Ждали весну, чтобы открыть мост

Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерняя Москва» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.

Ждали весну, чтобы открыть мост
© Вечерняя Москва

Сегодня в Москве действуют 11 метромостов, один из них — Смоленский, он открыт в 1937 году. В номере от 7 сентября 1935 года «Вечерняя Москва» писала, как он проектировался.

К сентябрю 1935 года завершилось геологическое исследование трассы метро на участке, соединяющем Смоленскую площадь с площадью Киевского вокзала. По оценке главного инженера радиуса, геологические условия были благоприятными.

— Как известно, на этом участке сооружается мост через реку, по которому пойдут поезда метро. После того как поезда закончат путь по металлической эстакаде, они перейдут в так называемую рампу и примерно у начала Дорогомиловской улицы уйдут под землю с тем, чтобы подойти к Киевскому вокзалу на глубине 10–12 метров, — говорится в материале «Вечерки». Именно на глубине 10– 12 метров по проекту должна была залегать станция «Киевская».

Будущий Смоленский метромост должен был стать одним из самых больших в Советском Союзе. Чтобы обеспечить его прочность и надежность, потребовалось опустить каменно-бетонные основы на глубину до 26 метров.

— Сейчас на правом берегу реки развернуты работы по рытью котлована. Эта же работа развертывается сейчас и на левом берегу. Эскизный проект моста уже закончен. В будущем году, как только схлынет весенняя вода, начнется установка металлических конструкций, — сообщала «Вечерняя Москва».

Архитекторами моста выступили братья Константин и Юрий Яковлевы, консультировали проект профессора МИИТ Николай Стрелецкий и Георгий Евграфов.

Перед началом строительства второй очереди метро провели конкурс проектов оформления моста и из всех предложенных вариантов выбрали самый скромный. По итогу мост украсили лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

В основу конструкции легли две пологие главные арки длиной 150 метров. Помимо главного пролета мост имеет пять береговых железобетонных арок. Речные устои опираются на плоские кессоны, заглубленные до известняковой плиты.

5 апреля 1953 года движение поездов по Арбатско-Покровской линии перевели на новую трассу глубокого заложения, и регулярное движение по Смоленскому метромосту прекратилось. Возобновилось оно лишь 7 ноября 1958 года, когда открыли Филевскую линию метрополитена.

В 1978 году подходы к мосту накрыли шумопоглощающим коробом, открытыми остались только участки над рекой.

ЦИФРА

15 километров составляет общая протяженность Филевской линии Московского метрополитена.

КСТАТИ

Ликовский метромост через реку Ликову, соединяющий строящиеся станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково», станет двенадцатым метромостом столицы и вторым по протяженности после Лужнецкого метромоста через Москву-реку.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Смоленский метромост можно увидеть во многих фильмах: «Верные друзья», «Джентльмены удачи», «Семь нянек». В фильме «Берегись автомобиля» показана и береговая часть моста.