Степан Орлов: Кому москвичи обязаны телефонной связью и водопроводом

Этот человек родился в Париже, пережил четырех императоров. Князь. Руководил Москвой, результат феноменальный: принял город с керосиновыми фонарями и водоразборными фонтанами, а оставил с телефоном и водопроводом. После революции остался в СССР. Его имя - Владимир Михайлович Голицын. Об этом удивительном человеке и его судьбе я беседую с историком, завкафедрой МГУ, зампредседателя Мосгордумы Степаном Орловым.

Степан Орлов: Кому москвичи обязаны телефонной связью и водопроводом
© Российская Газета

Степан Владимирович, известная фраза о том, что князь Голицын принял Москву с водоразборными фонтанами и т.д. - не лесть ли? Ведь снабжением водой Москвы занимались все ее градоначальники.

Степан Орлов: В июле 1779 года Екатерина II после чумного бунта подписала указ "О проведении чистых вод в Москву". Доставляли воду из Громового ключа, он в 25 км от города, вблизи села Мытищи. По этому водопроводу вода самотеком поступала в водоразборные фонтаны, откуда ее развозили по домам - 40 тыс. ведер в сутки. Но были постоянные утечки, и эта вода не очищалась, была грязной и мутной.

При Голицыне в 1898 году утвержден проект Москворецкого водопровода. Водозабор - в 50 км выше по течению Москвы-реки. Ввели в строй первую очередь централизованной системы очистки сточных вод. О запуске канализации сам князь вспоминал так: "Это такая операция, перед которой все прочее бледнеет".

Насколько привлекательным было кресло градоначальника для высших сословий? Население Москвы в 1897 году - миллион, в 1907-м - уже 1,5 млн. Руководить городом и тяжело, и рискованно: предшественника Голицына застрелил умалишенный.

Степан Орлов: Дворянство считало великой честью послужить Отчизне. Должность городского головы расценивалась как одна из самых почетных. Малоизвестный факт: В.М. Голицын был избран городским головой против воли Петербурга. Депутаты поддержали его кандидатуру 101 голосом против 4. А естественный страх за жизнь свою, своих близких стоял перед каждым. Но желание сделать свой город и жизнь в нем более благополучными было первостепенным. И оставить после себя память для потомков, которые будут гордиться предком, - еще одна причина.

А оплачивали достойно?

Степан Орлов: Городскому голове назначили годовое содержание в размере 12 тыс. плюс на расходы по должности дополнительно еще 18 тыс. Голицын отказался от дополнительных денег, согласившись получать лишь оклад. Жалование более чем достойное, соответствует высокой степени ответственности должности. Для понимания, средняя годовая зарплата в 1898 году: рабочий получал 720 - 840 руб., учитель начального городского училища - 700 руб., старший ветеринар в конюшне - 1000-1100 руб. Продукты: пуд пшеницы - 10 коп., пуд (около 16 кг) картофеля - 24 коп., десяток яиц - 23 коп., курица - от 50 до 60 коп., фунт черного чая - 1 руб. 10 коп. Проезд на первой линии московского электрического трамвая (от Бутырской заставы до Петровского парка) - 6 копеек.

Владимир Голицын, московскийгородской голова с 1897 по 1905 гг Фото: Государственный исторический музей

Правда, что при Голицыне приняли первый проект московского метро?

Степан Орлов: С 1875 по 1930 год было представлено минимум пять проектов метрополитена в Москве. Об их судьбе нужен отдельный разговор, это сложная тема. Если вкратце, то в городскую Думу первые проекты представили в 1902 году. Их авторы получили отказ: власти посчитали, что городу достаточно расширения трамвайной сети. Казна несла большие потери: сначала из-за попыток спасти предприятия-банкроты, затем из-за Русско-японской войны, которая привела к революции 1905-1907 годов, когда всем уже точно было не до метро. Строить его стали после пробки 6 января 1931 года, когда в городе встал весь транспорт от трамваев до извозчиков.

Метро в Москве начали строить при жизни Голицына. Интересно, глава Метростроя Лазарь Каганович и князь лично встречались?

Степан Орлов: Такая встреча маловероятна. Но после Октябрьской революции новый градоначальник, Лев Каменев, вызвал Голицына и получил от него мастер-класс по управлению Москвой. Потом князь был сослан в Богородицк, работал там библиографом. В 1918 году его арестовали. Благодаря вмешательству Каменева освободили, он даже смог вернуться в Москву. В 1929 году сослали в Загорск. Затем дозволили жить в Дмитрове, где в 1932 году на 85-м году жизни князь скончался.

Где его могила?

Степан Орлов: Похоронен на кладбище около Казанской церкви в селе Подлипичье (ныне в составе Дмитрова). Могила не сохранилась, а территория кладбища была застроена.

Почетный гражданин Москвы Владимир Михайлович Голицын увековечен лишь доской на доме на Покровке, где жил. Может быть, в его честь можно назвать улицу, площадь, станцию метро?

