Южный речной вокзал открылся после реконструкции. Зачем его строили при Сталине и для чего он нужен сегодня

В Нагатинском затоне после реконструкции открылся Южный речной вокзал Москвы. Произошло это после 25 лет забвения, когда скульптуры с фасада сняли, а в помещении находилась ярмарка. Теперь скульптуры вернули на место, а в здании помимо касс и зала ожидания нашлось место для ресторана, филиала музея транспорта и смотровой площадки. «Мослента» выяснила, зачем строили Южный речной вокзал, как им пользоваться и что теперь находится внутри здания.

Южный речной вокзал открылся после реконструкции. Зачем его строили при Сталине и для чего он нужен сегодня
© Мослента

Здание выглядит лучше, чем сразу после постройки

Здание Южного речного вокзала так давно не работало по назначению, что в большинстве своем москвичи даже не знают, где оно находится. Это Нагатинский затон, набережная Москвы-реки напротив парка развлечений «Остров мечты». Сюда проще всего доехать 831-м автобусом от станции метро «Технопарк». Точный адрес: Проектируемый проезд №4062, дом 11, корпус 2.

Отреставрированное здание выглядит даже лучше, чем при первом открытии в 1986 году. На фасады вернулись пять скульптур, созданных, правда, уже не из бетона, а из стеклопластика, и роза ветров, а на крышу — заново изготовленный 14-метровый шпиль с надписью «Южный речной вокзал».

«Там, где был автобусный парк, появится музей». Как менялись и во что превращались московские вокзалы и гаражи

Над центральным входом установили крупный квадратный экран, который большую часть дня показывает стрелки часов, но может работать и как информационное табло. Здание укрепили, а территорию вокруг благоустроили: замостили, озеленили и поставили приятные современные фонари. У набережной установили заграждение, современный стеклянный павильон, лавочки. Завершают обновленную картину разноцветные ларьки с мороженым, горячими сосисками и кукурузой.

Временные деревянные вокзалы

В 1931 году открылся первый прообраз Южного речного вокзала — Московский речной вокзал в районе Космодамианской набережной, которая тогда называлась Причальной. Отсюда пароходы уходили по Москве-реке, затем вниз по Оке и Волге, вплоть до Уфы.

Потом речной вокзал перенесли на то место, где сейчас находится платформа «Тульская» Павелецкого направления (раньше это была ближайшая станция к заводу ЗИЛ). В то время пароходное и речное движение получило значительное развитие после открытия в 1937 году канала Москва — Волга, позже переименованного в канал имени Москвы.

Следующий адрес Южный речной вокзал получил в Даниловской слободе, на Варшавском шоссе, там он находился рядом с позже построенным Автозаводским мостом.

Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932-1940 годы

Внутри купол круглого здания вокзала, хорошо видного с реки, был выкрашен синей краской глубокого ультрамаринового оттенка и покрыт рельефными звездами. Что должно было напоминать о южных ночах, ведь именно на юг, по Оке и Волге, отправлялись отсюда пароходы.

В годы Великой Отечественной войны вокзал был для Москвы центром эвакуации и снабжения. После ее окончания, в мирное время, деревянный вокзал ветшал, и в 1970-х его снова перенесли ниже по течению, на Нагатинскую набережную. Там он оказался в заводи старого русла реки, возникшего после того, как здесь был построен канал, — так называемое Нагатинское спрямление. Здание Южного речного вокзала разместили на временном дебаркадере, на том же правом берегу реки. Сейчас дебаркадер оттуда отбуксировали, а на том месте находится причал «Кленовый бульвар».

Новое железобетонное здание

Новое здание Южного речного вокзала на левом берегу Нагатинского затона начали проектировать еще в 1979 году. К 1985 году его построили там из стекла и бетона, для пассажиров же новое здание открылось в 1986 году.

Архитектор Юрий Коган спроектировал это здание в стиле позднего модернизма. На фасаде установили скульптуры-аллегории пяти морей, портом которых (не напрямую, а через речную сеть) стала Москва. Это Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Северное моря. По замыслу архитектора, вытянутая форма здания должна напоминать корабль.

