Войти в почту

При ЧП в метро поезда получили серьезные повреждения, пятеро пострадавших доставлены в больницу

При столкновении двух поездов в московском метро пострадали пятеро, а причиной аварии стала ошибка машиниста. Таковы предварительные выводы экспертов, о которых в среду, 11 октября, сообщили мэр Сергей Собянин и руководитель подземки Виктор Козловский.

При ЧП в метро поезда получили серьезные повреждения, пятеро пострадавших доставлены в больницу
© Российская Газета

Авария произошла около 10.30 на станции "Печатники" Люблинско-Дмитровской линии. У платформы остановился "Номерной" вагон, и в этот момент в него сзади наехала "Яуза". Власти города назвали произошедшее накатом - состав двигался на небольшой скорости. Тем не менее пострадал машинист "Яузы" и четверо пассажиров "Номерного". Поезда получили серьезные повреждения, спасателям пришлось распиливать их, чтобы потом отбуксировать в депо. Все пятеро пострадавших находятся в больнице, рассказал Сергей Собянин. У раненых пассажиров состояние удовлетворительное, у машиниста - средней тяжести. Николая Козлова, бывшего ревизора метрополитена, а ныне опытнейшего машиниста-инструктора с 20-летним стажем, в процессе столкновения зажало в кабине. Ее резали специнструментом. К счастью, жизни машиниста ничто не угрожает, Николай Козлов получил порезы стеклом и перелом ноги.

Поезд "Яуза", которым управлял машинист-инструктор, фактически уже ретро-состав. Его не случайно доверили именно Николаю Козлову. Он много лет проработал в метро на разных должностях. По словам руководителя метрополитена Виктора Козловского, в 2022-м опытный сотрудник покинул пост главного ревизора, но все равно остался в обойме - пошел работать инструктором. Николаю Козлову доверяли ретро-поезда, "Яузу" он перегонял в депо. У этого состава - непростая судьба.

Машинист поезда, как показало предварительное расследование, вручную отключил систему АРС - автоматическое регулирование скорости

В серийное производство "Яуза" вышла в конце 1990-х годов, но ее сгубили технические недоработки и частые поломки. Сначала "Яузу" поставили на "салатовую" ветку, потом на Каховскую линию, которая ныне вошла в состав Большой кольцевой линии. А когда в 2019 году опять-таки из-за технического сбоя на "Каширской" столкнулись две "Яузы", от этой серии окончательно отказались. Составы было решено эксплуатировать только как музейные экспонаты. Долгое время считалось, что в метро осталась единственная "Яуза", а остальные разрезали на металлолом. На самом деле, как выяснилось, их как минимум две. Одна стоит в депо "Выхино" - ее готовят к выставке в городском музее транспорта. А вторую как раз перегоняли в депо "Печатники".

Путь в депо проходил через пассажирскую станцию. Машинист поезда "Яуза", как показало предварительное расследование, вручную отключил систему АРС - автоматическое регулирование скорости. Именно благодаря ей составы, случись что, всегда вовремя останавливаются. Система, например, немедленно выдает требование снизить скорость, если путь впереди занят, как в данном случае. Если машинист на команды не реагирует (а такое может быть, если ему, например, стало плохо), АРС сама остановит состав. Но поскольку машинист-инструктор ее отключил, автоматика не сработала. "Яуза" начала тормозить слишком поздно и совершила так называемый накат на впереди стоящий поезд. Скорость, по свидетельству очевидцев, действиительно была небольшой, но кабина "Яузы" серьезно деформировалась после столкновения. Фактически ее машиниста зажало между двумя поездами.

По счастливой случайности, пассажиры не получили серьезных травм. Их быстро эвакуировали, четверых доставили в больницы. В ликвидации последствий ЧП принимали участие более 130 сотрудников экстренных служб. Быстро выяснилось, что ущерба инфраструктуре метро нет. Однако несколько часов потребовалось на то, чтобы растащить столкнувшиеся поезда. Движение на южном участке ветки пришлось приостановить на несколько часов. Станции "Кожуховская", "Печатники" и "Волжская" Люблинско- Дмитровской линии были временно закрыты.

По маршруту от "Дубровки" до "Люблино" запустили 59 автобусов для бесплатного компенсационного маршрута "КМ". Тем, кто из-за аварии опоздал на работу, выдавали соответствующие справки. Впрочем, в 16.05 Сергей Собянин заявил, что работа всей линии восстановлена. Таким образом на ликвидацию всех последствий и рестарт движения у городских служб ушло около 5,5 часа. Сначала в целях безопасности по временно закрытому участку в обе стороны пустили два поезда без пассажиров. Убедившись, что все в порядке, сотрудники метро полностью открыли пассажирское движение. Поезда идут по обычному графику.

Прокуратура метрополитена начала проверку всех обстоятельств ЧП, создана специальная комиссия для расследования инцидента.