Современная городская электричка: как создавали новый поезд для МЦД
Увеличение доли электротранспорта — один из приоритетов столицы. Город уже называют лидером по количеству электробусов, летом по Москве-реке запустили первые в мире круглогодичные электросуда, а на автозаводе «Москвич» локализуют сборку электрокаров.
Важным шагом в развитии электротранспорта стало обновление городских поездов — современные электрички курсируют на всех четырех Московских центральных диаметрах (МЦД) и на Московском центральном кольце. С сентября 2023 года на недавно открытом МЦД-4 можно увидеть последнюю разработку российских производителей — электропоезд ЭП2ДМ. Рассказываем, чем этот состав отличается от предшественников снаружи и внутри.
Командная работа российских разработчиков
Поезд ЭП2ДМ производят по заказу Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в подмосковном Орехово-Зуеве на Демиховском машиностроительном заводе, входящем в состав Трансмашхолдинга. Электричка на 99 процентов состоит из отечественных комплектующих. К ее разработке подключилось более 80 российских предприятий. За основу взяли давно известный москвичам поезд ЭП2Д. Он максимально схож с ЭП2ДМ по конструкции.
«Нам помогло то, что мы ориентировались на своих проверенных поставщиков. У нас есть общие проекты, поэтому создание нового состава было основано на проверенных решениях и модульной конструкции поезда. Мы применили комплект электрооборудования собственной разработки. Поезд начали проектировать в 2022 году, а уже в январе 2023-го опытный образец был направлен на приемочные и сертификационные испытания. ЭП2ДМ успешно прошел сертификацию, и с июня началось его серийное производство», — рассказывает генеральный директор завода Владимир Чекалин.
Кроме этого, производители рассчитывали сделать новые составы более современными и комфортными. Они старались учесть пожелания пассажиров и железнодорожников, поэтому уделили особое внимание эргономике, эстетике, а также безопасности вагонов.
Комфорт пассажиров и поддержка российских машиностроителей: Сергей Собянин — о четвертом поколении поездов МЦД «Иволга»Специалисты разработали дизайн будущего поезда метроБезопасная поездка: в поездах МЦД установят более 2,5 тысячи камер видеонаблюдения
Лаконичный дизайн и новый уровень безопасности
При проектировании нового поезда необходимо было учесть два параметра: актуальный дизайн и соответствие требованиям строгих российских ГОСТов.
«Считаю, нам удалось добиться баланса современного внешнего вида, функциональности и соответствия всем современным российским стандартам в области производства подвижного состава», — рассказывает директор по продажам завода Артем Титов.
При виде нового поезда пассажиры в первую очередь обращают внимание на кабину машиниста. Лобовая часть сделана из стеклопластика, у нее нет подножек и поручней, а боковые окна в кабине стали шире, чем в предыдущих моделях. Это увеличивает обзор для машиниста. Новые буферные фонари и прожектор стали меньше в размерах, но не потеряли яркости благодаря светодиодам.
Обтекаемая форма и отсутствие любых выступающих частей — не только дань эстетике, но и новый уровень безопасности.
«Мы старались минимизировать возможность проезда на наших поездах для зацеперов. У этой модели, как и у предшествующей, убраны выступающие части лестницы и кронштейны. У нарушителей меньше шансов забраться на лобовую часть вагона и его крышу. Такие изменения не сказались на качестве обслуживания. Оно осуществляется специальным инструментом и приспособлениями в депо», — отмечает Артем Титов.
Снаружи пассажирские вагоны выглядят полностью гладкими. Такого эффекта удалось достичь в том числе благодаря менее выступающему резиновому уплотнению на салонных окнах.
Короба отопления для поезда сделали из нержавеющей стали, чтобы исключить коррозию металлоконструкций, а вагоны покрыли устойчивой к истиранию краской.
Так как ЭП2ДМ по конструкции схож со своим предшественником, в московских депо уже есть вся необходимая инфраструктура для обслуживания подвижного состава.
«Составляя конкурсную документацию для приобретения новой электрички, мы ориентировались в первую очередь на пожелания наших пассажиров. ЭП2ДМ в выбранной нами комплектации — это современный и быстрый поезд, отвечающий всем требованиям комфорта», — рассказывает начальник управления развития подвижного состава ЦППК Олег Баранцев.
Главное — комфорт пассажиров
Внутри поезд ЭП2ДМ оформлен в серо-оранжевой цветовой гамме. Яркие сиденья и поручни контрастируют со спокойным цветом стен, пола и потолка.
