Крымские экспедиции «Парламентской газеты» могут стать новыми туристскими маршрутами

«Парламентская газета» предлагает разработать новые маршруты патриотического туризма по следам своих крымских экспедиций. Их представит на открывающейся 18 апреля международной конференции к 240-летию присоединения Крыма, Тамани и Кубани собственный корреспондент нашего издания Александр Мащенко.

Крымские экспедиции «Парламентской газеты» могут стать новыми туристскими маршрутами
© Парламентская газета

Как Крым присоединяли к России: история в памятниках

Конференция «Вклад Крыма, Тамани и Кубани в укрепление и развитие Российского государства» пройдет в Ливадийском дворце. В ней участвуют политики, историки, эксперты из Москвы, Крыма и других регионов России. Среди тем, которые будут обсуждать на форуме, — роль Екатерининского манифеста в обеспечении мирного развития народов, исторические уроки внешней и внутренней политики России, использование сильных сторон национальной политики Екатерины Великой в современном политическом устройстве государства, значение памятных дат для современной российской политики, стратегическая роль общероссийского календаря памятных дат в международном продвижении российского статуса Крыма и борьбе с фальсификациями истории.

«Парламентская газета» представит четыре маршрута по следам своих крымских экспедиций. Первая из них состоялась в 2020 году и была приурочена как раз к годовщине присоединения Крыма, Тамани и Кубани, которое произошло в 1783 году и отмечается 19 апреля, в день подписания манифеста Екатериной Великой.

Тогда наши журналисты посетили главные памятники, посвященные этому важнейшему событию. Путешествие началось на самом севере полуострова — у Перекопского, или, как его еще называют, Турецкого вала, который с давних времен преграждает дорогу в Крым. В июне 1771 года его штурмом взяла русская армия под командованием генерал-аншефа Василия Долгорукова. Перекопский вал и сегодня производит впечатление. Его длина — около 11 километров. Вал проходит через весь перешеек от Перекопского залива до Сиваша, полностью отделяя материк от полуострова. Рядом с валом, в селе Суворово (городской округ Армянск), находится захоронение более восьмисот солдат армии Долгорукова, чьи останки были обнаружены во время поисковых работ в 2017 году.

От Перекопского вала путь шел в Севастополь, где установлены памятники Екатерине Великой и Александру Суворову, который первым обратил внимание на удобство Ахтиарской (Севастопольской) бухты для базирования флота и строительства города-крепости. «Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». По указанию полководца на берегу бухты возведели первые укрепления, на месте которых и был заложен Севастополь.

Следующий пункт — Симферополь. В крымской столице находятся как минимум три важных тематических объекта: Долгоруковский обелиск, установленный на месте, где был расположен штаб русской армии, памятник Екатерине Великой, который увековечивает еще и ее соратников Григория Потемкина, Александра Суворова, Василия Долгорукова и Якова Булгакова, и памятник самому Суворову над набережной Салгира.

Из Симферополя следует «крюк» на Южный берег Крыма — по пути, в Верхней Кутузовке (историческое название — Шумы), расположен Кутузовский фонтан. Он стоит на месте тяжелого ранения будущего победителя Наполеона, которое полководец получил в бою против турецкого десанта летом 1774 года. А в Алуште, в местном краеведческом музее можно увидеть диораму этого боя.

Завершается маршрут в окрестностях Белогорска, в селе Яблочном, где растет Суворовский дуб, под которым, по преданию, Александр Васильевич вел переговоры с посланником турецкого султана в марте 1777 года. А на самой Белой скале 28 июня (9 июля) 1783 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины, Григорий Потемкин принял присягу крымской знати и духовенства.

Подробнее об этой экспедиции читайте здесь.

Миля за милей: по стопам великой императрицы

Главной героине присоединения Крыма была посвящена отдельная, Екатерининская экспедиция «Парламентской газеты», которую мы предприняли в 2022 году, к 235-летию «таврического вояжа» императрицы, состоявшегося в 1787 году.

Екатерининская экспедиция тоже стартовала у Перекопского вала и следовала по маршруту, который восстановили крымские краеведы Владимир Гуркович и Владимир Руев. От Перекопского вала мы двинулись в Бахчисарай, где у входа в Ханский дворец стоит екатерининская миля — первая из тех, мимо которых проходит маршрут. Готовя путешествие, Потемкин велел сделать дорогу «богатой рукой», чтобы она не уступала древнеримским. Выполняя указание светлейшего, через каждые десять верст установили символические каменные мили, позже получившие название екатерининских.

