Станут ли водные электротрамвайчики полноценным общественным транспортом?

Столица получила пять новых плавучих причалов и четыре электросудна. На юге Москвы установлены три новых плавучих пристани, чтобы заработал второй маршрут регулярных водных перевозок на электрокатерах. «Москино» подумывает показывать на трамвайчиках фильмы. Насколько они вписались в систему городского общественного транспорта?

Станут ли водные электротрамвайчики полноценным общественным транспортом?
© BFM.RU

Пока в городе работает только один маршрут: «Киевский — Сердце столицы», действуют шесть круглых причалов-остановок. Осенью планируют открыть еще несколько.

До конца года запустят второй регулярный маршрут «Автозаводский мост — Печатники» протяженностью 13 километров. Это историческое направление: в советское время по нему ходили суда от Южного речного вокзала. Сейчас на этом маршруте уже установлены четыре плавучих причала. Каждый вмещает от 40 до 80 пассажиров. И причалы, и суда — полностью отечественная продукция. Причалы изготовлены в Перми, а трамваи — в Санкт-Петербурге.

Расписание и маршрут появились на портале «Московский транспорт». Правда, реально пользоваться им невозможно: у большинства остановок статус «Расписания нет». И, судя по порталу, трамвайчики ходят один раз утром: «Сити — Кутузовский — Сердце столицы». Обозреватель Business FM, решив прокатиться с ребенком, столкнулся с неприятной ситуацией. Отстояв в очереди около полутора часов (интервал в движении катеров от 40 минут до часа), он так и не смог попасть на борт.

«У пассажира нет обязанности выходить на конечной, значит, кто-то, кто сел на Киевской, может прокатиться до Шелепихи, не выходя из трамвайчика, поехать обратно, а количество мест там ограничено — вмещается около 40 человек. Мы решили, что подождем тогда еще до следующего, интервал ожидания то ли минут 40, то ли час. Мы стояли уже следующие в этот накопитель и точно должны были поехать следующим рейсом. Пришел этот кораблик, оттуда стали подниматься люди, мы поняли, что нам явно хватит места, но сотрудники «Мосгортранса» с сожалением сообщили нам о том, что у этой лодки села батарейка и она уходит на дозаправку. На вопрос, когда же будет следующая, сказали: по расписанию. То есть еще минут через 40 или час. Мы просто развернулись и ушли, потому что ждать еще час не было никакого настроения».

Поездка на электротрамвайчике в будни обойдется в 150 рублей, а в выходные в 300. Оплатить можно «Тройкой», банковской картой, биометрией. Но вряд ли электросуда станут полноценным общественным транспортом. Подавляющее большинство пассажиров поднимаются на борт ради экскурсии. Правда, даже при цене билета в 150-300 рублей этот проект вряд ли окупит себя, считает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:

Михаил Блинкин научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Это сугубо нишевый вид транспорта. Никакого значения в транспортном балансе города это не имеет. Но это уникальный опыт использования в городе трамваев с электрическими двигателями. Это взаимодействие московского бюджета с отечественной промышленностью, штука, которая будет иметь долгосрочные последствия для развития отечественного судостроения и так далее. Москва может себе позволить нишевые виды транспортных услуг, окупаемым он никогда не станет, потому что это уникальные суда, специально заказанные московским правительством. Если там будет тариф 150-300 рублей, если это наберет обороты, то хотя бы будут текущие затраты».

Электротрамвайчики в перспективе могут стать культурной площадкой. По словам гендиректора сети «Москино» Натальи Мокрицкой, рассматривается возможность в следующем году организовать там экскурсию или видеопоказ. Мнение редактора портала Film.ru Евгения Ухова.

Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Кино сейчас вынуждено конкурировать с очень многими другими вариантами развлечений, отдыха, и кино какие-то уступки в таком стиле смотрения вполне можно, можно и нужно. Я могу только поприветствовать идею, с тем чтобы транслировать кино везде, где это позволяют технические возможности и желание нашего кинопроката. Должен быть интересный опыт, потому что подобные мероприятия, сами поездки на трамвайчиках — это все-таки обладает романтическим флером, это то же приключение, хорошее времяпрепровождение».

В прошлом веке по Москве-реке ходили десятки судов на подводных крыльях. Это был регулярный транспорт, перевозивший по тем временам огромное количество пассажиров: до 5 млн за одну навигацию, в городе и на пригородных маршрутах. Однако, поскольку навигация длилась всего полгода, речные трамвайчики были убыточными. Новое поколение электросудов сможет перевозить пассажиров и зимой. Так что надежда на окупаемость всего проекта все же имеется.