Войти в почту

Чашка кофе Сталина и бирюза "Каховки". Как выбирали цвета для кольцевых линий метро Москвы

В Москве открыли Большую кольцевую линию - она стала самой протяженной в мире. 70 километров, 31 станция… А в следующем году - 70 лет, как замкнулось первое московское подземное кольцо. Которое вообще-то строить не планировали.

Чашка кофе Сталина и бирюза "Каховки". Как выбирали цвета для кольцевых линий метро Москвы
© Российская Газета

Изначально московские метростроители собирались строить "диаметральные" линии с пересадками в центре. Но уже в 1938-м, после открытия второй очереди метро - а это станции "Площадь Свердлова" (нынешняя "Театральная"), "Маяковская", "Площадь Революции" и другие - стало понятно, что нагрузка на пересадочные узлы станет слишком высокой. Поэтому еще до начала Великой Отечественной в московской подземке запланировали Кольцевую линию. А первые ее станции открыли уже в 1950-м.

Кстати, идеей о "диаметральных" линиях тоже воспользовались - спустя 80 лет. Теперь это Московские центральные диаметры.

Кольцевую открывали частями - или очередями, как принято говорить у метростроителей. Кольцо протяженностью 19,4 километра замкнулось в 1954-м. Интересно, что изначально Кольцевую называли в документах "Большим подземным кольцом". Но "БПК" в обиход не вошло. Поэтому мы говорим "Кольцевая" или просто "кольцо".

Но в нынешние времена - любовь к аббревиатурам побеждает. Поэтому БКЛ, МЦД, МЦК…

Почему Кольцевую стали обозначать коричневым? Есть известная всем легенда, что все потому, что, утверждая проект трассировки, Иосиф Сталин поставил на чертеж чашку с кофе. Отпечаток проектировщики приняли как руководство к действию.

Но на самом деле впервые линии московского метро на схемах расцветили уже после смерти вождя - в 1957 году Сокольническая стала обозначаться красным цветом, Замоскворецкая - зеленым, Арбатско-Покровская - синим, Кольцевая - коричневым.

На станции "Киевская" Кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина. 1954 год.

С тех пор станций и линий становилось больше, а цветов для их обозначения - меньше. В итоге Большой кольцевой линии достался бирюзовый, который перешел к ней от некогда самой короткой линии столичной подземки - Каховской, состоявшей из трех станций. Они вошли в состав БКЛ.

Самостоятельной линией Каховская стала только в 1995-м, а изначально этот участок был открыт в 1969-м как часть Замоскворецкой линии.

Интересно, что БКЛ со временем лишится двух станций. Сейчас в нее входят "Деловой центр" и "Шелепиха", которые расположены на "отростке", отходящем к Москве-Сити. Эти станции станут частью строящейся Рублево-Архангельской линии.

Но самая короткая линия изначально такой не задумывалась. Это была часть Большого кольца метрополитена, которое значится еще в Генеральном плане развития Москвы 1971 года, разработанным под руководством архитектора Михаила Посохина-старшего.

Большое кольцо метрополитена. Генплан Москвы 1971 года.

В итоге "Большое кольцо" воплотилось сразу в двух линиях - Большой кольцевой линии и Московском центральном кольце, которое сделали пассажирским в 2016-м. Так Московскую окружную железную дорогу, открытую аж в 1908-м, смогли интегрировать в современную систему метрополитена, хотя это, конечно, именно железная дорога, на которой эксплуатируются поезда "Ласточка", которые обслуживают Российские железные дороги.

Как видно, история нашей страны всегда остается актуальной. В том числе, для поиска новых проектов, которые зачастую оказывается просто хорошо забытым старым.