Степан Орлов: Я думаю, что Голицын, и как почетный гражданин, и как человек, сделавший многое для развития города, заслужил памятник. Одно из подходящих мест - Миусская площадь, где по инициативе Голицына построено и открыто начальное училище на 600 человек. Сегодня корпуса училища занимает химико-технологический университет им. Менделеева.

Степан Владимирович, я честно попытался вникнуть в нюансы взаимоотношения московских властей той эпохи. Оказалось что не просто сложно, а очень сложно! Непонятная для современного человека иерархия: городской голова - гражданский губернатор - военный генерал-губернатор... Причем, круг полномочий и подчиненность губернаторов не раз еще и менялись. На понятном для обывателя языке объясните пожалуйста, кто есть кто?

Степан Орлов: Углубимся немного в историю, вспомним, что Московская губерния была образована указом Петра I от 18 декабря 1708 года.

5 октября 1781 года императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Московской губернии из 14 уездов: Московского, Богородского, Бронницкого, Волоколамского, Воскресенского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Коломенского, Можайского, Никитского, Подольского, Рузского, Серпуховского. Открытие губернии состоялось 5 октября 1782 года в Грановитой палате Московского Кремля. С незначительными изменениями это деление просуществовало до 1917 года.

Должность губернатора была введена 10 января 1714 года для руководства административными, полицейскими, финансовыми, хозяйственными, военными, судебными учреждениями на подведомственной территории. Указом от 5 октября 1782 года в Москве было учреждено губернское правление.

С 1775 года губернатор находился в подчинении генерал-губернатора, а с начала XIX века еще и Министерства внутренних дел. В 1775-1865 гг. он именовался московским гражданским губернатором. В соответствии с указом от 16 августа 1802 года "О должности начальника губерний" он имел права руководства, контроля деятельности, назначения всех чиновников на вверенной территории, надзора за земскими, городскими органами общественного самоуправления (думы, магистраты, ратуши). Губернатор по должности - это председатель высшего административно-распорядительного органа губернии: Московского губернского правления. В ведении гражданского губернатора состояли учреждения общественного призрения, судопроизводства, городская, земская полиция, пересыльная и исправительная тюрьмы, казна уездных казначейств, учебные заведения, медицинская контора, органы здравоохранения и ветеринарии, богадельни, казенные продовольственные магазины…

Должность генерал-губернатора как высшего властного лица в Москве и губернии была введена указом императрицы Анны Иоановны от 23 мая 1739 года. Преимущество генерал-губернатора сравнительно с обычным губернатором изначально заключалось в большей близости к императорской особе и, соответственно, большей свободе действий. Отныне и вплоть до конца Российской империи пределы властных полномочий московского генерал-губернатора определялись лично монархом и изменялись исключительно в зависимости от степени личного его доверия к своему наместнику. Должность московского генерал-губернатора была окончательно упразднена постановлением Временного правительства от 6 апреля 1917 года.

Городской голова, в переводе на современные понятия, - это ведь мэр? Кстати, первый - кто?

Степан Орлов: Должность городского головы была введена манифестом 14 декабря 1766 года. Законодатель не регламентировал права и обязанности головы, но отводил ему роль "представителя и руководителя всего городского населения и блюстителя городских интересов". Голова, избранный всеми жителями, должен был стать своеобразным символом гражданского общества. В Москве выборы депутатов прошли весной 1767 года под председательством князя Вяземского, которого с полным основанием можно назвать первым московским городским головой.

Далее были реформы Павла I, но с восстановлением в 1801 году действия "жалованной грамоты городам" была восстановлена и должность городского головы. Законодательство наделяло голов широким полномочиями: они председательствовали и в думе, и в Управе, объединяя, таким образом, как распорядительные и исполнительные функции. Избранные на должность городского головы Москвы и Петербурга утверждались самим императором (в губернских городах - министром внутренних дел, в уездных - губернатором). Причем столичные думы избирали не городского голову, а двух кандидатов на этот пост на тот случай, "если бы первый из кандидатов не был удостоен высочайшего утверждения"; таким образом, окончательный выбор оставался за верховной властью. В 1917 году должность городского головы была упразднена.

Т.е. система управления Москвой была во многом уникальна. И если проводить параллель с современной системой городского управления, то я бы сказал, что генерал-губернатор, градоначальник - это мэр Москвы, а Московский городской голова - это председатель Московской городской Думы, ведь не случайно внешний вид и строение должностного знака председателя Московской городской Думы основано на дореволюционном знаке московского городского головы.

Первые трамваи в Москве пошли весной 1899 года: по Масловке и Башиловке. Фото: Депртанс Москвы

Вернемся к московскому метрополитену. По одной версии, именно князь Голицын продвигал первый проект 1902 года, разработанный инженерами Балинским и Кнорре. Они проложили 67 км путей на эстакадах и 16 км в тоннелях, образовав единую сеть с трамвайными путями. Должны были построить в 1914 - 1920 годах, но помешала Первая мировая война. Кстати, потомки Голицыных в интервью настаивают именно на этой версии.

