Помпеи, розетки и терравей: как реставрируют усадьбу Покровское-Стрешнево
Вернуть стенам исторический оттенок, восстановить потолочную лепнину, подобрать по цвету каминную керамическую плитку и недостающие кирпичики — всем этим занимаются реставраторы усадьбы Покровское-Стрешнево.
Москва скоро вновь обретет почти утраченную жемчужину — на Волоколамском шоссе близится к завершению реставрация исторической усадьбы Покровское-Стрешнево. Специалисты выполняют колоссальную работу. В усадьбе за столетия несколько раз менялись хозяева, и каждый делал там что-то свое, оставляя от первичного авторского замысла лишь очертания, а в советский период здания практически разрушились. Чтобы вернуть прежний облик господскому дому, оранжерее и регулярному саду, архитекторы проводят научную реставрацию: они подняли старые чертежи, нашли архивные фотографии и записи из дневника княгини Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
О том, как создать заново потолочную лепнину, что будет нарисовано на стенах Голубой гостиной и чем выложат дорожки сада, — в репортаже mos.ru.
От бояр и князей до наших дней
Главный дом усадьбы Покровское-Стрешнево кремово-желтого цвета с двумя краснокирпичными «пряничными» пристройками сегодня выглядит свежим и при этом с мягким налетом прошлого. Трудно поверить, что этот дом, когда-то жилой, еще недавно был практически разрушен.
«Мы приступили к реставрации в начале 2022 года, и на тот момент усадьба находилась в достаточно разрушенном состоянии. Была повреждена кладка, многие кирпичи рассыпались, окна оказались разбитыми, отливы водостоков — забитыми хвоей и листьями», — вспоминает руководитель проекта по реставрации усадьбы Ольга Джавадова.
Первым делом реставраторы взялись за изучение исторических документов. Когда-то эту местность занимала деревня Подъелки, которой владел дьяк Михаил Данилов. С появлением в XVII веке храма Покрова Пресвятой Богородицы поселение переименовали в Покровское. Затем имение перешло к боярину Родиону Стрешневу, одному из дядек Петра I и родственнику Романовых. Последующие 250 лет земля находилась в собственности Стрешневых и получила название Покровское-Стрешнево, но усадьбы тогда не существовало.
Трехэтажный особняк в стиле эклектики с круглым балконом-верандой, колоннами и лестницами по краям построила последняя из рода Стрешневых — Елизавета Петровна. При ней же появились шесть оранжерей и ванный домик на реке Химка — подарок от супруга Федора Глебова, названный «Елизаветино».
После смерти Елизаветы Глебовой-Стрешневой усадьба перешла ее сыну, а затем — его племяннице Евгении, жене князя Михаила Шаховского. Та, мечтавшая о замке, пристроила к дому справа и слева краснокирпичные помещения и остроконечные башни с черепичными крышами, разбила регулярный парк, обставила его античными статуями, окружила имение оградой с бойницами. Проект доверила именитым архитекторам XIX века — Александру Резанову, Константину Терскому, Федору Кольбе, Александру Попову. Княгиня считала усадьбу памятником русского модерна и пускала гостей на свою территорию по платным билетам.
В первые годы советской власти в Покровском-Стрешневе открыли музей «упаднического дворянского быта», но экспозиция просуществовала не более десятка лет. Сюда по очереди въезжали НИИ и санатории. В годы Великой Отечественной войны усадьбу бомбили, тогда был утрачен и домик «Елизаветино». Несколько раз она подвергалась пожарам, а затем — попыткам реставрации.
«Усадьба находилась в неудовлетворительном состоянии. Из-за эклектичности господского дома мы привлекли специалистов по разным архитектурным стилям. Была проделана огромная работа: в особняке пришлось частично заменить перекрытия, убрать фальшпол, перебрать кирпичи в стенах, заново залить шовный раствор, восстановить стропила, обрешетку и кровлю. Еще предстоит проложить инженерные коммуникации: водопровод, электричество, теплоснабжение, установить в здании комфортный температурный режим», — говорит Максим Гордиенко, начальник управления по реализации объектов благоустройства Департамента капитального ремонта Москвы.
Розетки и картины
Сейчас мастера покрывают медью выступающие элементы на готовом фасаде: нарезают на станке медные пластины и укладывают их сверху арочек, бровок и кокошников.
«Эти пластины называются картинами. Они нужны для того, чтобы вода от дождей и снегов не проникала внутрь и не разрушала кирпичную кладку», — объясняет Ольга Джавадова.
Параллельно идет работа над «внутрянкой», как говорят реставраторы, «начинкой» усадьбы. Еще не везде перебрали деревянные стены и убрали сгнившие балки: здание времен Стрешневых оказалось полностью из дерева! А там, где испорченные фрагменты поменяли на новые и укрепили металлическими каркасами, рабочие уже кладут штукатурку. Всюду слышится стук. На потолках восстанавливают лепнину — круглые розетки из гипса с цветами и листьями.
