Войти в почту

Гараж Госплана в Лефортове построил архитектор-авангардист

02.11.2023. Архитектор Константин Мельников (1890-1974) создал более 70 проектов жилых домов, театров, рабочих клубов и гаражей. Правда, реализовать удалось менее половины, а сохранилось до наших дней и того меньше. Гараж Госплана на Авиамоторной улице, построенный в 1930-х годах, стал последним крупным объектом архитектора. Павильон СССР на Парижской выставке выглядел вызывающе Международное признание Мельников получил осенью 1925 года в Париже. Посмотреть на павильон СССР, построенный по его проекту, на Выставку современных декоративных и промышленных искусств приходили толпами. Рядом с помпезными строениями в классическом стиле, построенными участниками из других стран, павильон Мельникова — лёгкий, откровенно экономичный, из дешёвого дерева, со стеклянными стенами, покрытый рубероидом — выглядел дерзко и вызывающе. На вопросы иностранных журналистов архитектор так и отвечал: «Мой бюджет был ограничен, это обусловило выбор материалов». И задавал встречный вопрос: «Почему я должен кратковременной постройке придавать фальшивый образ вечности?» А полугодом ранее, участвуя в конкурсе на лучший проект выставочного павильона СССР на Парижской выставке наряду с уже маститыми советскими архитекторами, 34-летний Мельников был абсолютно уверен в своей победе: «В 1925 году закончил проект, и, отослав его на суд жюри, я вышел к столу и сказал семье: «Ну, дети, собирайтесь, мы едем в Париж». Свет в автомастерскую попадал необычно После триумфа на Парижской выставке Константин Мельников получает сразу несколько заказов на строительство гаражей для общественного транспорта и служебных машин. Всего в Москве Мельников построил четыре гаража в стиле конструктивизм: на Бахметьевской для автобусов, на Новорязанской, гараж «Интуриста» на Сущёвском Валу и гараж Госплана СССР для служебных автомобилей его сотрудников на Авиамоторной улице. Все они сохранились до наших дней и признаны объектами культурного наследия. Как вспоминал архитектор, в основе строения в Лефортове лежал типовой проект, разработанный его коллегой и сподвижником Владимиром Курочкиным. А Мельников занимался «рисовкой архитектуры внешних форм здания». Для авангардиста, любящего смелые эксперименты с формой, такой подход стал вызовом: нужно было «придать фасаду архитектурную выразительность при условии не менять готового объёма». Центром композиции Мельников делает необыкновенное окно-«глаз», напоминающее огромную фару, через него в мастерскую попадает естественный свет. Обвиняли в фантазёрстве Константин Мельников часто сетовал на несправедливые обвинения в фантазёрстве в его адрес. Смелые проекты новатора зачастую шокировали членов жюри архитектурных конкурсов, считавших его работы несбыточными. А один из городских заказчиков, губернский инженер, в 1920-х годах рубил проекты молодого Мельникова резолюцией: «Так не строят». «Эти люди почему-то смотрят на меня только одним глазом, — писал архитектор. — Посмотрите же на меня обоими глазами, может быть, вы заметите, что фантастический Мельников по своим несбыточным проектам построил прямо в натуре десятки самых реальных сооружений, получивших большую популярность у нас и за границей». Сегодня Константин Мельников признан одним из выдающихся архитекторов XX века России и мира.