Вторая теория: археологов, общественность и духовенство очень возмутила идея прокладывать метро под церквями: "высшая степень кощунства!". А еще в начале 1900-ых была серия открыток художника Каразина "Москве будущего". На одной - трехэтажный Центральный вокзал на Васильевском спуске, т.е. фактически на Красной площади. Были и такие планы - но тоже ведь скандал и святотатство.

И, наконец, есть еще свидетельства встречи князя Голицына с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. Обсуждают метро. И Голицын убедил генерал-губернатора отказаться от предложения. На том основании, что инженер Балинский требует право распоряжается доходами от трамвая, направляя деньги на постройку метрополитена, что князю представляется сущей аферой.

Где правда? Голицын - могильщик дореволюционного метрополитена, или его истинный основатель?

Степан Орлов: Давайте вспомним немного об истории метрополитена. Одними из первых детально идею московского метрополитена проработали инженеры А.И. Антонович, Н.Ю. Голиневич и Н.П. Дмитриев в 1902 году. В том же 1902 году концепцию московского метрополитена представили инженеры П.И. Балинский и Е.К. Кнорре. Несколькими годами ранее Балинский пытался продвинуть свои идеи в Петербурге: сначала городские власти отвергли его проект строительства окружной дороги, затем в 1901 году - проект метрополитена и электрификации петербургского трамвая.

Дума, в апреле 1904 года, возвратила проект Антоновичу, Голиневичу и Дмитриеву. Потом аналогичная судьба постигла и главных возмутителей спокойствия Балинского и Кнорре. Свое решение московские власти мотивировали тем, что городу. Как я уже говорил, достаточно расширения трамвайной сети. Даже, если бы авторам на условиях Мосгордумы удалось отстоять одну из концепций, довести идею до конца им вряд ли бы удалось - властям предстояло решать совсем иные задачи.

Вновь к теме строительства метрополитена Москва вернулась в 1911 году, когда из-за промышленного подъема экономика страны снова пошла в рост. Но благоприятный период был кратким: революционные настроения продолжали усиливаться, в 1914 году разразилась Первая мировая война.

На время революций и последовавшей за ними Гражданской войны идея строительства метрополитена в Москве была позабыта и вернулись к этому вопросу в 1923 году уже власти нового, только что образованного государства - Союза Советских Социалистических Республик.

Критику "Проекта Балинского" со стороны Московской городской думы можно признать добросовестной, обоснованной и конструктивной - не только на основании привлечения экспертов-инженеров, экономистов. Архивные документы свидетельствуют, что именно в это время, на рубеже XIX-XX веков московские власти сами вели огромную работу по созданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры города. В решении важнейших транспортных проблем Москвы, в том числе и при обсуждении вопросов прокладки линий метро, Московская городская дума под руководством городского головы князя В.М. Голицына в решающей степени опиралась на опыт железнодорожного строительства. Т.е. проект внеуличных дорог, представленный Балинским и Кнорре, являлся нецелесообразным по своей трассировке и не соответствовал задачам, стоящим перед городом. В результате городская Дума приняла ответственное и важное для последующей истории города решение. Было принято: возбудить в установленном порядке ходатайство о том, чтобы представленный инженерами Кнорре и Балинским проект устройства в Москве внеуличных дорог большой скорости был "отвергнут высшим правительством", т.е. правительством империи. Также было принято решение о том, чтобы право на устройство и эксплуатацию улучшенных путей сообщения в Москве не было предоставляемо частным предпринимателям.

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона "Сокольники" - "Красносельская") пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от "Сокольников" до "Дворца Советов" (сегодня - "Кропоткинская"). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения. Символ Московского метрополитена - красную букву М - придумал архитектор Иван Таранов.

Конкретно

С больных денег не брать

Заслуги князя Голицына на посту градоначальника: приоритеты расставлены по оценке Степана Владимировича Орлова.

Модернизация отраслей городского хозяйства. Заложенные еще предшественниками Голицына муниципальные предприятия стали приносить доход.

Обеспечение Москвы водой, запущена канализация.

По инициативе Голицына город выкупил права на гужевые "конки", заменив их трамваями.

В 1905 году город выкупил у иностранных владельцев газовый завод в Сыромятниках для реорганизации уличного освещения. Наряду с газовым выборочно применялось электрическое.

При Голицыне открылось 20 начальных училищ для малоимущих. С 1901 года начальное образование стало общедоступным. Власть очень серьезно занималась и профобразованием.

При Голицыне в Москве заложены основы амбулаторного лечения. Отменена для москвичей плата за лечение во всех городских больницах, исключая психиатрические (где только малоимущие освобождались от платы).

В 1898 году в Камергерском переулке открылся Московский художественный театр, а в Кремле - памятник Александру II. В 1904 году после масштабного ремонта открыта для посещений Третьяковская галерея. Началось создание Музея изящных искусств (Музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Летом 1882 года на Кузнецком Мосту открылась первая ручная телефонная станция. Абонентский список состоял из 26 номеров. В 1906 году абонентов насчитывалось уже 13 740.