Дизайнеры и проектировщики изучили мировые тенденции и поменяли форму кресел в вагонах. В них можно сесть глубже, а дополнительная выемка в спинке позволит менять положение тела во время поездки.
Разработку даже испытали в полевых условиях. Новые и старые кресла установили на Казанском вокзале и предложили пассажирам их сравнить. Пассажиры выбрали новые сиденья — с более удобной и глубокой посадкой. Благодаря установке таких кресел добавилось примерно шесть сантиметров между сидящими друг напротив друга людьми. При этом сами ряды с креслами остаются на том же расстоянии, а значит, число посадочных мест осталось прежним.
Планировку вагонов разрабатывали с учетом потребностей жителей мегаполиса. В середине салона установлены шестиместные сиденья, ближе к выходам — четырехместные. Это позволяет исключить «узкие горлышки»: в зоне выходов обычно собирается больше людей. Когда пространства достаточно, они могут входить и выходить быстрее. Особенно это важно в часы пик.
Полки для багажа сделали прочнее, на них нанесли краску, устойчивую к повреждениям. А тонировка окон защищает пассажиров от солнечных лучей.
В головных вагонах поезда предусмотрели велопарковки — на стенах есть крепления, которые держат велосипед вертикально. Так он занимает меньше места.
Новые вагоны метро и электробусы: Сергей Собянин — об обновлении московского транспортаНа МЦД ежедневно совершается около 620 тысяч поездок — Сергей Собянин
От светодиодных ламп до LCD-дисплеев
Все элементы освещения в вагонах светодиодные. Это и лампы в тамбурах, и огни контроля посадки пассажиров, и свет в салонах — светодиодные линии встроены в потолок вагонов. Такие решения отличаются надежностью и энергоэффективностью.
Отдельная система отвечает за микроклимат и обеззараживание воздуха в вагонах. В поезде, как и у более ранних моделей, сохранена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать не только безопасность. При расширении функционала ее можно использовать для мониторинга заполненности вагонов пассажирами. Это поможет более точно планировать расписание и интервалы движения на линиях.
Здесь есть и то, что так ценят активные пользователи гаджетов, — USB-разъемы с функцией быстрой зарядки. В стены вагонов встроены современные LCD-дисплеи с информацией для пассажиров.
«Раньше в поездах были светодиодные табло, теперь — жидкокристаллические. Подобные экраны установлены в “Иволгах” и в новых вагонах метро. Они показывают текущую и следующую станции, могут отображать информацию о пересадках. У них много функций, и выглядят они более современно», — отмечает Артем Титов.
По словам Олега Баранцева, на экранах пассажиры увидят маршрут поезда, температуру в салоне, текущие дату и время и другую информацию. «LCD-табло специально увеличено в высоту, чтобы отображать больше сведений. В ЭП2Д эту функцию выполняла бегущая строка», — добавил он.
Безбарьерная среда
Городской транспорт в Москве стараются адаптировать для людей ограниченными возможностями здоровья. Их потребности учитывали и при проектировании ЭП2ДМ.
Для пассажиров на инвалидных колясках оборудовали головные вагоны. В них установили откидные аппарели для комфортного проезда в салон на коляске. Внутри вагона есть места для крепления колясок. Там же находятся туалетные комнаты с откидными поручнями и кнопкой экстренной связи с машинистом.
Все информационные таблички в поезде продублированы шрифтом Брайля. Слабослышащие пассажиры могут ориентироваться на световую индикацию открытия и закрытия дверей. Найти нужный поезд на платформе людям с инвалидностью по слуху помогают маршрутные указатели на боковых окнах моторных вагонов.
Поезда для МЦД
Сегодня в Москве и Подмосковье курсирует пять новых составов ЭП2ДМ. В дальнейшем завод планирует поставлять в столицу поезда постоянного тока только этой модели, а к концу 2024 года в Московском регионе будет эксплуатироваться 28 новых составов. Такие составы появятся и в других регионах России.
В планах столицы — обновить подвижной состав на четвертом диаметре к концу 2025 года: там будут курсировать «Иволги» на маршрутах МЦД, а ЭП2Д и ЭП2ДМ — на пригородных маршрутах.
Собянин: 500 новых вагонов появится в московском метро до 2026 годаНа волне с пассажирами: как устроены новые речные электросудаЭкологичные, прочные, современные: как в Москве производят остановки и электробусыГнездо «Ласточки»: как готовят к рейсу поезда МЦК