Из Бахчисарая путь лежит в Севастополь, где на северной стороне города, в парке Учкуевка, стоит еще одна екатерининская миля. Далее — Инкерман. Оттуда, с холма, Екатерина осматривала построенный в рекордные сроки Черноморский флот.

Сердце Севастополя — Графская пристань. На пригорке над ней стоял дом бывшего командующего эскадрой Черноморского флота контр-адмирала Фомы Мекензи, который переоборудовали под путевой дворец императрицы. Чуть поодаль, на нынешней улице Ленина, бывшей Екатерининской, благодарные севастопольцы в 2008 году, несмотря на отчаянные протесты тогдашних украинских властей, установили памятник императрице как основательнице их города.

Далее Балаклава, где Екатерину встретили… амазонки — жены и дочери офицеров расквартированного в городке греческого батальона, Байдарская долина, где находились имения Григория Потемкина, снова Бахчисарай и Симферополь. По дороге в столицу Крыма нужно остановиться у третьей за время нашего путешествия мили — у села Новопавловка.

В Симферополе главная екатерининская достопримечательность — уже упоминавшийся памятник императрице в городском саду. Затем на нашем пути лежит Белогорск, или Карасубазар, как назывался этот город в екатерининские времена. По дороге, у села Цветочного, стоит четвертая миля. Пятая — в Старом Крыму, на территории Литературно-художественного музея. И, наконец, последняя, шестая из сохранившихся екатерининских миль — в селе Кринички Кировского района, на военном полигоне.

Завершается маршрут в Феодосии. Там, в Картинной галерее Ивана Айвазовского можно посмотреть на полотно знаменитого живописца «Приезд Екатерины II в Феодосию», впрочем, написанную им в 1883 году, то есть без малого век спустя. А в Музее древностей — увидеть подлинную монету «Путь на пользу», отчеканенную на местном монетном дворе в честь приезда императрицы.

Подробнее об экспедиции здесь.

Памяти героев Крымской войны

Следующая экспедиция «Парламентской газеты» в том же 2022 году была приурочена к Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853—1856 годов. Эта федеральная памятная дата отмечается 9 сентября. Старт экспедиции был дан у села Вилино Бахчисарайского района, где произошла первая крупная битва Крымской войны. Сегодня на поле Альминского сражения находится большой мемориальный комплекс — обелиск, памятник солдатам Владимирского пехотного полка и саркофаг британских офицеров 23-го Уэльского фузилерского полка.

От Вилино рукой подать до Севастополя, который представляет собой большой историко-культурный заповедник Крымской войны. Его главные мемориалы расположены на Историческом бульваре и Малаховом кургане. Жемчужина бульвара — панорама работы Франца Рубо, на которой художник изобразил штурм Малахова кургана 6 (18) июня 1855 года. Среди других достопримечательностей — бруствер 4-го бастиона, памятники генералу Тотлебену, воинам Греческого легиона, солдатам Язоновского редута и целый ряд других.

Посмотрев штурм Малахова кургана в панораме, нужно переместиться на сам курган, где в здании Оборонительной башни Корниловского бастиона находится еще один музей. Именно на Малаховом кургане нашли смерть два главных героя обороны Севастополя — адмиралы Корнилов и Нахимов, а рядом, на Камчатском люнете, сложил голову адмирал Истомин. Самый известный памятник на кургане — адмиралу Корнилову, на котором высечены его предсмертные слова, ставшие неформальным девизом города: «Отстаивайте же Севастополь!»

Недалеко от Малахова кургана находится памятник матросу Кошке. Кстати, он, как и другой герой Крымской войны матрос Игнатий Шевченко, — украинец. Тогда, в отличие от сегодняшнего дня, русские и украинцы сражались по одну сторону линии фронта.

Адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин похоронены во Владимирском соборе в центре Севастополя — это еще один пункт нашего маршрута. От усыпальницы флотоводцев недалеко пешком до Приморского бульвара и памятника Затопленным кораблям, изображенного на гербе Севастополя и растиражированного на миллионах открыток и фотографий. Рядом — главная площадь города, и на ней, пожалуй, его главный памятник — адмиралу Нахимову.

