Войти в почту

Спортсмены, демонстрации и дух праздника: как создавали панно о 800-летии Москвы на станции метро «Яхромская»

Московский метрополитен — настоящий музей. Синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства стал его отличительной чертой еще в 30-е годы прошлого века. Благодаря ему почти каждая станция стала уникальной и неповторимой.

Спортсмены, демонстрации и дух праздника: как создавали панно о 800-летии Москвы на станции метро «Яхромская»
© Mos.ru

Этой традиции архитекторы верны и сегодня. Скоро Люблинско-Дмитровская линия метро получит свое северное продолжение — на ней откроется еще три станции, одной из которых станет «Яхромская». Выходя на ней из вагона, пассажиры окунутся в атмосферу столицы 1947 года: оформление новой станции посвятили 800-летию . Такую тематику выбрали неслучайно, ведь станцию строят рядом с одноименной улицей.

Полы, колонны, стены и потолки «Яхромской» выполнят в главных цветах, символизирующих город, — белом и красном. Но первое, что будет приковывать взгляд, — гигантское панно, рассказывающее о жизни Москвы того времени. Недавно специалисты закончили монтаж панелей на стене вдоль путей, ведущих в центр столицы.

Спортсмены, городские улицы, демонстрации, знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» и памятник среди праздничного салюта — графическая композиция насчитывает 22 сюжета.

О том, как создавали и устанавливали панно, из чего оно состоит и почему «Яхромская» станет одной из самых красивых станций московского метро — в материале mos.ru.

Продолжая традиции и Лансере

1947 год — знаковый для Москвы. Еще звучит эхо Великой Победы, заложены восемь сталинских высоток и памятник Юрию Долгорукому, с размахом празднуется 800-летний юбилей города. Перед архитекторами и художниками, занимавшимися оформлением станции, стояла задача передать это праздничное настроение.

«На “Яхромской” мы, можно сказать, вернулись к истокам, то есть к тем принципам, которые были заложены отцом московского метро Лазарем Кагановичем в 1930-е годы. Тогда считалось, что метрополитен — это дворец для народа и человек, который в него спускается, должен получать эстетическое удовольствие. Огромные светлые пространства, дорогие материалы: мрамор, литье, золото, бронза, гранит. Именно так строили метро в те годы. Уже на его первой линии, на станции “Комсомольская”, художник Евгений Лансере сделал майолику, посвященную метростроевцам», — рассказывает главный архитектор станции «Яхромская», президент Союза архитекторов Россиов.

Он вместе с народным художником Россиым и архитектороым взялись за создание главной достопримечательности станции — огромного панно вдоль ее путевой стены. Во время работы мастера вдохновлялись фотографиями 1947 года.

Изучив архивные снимки, Александр Рукавишников сделал эскизы: из-под кисти художника вышли срывающиеся со старта атлеты на стадионе «Динамо», пионеры в красных галстуках, оживленные улицы со спешащими по своим делам прохожими и вереницами из машин, шумные демонстрации, веселый клоун Карандаш, грандиозная стройка, памятник Юрию Долгорукому рядом с кружащимися в танце парами, разноцветный салют на День города, словом, то, чем в 1947 году жила послевоенная столица.

«Наша задача состояла в том, чтобы передать дух праздника. На мой взгляд, нам это удалось», — говорит Николай Шумаков.

Изображения не стали отдельными картинами, их объединили в одну композицию размером 160 на пять метров, в которой каждый сюжет плавно переходит в новый.

Сделать такое масштабное панно — задача не из легких. По словам Николая Шумакова, раньше на создание подобного произведения ушли бы годы, а сейчас ускорить процесс помогают современные технологии.

Эскизы Александра Рукавишникова разместили на металлических панелях в масштабе один к 10. Затем на специальном техническом сканере панели отпечатали в натуральную величину и доставили в цех, где художник вручную доводил рисунки до совершенства.

«Наше панно — это роспись по алюминию. Материал негорючий, что важно для метро. После окончательной доводки его покрыли лаком, защитной пленкой и повезли на монтаж», — отмечает Николай Шумаков.

Установить панно из 111 панелей за три недели

Панно включает 22 фрагмента, каждый из них собирается из пяти панелей.

«Все 111 панелей сделали на заводе. Каждый элемент имеет ширину полтора метра и высоту пять метров. Подсистема и сама структура панелей позволяют избежать деформаций как при монтаже, так и при эксплуатации, несмотря на внушительные размеры. В заводских условиях на них наносится изображение, а на стройку привозят уже готовый элемент», — рассказал Роман Ромашевский, заместитель директора проекта, дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект».

Монтаж панно занял три недели. Первыми установили изображения спортсменов-легкоатлетов, а на заключительном этапе — картины, посвященные празднованию Дня города.

К бетонным стенам «Яхромской» строители прикрепили каркас из стальных балок, а на него подвесили алюминиевую подсистему, состоящую из кронштейнов и профилей, которая обеспечивает жесткость конструкции и снижает возможность деформации панелей с изображениями, представляющих собой сотовые алюминиевые листы. Этот материал позволяет делать большие панели, сохраняющие идеально плоскую форму, а также минимизирует количество стыковочных швов. К тому же ему не страшны перепады температур и повышенная влажность. Благодаря таким технологиям качество рисунков и яркость цветов сохранятся на долгие годы.

По словам Романа Ромашевского, процесс транспортировки панелей от завода до станции должен быть максимально аккуратным, иначе существует риск их повредить.

Станция из саянского мрамора, сибирского и карельского гранита

«Яхромская» — станция мелкого заложения, которую начали строить в 2019 году. Она войдет в состав нового участка Люблинско-Дмитровской линии метро вместе со станциями «Лианозово» и «Физтех».

Кроме уникального панно, интересен и дизайн станции. Пол «Яхромской» выложат плитами из светло-серого сибирского и красного гранита. Последний добывают на острове Сюскюянсаари в северной части Ладожского озера. Всего на платформе уложат около 1,8 тысячи квадратных метров этого камня. А еще им облицуют основания фасадов входных павильонов станции.

На стенах южного вестибюля уже смонтировали белые плиты из саянского мрамора, на путевых стенах и потолке готовы каркасы под облицовку металлическими панелями красного и белого цветов. Красным отделают две трети потолка, одну из путевых стен и ближайший к ней ряд колонн на платформе. Белыми станут оставшаяся треть и второй ряд колонн.

Сейчас на «Яхромской» ведутся отделочные работы, монтаж инженерных систем и строительство лестничных сходов. В одном из вестибюлей уже установили эскалаторы.

С открытием станции улучшится транспортное обслуживание районов Дмитровский, Северный, Восточное Дегунино, Бескудниковский и Лианозово. А местные жители сэкономят до 20 минут при поездках по городу.

`иколай Шумаков: Большие проекты — это подарок судьбы для архитекянин: 10 станций БКЛ планируют открыть в ближайшее времяСвет, индивидуальность, целостность: как возникла современная архитектура московского метро