Войти в почту

Искусство на конвейере: как Центр "Зотов" преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Центр "Зотов" расположен в здании, которое некогда принадлежало Хлебозаводу № 5. Построено оно было в 1931 году по проекту инженера Георгия Марсакова, однако название получило в честь наркома легкой промышленности Василия Зотова, который занимался, как бы сейчас сказали, продвижением идей Марсакова - строительства хлебозаводов кольцевой конвейерной системы.

Искусство на конвейере: как Центр "Зотов" преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство
© Российская Газета

Прогрессивное технологическое решение потребовало соответствующего архитектурного проекта. Так появился один из ярчайших примеров промышленного здания в стиле конструктивизма. В 2018 году, когда Хлебозавод № 5 перешел в собственность Банка ВТБ, памятник решили отреставрировать, для чего пригласили одного из ведущих архитекторов Сергея Чобана. И в 2022 году на месте завода открылось культурное пространство Центр "Зотов", которое активно знакомит гостей с прогрессивным художественным направлением XX века, привлекая к работе современных художников, архитекторов, дизайнеров, фотографов.

Экскурсию по Центру "Зотов" для участников бесплатного образовательного проекта "ПРО.Креатус", организованного Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, провела программный директор центра Валерия Агафонова.

Десятки музеев в одном

- Конструктивизм - направление искусства 1920-1930-х годов, повлиявшее на развитие культуры XX века не только России, но и мира. Однако места, где люди могли бы узнать об истории этого течения, в России не было. Поэтому было принято решение превратить здание хлебозавода в новую культурную институцию - центр конструктивизма. Название мы решили сохранить историческое, так как Василий Зотов повлиял на появление этого инновационного явления в пищевой промышленности и архитектуре, - рассказала Валерия Агафонова.

По словам Валерии, одной из важнейших особенностей архитектуры конструктивизма и конструктивистских идей вообще является функциональность и простота формы. Именно это было особенно важно сохранить при реставрации, а потому при реконструкции архитекторы старались не менять сохранившиеся материалы и текстуры здания. И даже сегодня в здании, которому в 2031 году исполнится сто лет, можно найти следы и отметки времени.

Центр "Зотов" ставит своей целью знакомство посетителей с наследием конструктивизма и его влиянием на современную культуру и искусство, для чего демонстрирует предметы из коллекций разных музеев и частных собраний, которые максимально репрезентативно показывают эту эпоху. Так как проект "ПРО.Креатус" обучает участников юридическим аспектам управления, охраны творческих продуктов, а также основным принципам монетизации интеллектуальной собственности, то Валерия отдельно остановилась на принципах, по которым Центр сотрудничает с музеями и коллекционерами.

- В отличие от музеев, главным активом которых являются собственные коллекции, в данный момент у нас нет своего фонда, поэтому мы работаем как культурный центр и выставочное пространство. Например, последняя выставка была посвящена графическому дизайну. "Логос: голос конструктивизма" рассказывала, как менялся текст и визуальный язык в 1920-1930-е годы и формировался графический облик эпохи. Мы предоставляем все необходимые технические и климатические условия, гарантируем, что все объекты интеллектуальной собственности будут в целости, сохранности, и заключаем договор, в котором прописываем все детали, включая дату начала и окончания временного хранения и экспонирования, - объяснила Валерия Агафонова.

Еще одним отличным примером сотрудничества с культурными институциями стала выставка "Родченко. Личное", которая сейчас проходит в Центре "Зотов". В ее организации приняли участие фонд Still Art, "МИРА" коллекция, которая базируется в Суздале, и архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

- Внук Александра Родченко Александр Николаевич Лаврентьев вместе со своей дочерью Екатериной Александровной Лаврентьевой занимаются сохранением архива. Именно они в первую очередь занимаются наследием Родченко и его популяризацией. Им удалось создать настоящую творческую династию, - рассказала Валерия Агафонова.

На защите авторского права

Помимо активной выставочной деятельности Центр занят и издательской работой. Внутри находится концепт-стор "Зотов.Вещь!", который позиционируется создателями как альтернативное книжное пространство для ценителей авангарда и промышленной эстетики. Архитектурный проект магазина был разработан молодым московским бюро "А2М", уже успевшим поработать с театром "Современник", музейным комплексом "Зоя" и Еврейским музеем и центром толерантности в Москве. Специально для "Зотова" бюро разработало особый дизайн книжных полок в виде тележек для хлеба, которые использовались в СССР, а среди материалов преобладают стальные конструкции в стилистике того времени.

Центр уже издал два собственных каталога, и в его магазине представлены различные книги об искусстве, культуре, архитектуре, кино, театре и многом другом. Разумеется, прежде всего здесь можно найти литературу на любой вкус о конструктивизме. Пространство заключает договоры с авторами-составителями, которые занимаются текстами, а также с музеями, фондами и коллекционерами, предоставляющими изображения для изданий.

Работа с креаторами

- Одна из наших задач - актуализация конструктивизма, потому что многие идеи и принципы прекрасно функционирует и сейчас. Это видно и в дизайне, и в архитектуре, и в искусстве. Сходите на любое мероприятие, связанное с искусством или архитектурой, и вы увидите, как много в работе молодых художников и архитекторов приемов конструктивистов. Именно поэтому мы делаем множество образовательно-просветительских проектов, - подчеркнула Валерия Агафонова.

Среди проектов Центра "Зотов" - детские мастер-классы и мероприятия с экспертами из различных областей: архитекторами, искусствоведами, дизайнерами, историками, культурологами, урбанистами, которые проходят в формате доступных и увлекательных лекций, дискуссий и практических занятий.

Центр активно сотрудничает с театральными проектами. Летом здесь прошел перформанс "Маяковский. Мистерия", поставленный Александром Горчилиным по тексту Валерия Печейкина, роли в котором исполнили Роза Хайруллина, Анатолий Кормановский, Михаил Шамков и Анастасия Лебедева. А в октябре Театр Труда представил спектакль "Сталевары".

- Важной инициативой стал "Зотов.Weekend". Один из них был посвящен 130-летию Владимира Маяковского. У нас прошел камерный арт-бранч "Образ эпохи: Лиля Брик", на котором можно было узнать об истории взаимоотношений Владимира Маяковского и Лили Брик. Также был запущен экскурсионный маршрут "Маяковский идет за хлебом", который начинался от мемориальной квартиры поэта и заканчивался в пространстве центра, где каждому участнику вручали буханку. Еще мы очень душевно и уютно провели прощание с летом во время уикенда "Лето, пока", устроив кинопоказ на улице: люди смотрели кино на большом экране около центра, - поделилась Валерия Агафонова.

Ближайшим крупным событием в рамках наших тематических уикендов станет "День хлеба", который пройдет 15 октября и приурочен к всемирному Дню хлеба. Одним из главных мероприятий станет целая хлебная лаборатория "Мастерская забытого навыка: хлеб и работа с тестом", созданная художницей Юлией Левин.

Валерия Агафонова также рассказала, что в ноябре откроется выставка "Пресня. Выставка моей памяти", рассказывающая историю памяти о районе, а весной - "Работать и жить", посвященная архитектуре и пространству 1920-1930-х годов.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.