Крымской войне посвящены также экспозиции старейшего, основанного еще в XIX веке музея Черноморского флота, Михайловского и Константиновского равелинов. Наконец, еще один объект на северной стороне — Свято-Никольский храм и воспетое Афанасием Фетом Братское кладбище, на котором нашли упокоение солдаты и офицеры «Севастопольской страды», включая генералов Тотлебена и Хрулева:

«Из каменных гробов их голос вечно слышен,

Им внуков поучать навеки суждено,

Их слава так чиста, их жребий так возвышен,

Что им завидовать грешно…»

Поучают внуков и сохранившиеся в Севастополе кладбища солдат и офицеров армий тогдашнего «коллективного Запада» — британцев, французов, итальянцев и турок. На Каткартовом холме, названном в честь героя Ватерлоо генерала Георга Каткарта, погибшего в Инкерманском сражении, расположено английское кладбище, на пятом километре Балаклавского шоссе — французское, на горе Гасфорта — итальянское, в Килен-балке — турецкое.

Подробнее об экспедиции читайте здесь.

Пушкин и Крым: два века вместе

Еще одна экспедиция «Парламентской газеты» — Пушкинская, предпринятая в 2020 году к двухсотлетию путешествия поэта по полуострову. Она стартовала из Керчи, куда Пушкин с семьей Раевских приехал из Тамани. В Керчи мы вслед за Пушкиным осмотрели руины Пантикапея и Золотой курган. Кстати, в этом городе бывал не только Пушкин, но и, пожалуй, его самый знаменитый литературный персонаж — Евгений Онегин: «Он едет к берегам иным — Он прибыл из Тамани в Крым — Он зрит поэту край священный: С Атридом спорил там Пилад, Там умер гордый Митридат…»

Из Керчи наш путь лежал в Феодосию с ее древними христианскими храмами Карантина и величественной Генуэзской крепостью. Далее — на Карадаг. Обязательная часть — морская прогулка мимо знаменитых Золотых ворот. Во времена Пушкина эта скала еще сохраняла свое древнее татарское название: Шайтан Капу — Чертовы ворота. Считалось, что где-то там, среди скал, находился вход в преисподнюю. Чертовы ворота поэт запомнил крепко, о чем свидетельствует рисунок, сделанный по памяти в 1823 году на черновике первой главы «Евгения Онегина» — там изображены и сами ворота, и черти, готовые утащить грешника в преисподнюю.

Затем — Гурзуф, где поэт, по его собственному признанию, провел счастливейшую часть своей жизни. Именно Гурзуф — главное пушкинское место в Крыму, он прожил там, в доме герцога Ришелье, целых три недели «сиднем», купался в море, объедался виноградом и, конечно, писал стихи, в которых обещал: «Так если удаляться можно оттоль, где вечный свет горит, где счастье вечно, непреложно, мой дух к Юрзуфу прилетит…»

Из Гурзуфа двигаемся в Алупку и по Чертовой лестнице (перевал Шайтан-Мердвен) поднимаемся в Байдарскую долину. Далее — Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент. В честь пребывания Пушкина там установлена ротонда с мраморным барельефом классика и строками из послания Чаадаеву. «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставила во мне [единственное] сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере, тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они: «К чему холодные сомненья? / Я верю: здесь был грозный храм, / Где крови жаждущим богам / Дымились жертвоприношенья», — читаем мы надпись на памятном знаке.

Здесь обязательно нужно спуститься к морю по крутой извилистой лестнице из восьмисот ступеней, одной из самых длинных в Крыму. В ста пятидесяти метрах от берега лежит увенчанная крестом скала Явления. Самые бесстрашные и спортивные могут по острым, заточенным ветрами ступенькам, высеченным в год тысячелетия монастыря, взобраться на ее вершину.

Затем Бахчисарай, вдохновивший Пушкина на поэму о Фонтане слез, и Ханский дворец. Наконец, Симферополь. Приезд в столицу Крыма — последняя, точно задокументированная дата пушкинского путешествия. И в финале — неизменный в наших экспедициях Перекоп, через который классик отправился в Одессу.