В Петербурге открылась выставка к 155-летию Максима Горького

В Государственном музее политической истории России открылась выставка, посвященная Максиму Горькому. Событие приурочено к 155-летию со дня рождения писателя.

В Петербурге открылась выставка к 155-летию Максима Горького
© Российская Газета

Как отмечают организаторы, в богатой на события биографии Горького отразилась судьба России. Писатель застал революцию и Первую мировую войну, время крушения старого мира и строительства нового государства. Экспозиция отражает в первую очередь общественно-политическую деятельность писателя и затрагивает основные главы его жизни: от увлечения литературой до смертного часа.

- Мы хотели очистить Горького от советского глянца и некоторой "забронзовелости". Многогранность писателя подразумевает, что пора об этом поговорить. Кроме того, Горький имеет к нашему музею непосредственное отношение, он был одним из инициаторов по его созданию, - пояснила временно исполняющая обязанности генерального директора музея Елена Лысенко.

На выставке представлены редкие фотографии, архивные документы, старые журналы, раритетные газеты, художественные и скульптурные образы Горького, первые издания его произведений, личные вещи, а также посмертная маска писателя, которая стала центральным элементом экспозиции.

Ценный экспонат выставки - полицейская карточка на Алексея Пешкова (Максима Горького), составленная Петербургским охранным отделением, когда писателя арестовали. За причастность к трагическим событиям, произошедшим в "Кровавое воскресенье", Горький был заключен в Петропавловскую крепость, где просидел около двух месяцев.

- Он долго никогда не сидел. Дело в том, что Горький был уже известен в России как писатель, а потом он стал популярен в Европе и мире. Поэтому всегда поднималась волна протеста, и его освобождали, - уточнил куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Александр Смирнов.

Письма Ленина и Горького друг к другу подробно отражают историю их взаимоотношений, которые были дружескими, но не простыми. Между ними часто возникали споры из-за разных взглядов на многие вещи. Например, вождь пролетариата не принимал идей богостроительства, на основе которых был написан роман писателя "Мать". Первое издание произведения, которое было опубликовано на русском языке в 1907 году с цензурными ограничениями, есть среди архивных материалов музея.

- Ленин не стал ссориться с Горьким, пропустил то, что его не устраивало в романе и сказал, что это очень нужная книга, тем самым поддержав писателя. Он считал важным иметь Горького на своей стороне и прощал ему то, что не прощал своим соратникам по партии. В свою очередь, Горький постоянно тянулся к Ленину, он воспринимал его как человека будущего, энергичного и волевого, способного не болтать, а делать дело, - рассказал Александр Смирнов.

Костюмы Татьяны Дорониной и Павла Луспекаева, сыгравших главные роли в легендарном спектакле БДТ "Варвары", характеризуют Горького не только как писателя, но и как драматурга. Он создал более десятка пьес, афиши и макеты декораций которых находятся в экспозиции.

Ярким элементом выставки стала картина, на которой Горький читает Сталину, Молотову и Ворошилову поэму-сказку "Девушка и смерть". После этой встречи Сталин написал на обложке книги фразу, ставшую крылатой: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гете (любовь побеждает смерть)".

- Не только на картине, но и на фотографиях мы можем видеть Сталина рядом с Горьким, они часто виделись. Писатель, который для миллионов советских людей был признанным авторитетом, имел для Сталина огромное значение с точки зрения политических целей. Он приезжал к Горькому и тогда, когда тот уже болел, - отметил Александр Смирнов.

Завершают выставку архивные материалы о последних днях жизни Горького: бюллетени, в которых говорится об ухудшении его здоровья, фотография лечащего врача Дмитрия Плетнева, красочные плакаты, а также номер газеты "Правда", первая полоса которого была целиком посвящена смерти писателя.

Выставка будет работать до 4 октября 2023 года.