Войти в почту

Откуда взялись мифы о "закрепленном народе"

Кто сказал, что мы - закрепленный народ? Что мы прячемся за спиной государства или хозяина, лишь бы не пошевелиться? Нет, мы - странствующий, рисковый народ, готовый всегда двинуться за лучшей долей. Не только чтобы выжить, но и чтобы семье встать на ноги - доходами, имуществом.

Откуда взялись мифы о "закрепленном народе"
© Российская Газета

"Из примерно 50-54 млн российских семей не менее 10-15, а может, и все 20 млн семей живут за счет отходничества" (Плюснин Ю. и др. Отходники. 2013). Отходник - тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода.

1/3 всех семей в провинции живет за счет отхожих промыслов. Главное движение - к Москве, вокруг нее. Там 80% отходников из Европейской России, еще 10% - в Петербурге. Одна треть трудоспособных в Москве - не москвичи (Плюснин Ю. и др. Отходники. 2013).

"В малых городах и сельских районах России нынче от 10-15 до 50-80 процентов трудоспособного населения (в основном мужского, но где-то велика и доля женского) находят себе заработок на стороне" (Плюснин Ю. и др. Отходники. 2013).

Почему? В чем рациональность? Уехать от живого, теплого семейного бытия - в общежитие, в бытовки, в почти рабское существование большого города? Оторваться от земли? Ответы - обычны. Где-то там, за горизонтом, можно получить на руки в 3-4 раза больше. И еще там, где живешь, не хватает работы. Не прокормиться, не построиться, не выучиться.

Это люди, которые решают сами за себя. Которые всегда в пути

Все это - не в первый раз. Через 100 с лишним лет мы повторяем тех, кто был до нас, кто так же блуждал по российской земле. Весь XIX - начало XX в. избыток населения в нечерноземном центре России выплескивался ради прокорма в Петербург и Москву, расходился артелями и в одиночку по городам и весям, предлагая в наем десятки профессий и сотни видов товаров, своих, особенных. Жизнь кипела повсюду.

"В пределах Европейской России отхожие промыслы захватывали в 1880-х ... не менее 5 млн человек ежегодно". Это примерно 6-7% населения Европейской России. 1/4 дохода крестьянских хозяйств в нечерноземных зонах Европейской России - за счет отходников (Брокгауз и Ефрон). Вот отчет губернатора за 1898 г.: "В Санкт-Петербургской губернии женщина почти повсеместно ведет крестьянское хозяйство... тогда как мужская часть населения главным образом поглощена отхожими промыслами" (Толь С., 1898).

Странствующий человек

Разве это закрепленный народ? Разве в нем мало свободы и риска? Нет, за ним еще и достоинство, мечта, достаток.

Вот свидетельство известного философа Александра Зиновьева: "Я родился в самой ... дремучей русской глуши - в "медвежьем углу"... Хотя земля там была неурожайной, хотя ее было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным ... наш район был одним из самых культурных и зажиточных в России. ...Это являлось следствием его бедности... В наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города - в Москву, Кострому, Ярославль, Иванов, Вологду. Там они становились мастеровыми... Основная масса мужчин, работавших в городах, считала городскую жизнь лишь подспорьем в содержании семей, остававшихся в деревнях... На старости мужчины навсегда возвращались в свои деревни... Когда в деревнях была самая напряженная пора, мужчины возвращались домой. Все, что они зарабатывали в городах, они использовали для деревенской жизни: строили дома, покупали дорогую одежду, посуду, драгоценности... Вместе с деньгами и вещами ... привозилась и культура - городской язык, городская одежда, украшения, книги... Я бывал во многих районах России, но нигде не видал таких больших и красивых домов, как в нашем районе" (Зиновьев А. Русская судьба. 1999). Это была деревня Пахтино, 200 км от Костромы (ее больше нет).

Челноки 90-х. Как к явлению не относись, но тоже отхожий промысел. Жизнь заставила! Фото: РИА Новости

Конечно, жизнь сложнее. Отходники - и батраки, и прислуга, и заводские, с жесточайшими условиями труда. И недоедать, и болеть, и нищенствовать, и преступать закон, и возвращаться ни с чем.

Но нам все-таки стоит помнить, что отходничество - не только страдание и подневольный уход из дома ради куска хлеба. Но еще и промысел, не божий, а человеческий, способность взять на себя риски, свободный поиск, честная попытка думающего человека вырваться из самых трудных обстоятельств и сберечь семью. Приумножить ее имущество - выжать воду из камня. Не только прикрепленный народ - но еще и ищущий, странствующий, рисковый. "В центральной нечерноземной полосе... крестьяне... имеют больше денег, хотя получаемых не от земледелия, а от промысла" (Воронцов Ю. 1892). Это замечание 1892 г. Больше денег!

По старинным лекалам

А что пишут социологи сейчас? Мы - наследники. "Отходник - хорошо социализированный, высокомотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий в трудностях обычно мужчина средних лет и крепкого здоровья. Общителен, умственно развит, обладает чувством юмора, мало пьет и позитивно смотрит на жизнь. Женат, имеет нескольких детей, ценит и любит свою жену. Самостоятельно обеспечивает себя и семью. Краткосрочная цель... - удовлетворение потребностей семьи, обустройство дома и надежное хозяйство, долгосрочная цель - "вывод" детей в люди... Дом отходника ... выделяется добротностью... Отличают отходников и транспортные средства обычно лучшего качества, чем у соседей... Усадьба сведена к огороду... Хозяйством, как и финансовыми вопросами, ведает жена. Отходник ... поддерживает все родственные связи и знакомства, готов прийти на помощь. Пользуется уважением в местном обществе" (Плюснин Ю. и др. Отходники. 2013).

Кто они? 3-5 млн дальнобойщиков, 2-3 млн охранников, до 5-7 млн самодеятельных (наемные, предприниматели). В Москве отходников - 5-6 млн чел. (включая тех, кто из-за рубежа). 2/3 не учтены статистикой (заняты неформально) (Плюснин Ю., 2015). Больше всего их в строительстве, ремонте, торговле, аграрном секторе, в "пищевке", ЖКХ, в услугах. Везде, где нужен массовый дешевый труд, и там, где люди могут жить на ходу, неприкаянно. Зачем стремятся в столицы? Там доходы кратно выше, чем в регионах.

Поразительно, как спустя 100 с лишним лет, после 60 лет запретов на движение людей, народ отвечает на трудности в экономике, на бескормицу свободой и трогается с места миллионами людей, иногда даже по старым маршрутам, стремясь не только за хлебом и теплом, но еще и за благополучием, за устроенным домом, образованием для детей.

Это - соль земли российской. Больше 100 млн чел. живут в России в средних и малых поселениях. Способны трудиться - 55-60 млн чел. Из них до 20% - отходники (называются и более крупные цифры). Большинство из них - люди, которые решают сами за себя. Люди, которые всегда в пути.