Маленькая муза: кто стал прототипом скульптуры «Ветер» в парке «Зарядье»

Скульптура «Ветер» художника Родиона Артамонова, украшающая парк «Зарядье», стала центром притяжения горожан. Оказалось, у фигуры есть прототип – дочь художника Ульяна. «Вечерняя Москва узнала», на какие еще работы вдохновила его маленькая муза.

Маленькая муза: кто стал прототипом скульптуры «Ветер» в парке «Зарядье»
© Вечерняя Москва

— Родион, расскажите, как ваша скульптура попала в парк «Зарядье»?

— Куратор фестивалей современного искусства Юрий Омельченко в своих соцсетях объявил конкурс работ. В качестве заявки я отправил фото моей работы — фарфоровой статуэтки, изображающей мою дочь на велосипеде. Потом со мной связались кураторы фестиваля современного искусства «Здесь и сейчас» (фестиваль современного искусства на улицах Москвы. — «Вечерняя Москва») и сказали, что хотят превратить статуэтку в парковую скульптуру. Изначально ее хотели сделать из бронзы, но потом планы организаторов изменились, и ее выполнили из противовандального материала: смеси пластика и смолы. Копировали и увеличивали статуэтку с помощью метода 3D-сканирования.

— Сколько времени ушло на создание скульптуры «Ветер»?

— Ее начали делать в июле, а в начале сентября уже установили. Если честно, я вообще не думал, что буду заниматься крупной скульптурой, тем более парковой, потому что занимаюсь мелкой пластикой — изготавливаю интерьерные скульптуры из фарфора. К крупной форме до этого момента не имел отношения.

— Ульяна — ваша маленькая муза?

— Она моя модель с самого рождения. Это произошло ненамеренно. Мне просто хотелось запомнить и зафиксировать все изменения дочки, потому что мы обычно не замечаем их. Дети растут так быстро, и мы порой не можем вспомнить, как выглядел ребенок еще год назад. И фотографии не все фиксируют. А скульптура — это уже трехмерный объект, который передает больше информации. А поскольку все мои мысли заняты в основном только Ульяной, то я решил больше не сопротивляться этому и делать ее столько, сколько потребуется!

— Как вам удается уговорить трехлетнего ребенка позировать?

— Я ни в коем случае не заставляю ее позировать. Есть много способов зафиксировать малышку без ее непосредственного участия, например, видео и фотографии. У меня есть много альбомов с набросками. Если мне удастся ее порисовать — очень хорошо, если нужно какую-то деталь отметить, то я просто внимательно наблюдаю за ней, запоминаю ее улыбку и выражения лица. Кстати, кроме Ульяны и профессиональных моделей, которых я нанимал для позирования, прототипами моих работ стали жена, отец и мой младший брат.

— Фестиваль продлится до конца года. Куда после окончания переедет скульптура?

— Пока трудно сказать — решать будут кураторы проекта. Я бы, конечно, хотел, чтобы она никуда не переезжала.

— Фарфоровую статуэтку Ульяны на велосипеде уже купили?

— Да, первый образец я продал коллекционеру за 30 тысяч рублей. Но у меня есть еще несколько. Ведь я не делаю свои статуэтки в единственном экземпляре: для того чтобы получить хороший образец, их нужно сделать несколько штук.

— Родион, вы мечтали заниматься живописью. Почему вдруг делом жизни стала скульптура?

— Признаться, мне не удавалось поступить на факультет живописи. Пробовал и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Даже бросал свой институт на целых три года (Гжельский государственный университет, факультет декоративноприкладного искусства. — «Вечерняя Москва»), пока ходил на курсы и поступал! И в итоге вернулся и окончил свой вуз. Параллельно я подрабатывал сначала литейщиком, потом формовщиком на производстве фарфора. Там и получил навыки. Эта работа помогла мне обратить внимание на скульптуру, которую я раньше не рассматривал как творчество.

— Какой самый необычный заказ вы выполняли?

— Был интересный проект с подарочным сервизом для организации, занимающейся зарядными станциями для электробусов. Я сделал сервиз в форме зарядной станции. Еще был заказ на голландского Петра Первого для музея Петра в городе Заандам в Нидерландах. Его попросили изобразить в традиционном голландском костюме.

— Первый крупный успех у вас случился. О чем еще мечтаете?

— Сейчас я преподаю в детской художественной школе, там же у меня есть мастерская. Поэтому если говорить о глобальной мечте, то, конечно, я хотел бы расшириться. Это дало бы мне свободу, я смог бы заниматься какими-то крупными задачами.

ОДИН В ОДИН

ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ

Знаменитую скульптуру «Девушка с веслом» Ивана Шадра установили в московском Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Горького в 1935 году. Прототипом для нее стала студентка Вера Волошина, которую скульптор увидел в бассейне Института физкультуры. А в 1941 году Волошина ушла добровольцем на фронт — в один отряд с Зоей Космодемьянской. Вера Волошина попала в плен и была казнена фашистами. В тот же год во время бомбежки скульптура была разрушена. Спустя 70 лет, в 2011 году, в ЦПКиО им. Горького была установлена копия оригинальной девушки.

СТУДЕНТ С КНИГОЙ

На станции метро «Площадь Революции» было установлено 20 бронзовых скульптур, символизирующих историю СССР от революции до конца 30-х годов прошлого века. Когда скульпторы искали прототип для фигуры советского студента с книгой, им вдруг попалась в руки газета с фотографией легкоатлета и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту Аркадия Гидрата. Для задуманного образа чемпион подходил идеально! И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, для которых позировал спортсмен. В 1941 году Гидрат ушел на войну. И пропал без вести осенью того же года под Ленинградом.

КОСМИЧЕСКАЯ СОБАКА

Памятник первой собаке, полетевшей в космос, установлен недалеко от метро «Динамо». Прототипом для него стала легендарная Лайка. Скульптура расположена на территории Института военной медицины, где и велась подготовка первого эксперимента по запуску в космос животного. Кстати, изначально собачку звали Кудрявка. Ее забрали с живодерни, подарили новое имя и шанс на вторую жизнь, которая оказалась очень короткой.