Южный речной вокзал открылся после реконструкции. Зачем его строили при Сталине и для чего он нужен сегодня
В Нагатинском затоне после реконструкции открылся Южный речной вокзал Москвы. Произошло это после 25 лет забвения, когда скульптуры с фасада сняли, а в помещении находилась ярмарка. Теперь скульптуры вернули на место, а в здании помимо касс и зала ожидания нашлось место для ресторана, филиала музея транспорта и смотровой площадки. «Мослента» выяснила, зачем строили Южный речной вокзал, как им пользоваться и что теперь находится внутри здания.
Здание выглядит лучше, чем сразу после постройки
Здание Южного речного вокзала так давно не работало по назначению, что в большинстве своем москвичи даже не знают, где оно находится. Это Нагатинский затон, набережная Москвы-реки напротив парка развлечений «Остров мечты». Сюда проще всего доехать 831-м автобусом от станции метро «Технопарк». Точный адрес: Проектируемый проезд №4062, дом 11, корпус 2.
Отреставрированное здание выглядит даже лучше, чем при первом открытии в 1986 году. На фасады вернулись пять скульптур, созданных, правда, уже не из бетона, а из стеклопластика, и роза ветров, а на крышу — заново изготовленный 14-метровый шпиль с надписью «Южный речной вокзал».
Над центральным входом установили крупный квадратный экран, который большую часть дня показывает стрелки часов, но может работать и как информационное табло. Здание укрепили, а территорию вокруг благоустроили: замостили, озеленили и поставили приятные современные фонари. У набережной установили заграждение, современный стеклянный павильон, лавочки. Завершают обновленную картину разноцветные ларьки с мороженым, горячими сосисками и кукурузой.
Временные деревянные вокзалы
В 1931 году открылся первый прообраз Южного речного вокзала — Московский речной вокзал в районе Космодамианской набережной, которая тогда называлась Причальной. Отсюда пароходы уходили по Москве-реке, затем вниз по Оке и Волге, вплоть до Уфы.
Потом речной вокзал перенесли на то место, где сейчас находится платформа «Тульская» Павелецкого направления (раньше это была ближайшая станция к заводу ЗИЛ). В то время пароходное и речное движение получило значительное развитие после открытия в 1937 году канала Москва — Волга, позже переименованного в канал имени Москвы.
Следующий адрес Южный речной вокзал получил в Даниловской слободе, на Варшавском шоссе, там он находился рядом с позже построенным Автозаводским мостом.
Внутри купол круглого здания вокзала, хорошо видного с реки, был выкрашен синей краской глубокого ультрамаринового оттенка и покрыт рельефными звездами. Что должно было напоминать о южных ночах, ведь именно на юг, по Оке и Волге, отправлялись отсюда пароходы.
В годы Великой Отечественной войны вокзал был для Москвы центром эвакуации и снабжения. После ее окончания, в мирное время, деревянный вокзал ветшал, и в 1970-х его снова перенесли ниже по течению, на Нагатинскую набережную. Там он оказался в заводи старого русла реки, возникшего после того, как здесь был построен канал, — так называемое Нагатинское спрямление. Здание Южного речного вокзала разместили на временном дебаркадере, на том же правом берегу реки. Сейчас дебаркадер оттуда отбуксировали, а на том месте находится причал «Кленовый бульвар».
Новое железобетонное здание
Новое здание Южного речного вокзала на левом берегу Нагатинского затона начали проектировать еще в 1979 году. К 1985 году его построили там из стекла и бетона, для пассажиров же новое здание открылось в 1986 году.
Архитектор Юрий Коган спроектировал это здание в стиле позднего модернизма. На фасаде установили скульптуры-аллегории пяти морей, портом которых (не напрямую, а через речную сеть) стала Москва. Это Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Северное моря. По замыслу архитектора, вытянутая форма здания должна напоминать корабль.
Проработал Южный речной вокзал совсем недолго — в 2000 году городские власти решили прекратить субсидирование речного транспорта. После этого многие годы вокруг Южного вокзала находился автомобильный рынок, а внутри здания был рынок вещевой.
Закрытие и реконструкция
К концу 1990-х здание все меньше использовали по назначению, с 2000-го года там располагалась детская вещевая ярмарка.
Постепенно здание утрачивало свою транспортную функцию. Последний раз традиционно проходившее здесь открытие прогулочной навигации состоялось в 2012 году, а с 2013-го переместилось на причал парка Горького. После ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак Южного речного порта. Вокруг него появилось много пристроек, и в результате вся эта конструкция была объявлена самостроем.
Новая масштабная реконструкция здания началась по поручению мэра Москвы Сергея Собянина в 2021 году. А на днях, 28 апреля, обновленный и возрожденный вокзал открыли снова. Судя по проекту, в скором времени вокруг него разрастется марина, где будут стоять государственные и частные суда и яхты.
Что изменилось после реставрации
Перед Южным речным вокзалом отреставрировали 500-метровую причальную стенку и пять причалов, которые будут принимать большие круизные лайнеры. При проведении работ здесь углубили фарватер, и теперь от Южного речного вокзала круизные теплоходы будут ходить по 30 направлениям, включая Нижний Новгород, Касимов, Рязань, Коломну, Углич и другие города.
Внизу, на первом этаже, — кассы и туристическое бюро, где можно получить всю информацию по речным маршрутам, экскурсиям и турам по всей России. Там же висят табло с информацией о прибытии и отправлении круизных лайнеров и номерами причалов, у которых они находятся. Рядом — туалеты, сувенирная лавка и просторная зона отдыха с мягкими диванами, столиками и пуфами.
Через отдельный вход с улицы можно попасть в музей водного транспорта. На площади в 240 квадратных метров находится экспозиция «Москва — река пассажирская», посвященная истории освоения рек и развития столичного флота
В зале ожидания-оранжерее на втором этаже стену украшает светящаяся голубым галогеном цитата из Бродского: «...Путешествия — лучшее время для воспоминаний, тем более путешествие по воде, ведь вода — это образ времени».
На третьем этаже разместились переговорные, экспериментальное пространство и балкон. Там тоже есть зона отдыха с диванами, откуда по отдельной лестнице (за серой дверью в углу) вы подниметесь на смотровую площадку вокзала.
С нее открывается прекрасный вид на Москву-реку. Там большое пространство размером с две волейбольные площадки, на котором установлены лежаки — в теплые дни там можно не только отдохнуть, но и позагорать, наслаждаясь видом на Москву-реку и проходящие суда.
Сейчас мимо вокзала ходят только речные трамвайчики девятого маршрута «Серебряный Бор». Первый круизный теплоход придет сюда из Нижнего Новгорода 5 мая. Ярославль, Мышкин, Плес, Тверь и Казань — в ближайшие дни и недели в круизы по всем этим направлениям можно будет отправиться с Южного речного вокзала. Кроме этого, отсюда будут ходить электрические речные суда с Wi-Fi, usb-зарядками, удобными местами для велосипедов и самокатов. Для этого перед зданием вокзала на воде будет установлена дополнительная круглая плавучая пристань, которая одновременно будет и станцией подзарядки для электросудов. Схему маршрутов водного транспорта Москвы можно посмотреть здесь.
Уже в мае заработает маршрут «Парк "Фили" — Киевский», а осенью откроют второй регулярный маршрут «Автозаводский мост — Печатники», частью которого и станет Южный речной вокзал. Планируется, что за год он будет принимать более 300 тысяч посетителей.