«С сохранившихся розеток мастера снимают силиконовые слепки и по ним отливают такие же. В остальных случаях обращаются к старым фото или просто подбирают подходящий по смыслу орнамент, лепят заново розетку из скульптурного пластилина и уже с этой модели делают силиконовый слепок для других копий», — уточняет руководитель проекта.
На столе лежит желтоватая, собранная по кускам старинная розетка. Слепок пришлось делать с отдельных ее частей, чтобы повторить все элементы. Теперь ее собрали и скоро вернут на потолок. А рядом — новая, молочно-белая. От старой не отличить!
Кроме того, реставраторы восстанавливают лепной карниз. Сначала обрисовывают карандашом по бумаге выпуклый рисунок сохранившихся потолочных элементов, затем вырезают шаблон и переносят его на дерево. Этим деревянным шаблоном проводят вдоль жидковатого гипса — получается копия рисунка. Такой карниз называют тянутым. В некоторых залах лепнина уже вернулась на свое место. От нее пахнет свежей штукатуркой.
Секрет гостиной цвета сахарной бумаги
«В главном доме почти завершили реставрацию угловых каминов в Белом зале и Голубой гостиной. Сейчас на сохранившейся керамической плитке заделываем трещины и тонируем ее под историческую. Предстоит восполнить и недостающую плитку. Она будет выполнена в технике восстановительного обжига, когда при определенных условиях в печах на поверхности глазури черепков восстанавливается тонкий слой металлизированного покрытия. Это очень старая технология. Затем покроем плитку защитным лаком», — продолжает Ольга Джавадова.
Один из самых сложных этапов — восстановление Голубой гостиной, о которой историк искусства барон Николай Врангель писал:
«Хороша синяя, цвета сахарной бумаги, гостиная в большом доме, отделанная l’antiqueв помпеянском стиле, с красивой белого дерева мебелью». Усадьба вообще ассоциировалась у современников с чем-то сладким, видимо из-за обилия завитушек и конфетных оттенков.
Чтобы выяснить, какого именно цвета была гостиная, специалистам пришлось делать зондажи — снимать пробники, по которым видны разные слои краски, а также изучать записи в старых домовых книгах. В научной реставрации все должно быть вымерено.
«Гостиную называли помпейской из-за того, что на стенах были изображены жертвенники и богини античных времен, а также сюжетные композиции с элементами сложного геральдического орнамента. Архитекторам удалось найти эти рисунки на старых фотографиях и сделать эскизы. Они изготовили пластиковые трафареты, через которые будут наносить роспись на стены», — говорит Ольга Джавадова.
Последняя оранжерея Стрешневой
Оранжерея, единственная сохранившаяся из шести, тоже почти готова. К началу реставрации от нее сохранился только обуглившийся после пожара полукруглый зал и правое крыло. Сегодня она выглядит почти как во времена Елизаветы Глебовой-Стрешневой, хотя пока не покрыт купол, а восстановленное витражное остекление защищено строительной пленкой.
«Левую сторону оранжереи восстанавливали по образцу правой. В оранжерее полностью отреставрировали стропила, обрешетку, балки, покрытие, перебрали уцелевшую кирпичную кладку. Восстановили белокаменную облицовку и крыльцо, колонны с капителями», — рассказывает Ольга Джавадова.
Специалисты уже красят фасады цветом яичного желтка и патинируют кровлю — обрабатывают составом, который создает эффект старинного налета. Осталось отреставрировать мраморный пол, воссоздать из дуба дверные проемы и оконные заполнения.
Кроме того, мастера ремонтируют ограду с башенками приусадебного парка. До начала работ в некоторых местах в кирпичной кладке проросли деревья.
«Вытаскивали из стен корни, принявшие форму кирпичей!» — вспоминает собеседница mos.ru.
Чтобы укрепить кладку, между кирпичами делают отверстия — шпуры, вставляют в них пластиковые трубочки — покера, а через них закачивают цементный раствор. «Процесс называется инъектированием», — отмечает Ольга Джавадова.
Регулярный сад по старым чертежам
Почти воссоздан в старинной усадьбе и регулярный сад, раскинувшийся перед главным входом. Здесь пахнет хвоей и скоро появятся сладкие ароматы цветов. Рабочие оформили клумбы, выложили брусчаткой в историческом стиле геометрически правильные дорожки, сходящиеся в круге, а некоторые покрыли терравеем — так называется мелкая галька, склеенная с минералами. Это покрытие экологично, пропускает воду в почву и не мешает природным процессам.
«Когда мы начали работать, здесь не было почти ничего, все заросло. Чтобы вернуть саду прежний облик, использовали военно-топографическую съемку XIX века, изучали старые чертежи, фотографии 1930-х и дневник княгини Евгении Шаховской: она описывала растения, которые высажены в саду. Для консультации пригласили дендрологов и по их совету посадили многолетники и кустарники вдобавок к вековым лиственницам и липам», — рассказывает Максим Гордиенко.
Ремонтно-реставрационные работы планируют завершить в этом году.
«Усадьба уже пережила зиму, мы исследовали, как реагируют наши новые материалы на перепады температур. Показатели отличные», — резюмирует начальник управления по реализации объектов благоустройства Департамента капитального ремонта Москвы.