспонатов — чучела, выполненные лучшими отечественными таксидермистами в конце XIX и на протяжении всего XX века.

В придании официального статуса музеям вузов много положительных моментов, уверен директор Зоологического музея МГУ Михаил Калякин: «Сейчас музеи могут воспринимать по-разному: как место, где вставлены коллекции, или как учреждение, которое занимается определенной деятельностью. В итоге возникает ситуация, что в университете фактически существуют несколько музеев, но одновременно их как бы и нет».

При этом коллекции часто бывают научными, отметил директор: «Если в ней хранят, например, отпечаток древнего животного, то это научный материал. Когда мы берем пробу ДНК для исследования, часть материала разрушается. Если это что-то маленькое, условно говоря, муха, то она пропадает целиком. Когда условная муха окажется в Музейном фонде, все научные исследования могут остановиться. И это центральная проблема для тех, у кого в музеях такие исследования проводятся».

Экспонаты, которые необходимы для научной деятельности, не останутся без внимания. «Мы работаем над этим вопросом в рамках законопроекта», — заверила Занко.

Операции на фронте и дворянская усадьба

В музее истории медицины при московском Сеченовском университете можно заглянуть в палатку, которая воссоздает условия хирургической операции вблизи линии фронта в Великую Отечественную войну. Как сообщает сайт университета, в такой палатке в 1942 году военврач Аркадий Раздьяконов извлек из тела бойца неразорвавшуюся мину. Сама мина, конечно, уже обезвреженная, тоже представлена в музее. А в экспозиции «История отечественной медицины с 1755 по 1940-е годы» можно увидеть такие раритеты, как набор инструментов конструкгова, газоанализатор, создановым, первые учебные пособия, уникальные медицинские инструменты и приборы XVIII—XX веков.

В музее «Дворянское собрание» образовательного музейно-выставочного комплекса «Наука, техника, искусство» Московского финансово-юридического университета легко представить себе, как жили русские дворяне XIX века. Посетители проходят среди коллекций мебели, бронзовых люстр, канделябров, часов, столового серебра XVIII—ХХ веков и фарфора мастеров Венской королевской фарфоровой мануфактуры, Мейсенской мануфактуры, Императорского фарфорового завода. На стенах музея висят полокосоцова, Питера Пауля Рубеннезе, Яна Брейгеля Младшего.

Мукова при Санкт-Петербургском государственном университете разместился на первом этаже трехэтажного особняка, принадлежавшего Набоковым с 1898 года. В музее хранят личные вещи писателя, первые издания его произведений, научную библиотеку и уникальную коллекцию бабочек, собранную самим Набоковым.

От Луны до радио

Не менее интересные музеи есть и в российских регионах. Музей Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Казанского федерального университета может удивить посетителей картами лунной поверхности и астрономическими инструментами, солнечными часами, старинными и современными телескопами.

А музей истории радио- и электронной техники при Томском университете систем управления и радиоэлектроники включает около ста экспонатов — ретроспектива радио, телевизоров, измерительных и вычислительных приборов отечественного производства расскажет, чем люди пользовались в быту и на работе с начала 20-х годов XX века.

Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского университета знакомит с жизнью многочисленных сибирских народов: телеутов, шорцев, хакасов. В собрании можно увидеть орудия рыболовства, детали оленьей упряжи, древние украшения. Посетители заглянут в хакасскую юрту, побывают в гостях у охотника и станут участниками родового моления, посвященного духу гор Таг Тайых.

При Пермском университете есть Музей палеонтологии и исторической геологии. В нем собраны уникальные образцы: девонская панцирная рыба из Прибалтики, яйцо динозавра из меложений Монголии, черепа лабиринтодонтов из Поволжья и мезозо из Казахстана.

А фонды минералогического музея университета, существующего с 1916 года, считают с Пермском крае собранием минералов, горных пород и руд. В коллекцию входят горные породы Антарктиды и железо-марганцевые конкреции со дна Атлантического и Тихого океанов. В музее посетителям покажут обломки Оханского метеорита, взорвавшегося среди бела дня в 1887 году, пепел извержения Везувия 1906 года и многие другие раритеты.

Школьный зал славы

В музее вуза может и не быть особых культурных ценностей. Там, например, часто собирают архивные материалы об истории учебного заведения или о выдающихся выпускниках. Ольга Занко отметила, что для таких музеев в законопроекте создали новую категорию: экспозиционно-воспитательные центры. Там будут демонстрировать предметы и коллекции, которые не входят в состав Музейного фонда. «Их роль очень важна для патриотического и исторического просвещения детей и молодежи», — подчеркнула депутат. Центры можно будет создавать во всех учебных организациях, от вузов до школ.

По словам депутата, с 2020 года на федеральном уровне активно занялись развитием школьных музеев: «Разъяснения по работе таких музеев были даны в письме профильного министерства. Эта система уже отлажена, поэтому наш законопроект принципиально не меняет сложившуюся систему работы школьных музеев».

Сейчас, кстати, в России насчитывается более 22 тысяч школьных музеев.