Войти в почту

Что можно увидеть на лучших выставках сезона в Москве и Санкт-Петербурге

Осень - время, когда культурная жизнь возвращается в города. В какие музеи сходить, чтобы укрыться от монотонных дождей и назойливых ветров? Об этом в подборке "РГ".

Что можно увидеть на лучших выставках сезона в Москве и Санкт-Петербурге
© Российская Газета

Выставка "Родченко. Личное"

Центр "Зотов", Москва. По 28 января 2024 года

Александр Родченко - культовый фотограф XX века, экспериментатор, один из идеологов конструктивизма и один из первых художников рекламы. "Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи", - говорил он. Его плакаты для "Добролета" и книжного издательства "Ленгиз" видели все. Но каким он был в жизни? Как переживал лихолетье начала века? О чем мечтал? Кого любил? Как умел дружить? В конце концов, почему не носил шляп?

Выставка разделена на пять тематических разделов - "Город", "Репортаж", "ВХУТЕМАС", "Мастерская" и "Семья". Раскроют эти темы 58 знаковых фотографий 1920-1930 годов, личные вещи Родченко, периодические издания, воспоминания из дневников и письма. В рамках выставки можно посетить лекции, расскажут об истории фотографии и устройстве человеческого зрения, а еще организуют фотопрогулки в помощь всем, кто хочет снимать красивые архитектурные, документальные и стрит-фотографии.

Выставка "Павильон орхидей"

Государственный музей Востока, Москва. До 22 октября 2023 года

Посетителей ждет притягательный Китай в стиле гунби. Буквально это означает "тщательная или примерная кисть". Этот стиль живописи, зародившийся во II веке до нашей эры, отличает особое внимание к деталям, декоративность и парадность. В стиле гунби в Китае работали художники, оформлявшие интерьеры дворцов императоров.

Доспех Радостного рыцаря из музея-заповедника "Царское село". 1826 год. Фото: Пресс-служба Музеев Кремля

Хорошо, что в веке XXI у этой техники немало последователей. На выставке покажут 100 предметов искусства: картины и свитки современных художников из России и Китая, а также расписанные вручную шелковые веера. В этих работах не только техника аутентична, но и материалы - рисовая бумага или шелк ручной выделки, китайская тушь, приготовленная по старинным рецептам, минеральные краски, а также кисти ручной работы.

А излюбленные мотивы гунби - цветки пиона, лотоса, хризантемы, птицы и бабочки просто порадуют глаз.

"Автор неизвестен. Коснуться главного"

Музей русского импрессионизма, Москва. С 12 октября 2023 по 21 января 2024 года

Музей русского импрессионизма представляет выставку живописи и графики неизвестных художников конца XIX - первой трети XX века. Нечасто мы, простые зрители, видим на выставках работы с пометкой "н/х" - "неизвестный художник". Зато искусствоведы могут рассказать о картинах, принципиально не подписанных или утративших авторство, многое. Часто эти работы могут встать в один ряд с живописью и графикой известных мастеров. Атрибутировать такую картину, то есть установить авторство, - целое расследование, которое ведут, основываясь на цвете, свете, композиции.

Так у полотен, представленных на выставке, нашлись авторы - Василий Кандинский, Алексей Явленский и Иван Клюн. О них отдельный разговор. Кроме того, на выставке можно примерить на себя роль искусствоведа-детектива: в помощь мультисенсорный экран, с помощью которого можно разложить луч света на цвета, рассмотреть под лупой фактуру полотна или оживить картину.

"Борис Григорьев. Первый мастер на свете"

Музей Фаберже, Санкт-Петербург. По 28 января 2024 года

Борис Григорьев - "русский европеец с "сумасшедшинкой", как называл его Чуковский, авангардист, чье имя долгое время было забыто. Он создал лучшие портреты Горького и Мейерхольда. "Первым мастером на свете" называл себя сам. А вся артистическая тусовка Москвы и Петербурга в начале XX века стояла в очереди, чтобы ему позировать. Но он, высокомерный декадент, был чрезвычайно разборчив в заказах.

На выставке 200 произведений. Впервые показывают иллюстрации к "Ревизору", к роману "Братья Карамазовы", которые создавались дольше, чем сам роман Достоевского, 19 лет. Работы из цикла "Расея" - знаменитые снопы с бездонным небом, которые Григорьев создавал в эмиграции. А еще этой выставкой Музей Фаберже открывает новое выставочное пространство - отреставрированное крыло особняка Нарышкиных-Шуваловых на углу набережной Фонтанки и Итальянской улицы.

"Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

Музеи Московского Кремля, Москва. 13 октября 2023 года - 14 января 2024 года

А был ли костяной трон у Ивана Грозного? Где посмотреть булаву Марины Мнишек? Есть ли вторая шапка Мономаха? История государства, как и искусства, полна неточностей, домыслов и мифов. Часто историки создают их сами. Пик создания таких мифов пришелся на XIX век, тогда романтизм увлекся древней российской историей. Такой известный экспонат Оружейной палаты, как костяной трон, в XIX веке обзавелся своей альтернативной историей и считался даром, якобы поднесенным греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог. Позже он обрел еще одного вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного из-за хорошо известной скульптуры Марка Антокольского, изобразившего Ивана IV сидящим именно на этом троне.

Шапка Мономаха Второго наряда. В начале XIX века считалась венцом княгини Ольги. Фото: Пресс-служба Музеев Кремля

Не имеющей ничего общего с правдой биографией обзавелась и созданная в 1682 году шапка Мономаха второго наряда, она с легкой руки историков стала "венцом великой княгини Ольги", которую она вывезла из Царьграда. Так в музейном собрании "появились" посохи великих князей Андрея Боголюбского и Ивана Калиты, шлем великого князя Александра Невского, детский доспех великого князя Дмитрия Донского, кольчуга Марфы Посадницы и многое другое. На самом деле эти предметы не имели никакого отношения к названным персонажам и были созданы гораздо позже, а не в ту эпоху, к которой они приписаны.

Кстати

Третьяковская галерея и Музей Мирового океана откроют совместный проект, посвященный морю. Открытие запланировано 29 сентября в выставочном комплексе "Пакгауз" в Калининграде. Маринисты XIX века, к примеру, Иван Айвазовский и Алексей Боголюбов любовались величественными пейзажами. В XX веке внимание художников все больше привлекали человек и его отношения со стихией, а в XXI веке авторы видят в вечно волнующемся море метафору бытия, как в видео группы "Синий суп". Выставка - отличный способ попутешествовать не только по морям и океанами, но и по стилям и направлениям отечественной живописи и скульптуры.