Проработал Южный речной вокзал совсем недолго — в 2000 году городские власти решили прекратить субсидирование речного транспорта. После этого многие годы вокруг Южного вокзала находился автомобильный рынок, а внутри здания был рынок вещевой.

Южный речной вокзал после реконструкции

Закрытие и реконструкция

К концу 1990-х здание все меньше использовали по назначению, с 2000-го года там располагалась детская вещевая ярмарка.

Постепенно здание утрачивало свою транспортную функцию. Последний раз традиционно проходившее здесь открытие прогулочной навигации состоялось в 2012 году, а с 2013-го переместилось на причал парка Горького. После ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак Южного речного порта. Вокруг него появилось много пристроек, и в результате вся эта конструкция была объявлена самостроем.

«Промышленное здание выдавала только дымовая труба». Когда появились и как работают сегодня московские электростанции

Новая масштабная реконструкция здания началась по поручению мэра Москвы Сергея Собянина в 2021 году. А на днях, 28 апреля, обновленный и возрожденный вокзал открыли снова. Судя по проекту, в скором времени вокруг него разрастется марина, где будут стоять государственные и частные суда и яхты.

Что изменилось после реставрации

Перед Южным речным вокзалом отреставрировали 500-метровую причальную стенку и пять причалов, которые будут принимать большие круизные лайнеры. При проведении работ здесь углубили фарватер, и теперь от Южного речного вокзала круизные теплоходы будут ходить по 30 направлениям, включая Нижний Новгород, Касимов, Рязань, Коломну, Углич и другие города.

Мэр Москвы Сергей Собянин выступает на церемонии открытия после реконструкции Южного речного вокзала Москвы

Внизу, на первом этаже, — кассы и туристическое бюро, где можно получить всю информацию по речным маршрутам, экскурсиям и турам по всей России. Там же висят табло с информацией о прибытии и отправлении круизных лайнеров и номерами причалов, у которых они находятся. Рядом — туалеты, сувенирная лавка и просторная зона отдыха с мягкими диванами, столиками и пуфами.

Через отдельный вход с улицы можно попасть в музей водного транспорта. На площади в 240 квадратных метров находится экспозиция «Москва — река пассажирская», посвященная истории освоения рек и развития столичного флота

В зале ожидания-оранжерее на втором этаже стену украшает светящаяся голубым галогеном цитата из Бродского: «...Путешествия — лучшее время для воспоминаний, тем более путешествие по воде, ведь вода — это образ времени».

На третьем этаже разместились переговорные, экспериментальное пространство и балкон. Там тоже есть зона отдыха с диванами, откуда по отдельной лестнице (за серой дверью в углу) вы подниметесь на смотровую площадку вокзала.

Двухпалубный теплоход-пансионат «Сергей Образцов» у причала Южного речного вокзала Москвы, открытого после реконструкции

С нее открывается прекрасный вид на Москву-реку. Там большое пространство размером с две волейбольные площадки, на котором установлены лежаки — в теплые дни там можно не только отдохнуть, но и позагорать, наслаждаясь видом на Москву-реку и проходящие суда.

Сейчас мимо вокзала ходят только речные трамвайчики девятого маршрута «Серебряный Бор». Первый круизный теплоход придет сюда из Нижнего Новгорода 5 мая. Ярославль, Мышкин, Плес, Тверь и Казань — в ближайшие дни и недели в круизы по всем этим направлениям можно будет отправиться с Южного речного вокзала. Кроме этого, отсюда будут ходить электрические речные суда с Wi-Fi, usb-зарядками, удобными местами для велосипедов и самокатов. Для этого перед зданием вокзала на воде будет установлена дополнительная круглая плавучая пристань, которая одновременно будет и станцией подзарядки для электросудов. Схему маршрутов водного транспорта Москвы можно посмотреть здесь.

«Пройдет там, где не смогут ни троллейбус, ни трамвай, ни метро». История столичных автобусов от омнибуса до электробуса

Уже в мае заработает маршрут «Парк "Фили" — Киевский», а осенью откроют второй регулярный маршрут «Автозаводский мост — Печатники», частью которого и станет Южный речной вокзал. Планируется, что за год он будет принимать более 300 тысяч посетителей.