Как всем миром создавали памятник Минину и Пожарскому

У России есть несколько символов по которым безошибочно определяют страну. Это и Спасская башня московского кремля, и собор Василия Блаженного, знаменитые церкви Кижи. Но из памятников таковыми можно назвать, пожалуй, только три – монумент Петру I в Санкт-Петербурге «Медный всадник», «Родина-мать» в Волгограде. Но самым знаменитым стал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, который торжественно открыли 20 февраля 1818 года – ровно 205 лет назад.

Как всем миром создавали памятник Минину и Пожарскому
© ГлагоL

Автором памятника был самый известный скульптор России начала XIX века Иван Мартос. Он настолько горел желанием создать этот монумент, что участвовал во всех его этапах – от обсуждения до реализации. Во многом благодаря его настойчивости памятник и появился, и даже обрел свое место – изначально установка планировалась не в Москве. А сам монумент получился такой силы и выразительности, что стал не просто символом страны, а всей многовековой истории России.

Инициаторами создания памятника Минину и Пожарскому выступило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Его участники предложили возвести памятник в честь победы над интервентами в 1612 году и установить его к 200-летнему юбилею этого события. Они вдохновились работами студентов Академии художеств, которые в 1802 году выполнили предложенную им учебную работу и как задание создали эскизы. Предполагалось монумент установить в Нижнем Новгороде, где и зародилось народное движение и было собрано Второе народное ополчение.

Император Александр I на тот момент идею не поддержал – ее воплощение требовало значительных финансов. Но общество уже было возбуждено, такой памятник горячо обсуждался во всех его слоях. Вдохновился и скульптор Иван Мартос и он же сразу стал настаивать на установке памятника в Москве и обязательно на Красной площади.

Мартос пошел дальше и предпринял ряд практических шагов – в 1804 году изготовил небольшой макет возможного памятника. Публике он очень понравился, уже в первоначальном варианте были отражены все основные черты будущего памятника. В 1807 году с модели была сделана гравюра, которая получила широкое хождение. В 1808 году нижегородцы сами объявили сбор средств на установку монумента. Тогда Александр I дает свое согласие — 1 января 1809 года был издан указ о начале общенародного сбора денег и объявил конкурс эскизов.

Победил на нем проект Ивана Мартоса, что было ожидаемо – именно созданный им образ так вдохновил русское общество. Памятник был выполнен в стиле классицизма, но в него очень удачно были привнесены чисто русские, узнаваемые символы.

Минин стоит и указывает рукой на Москву, которую необходимо освободить от интервентов. Его фигура напоминает древнегреческую, но при этом одежда больше похожа на русскую рубаху. Другой рукой он передает богатырский меч воеводе князю Пожарскому. Тот тоже крепко перехватывает меч и таким образом показывается единение народа.

Сам Пожарский сидит, но при этом опирается на круглый щит, на котором изображен лик Спаса нерукотворного – долгое время бывшего неофициальным флагом Руси. Любопытно, что в первоначальной версии Пожарский был экспрессивно наклонен вперед и держал щит поднятым вверх, а Минин просто стоял. В окончательной версии нижегородский староста получил более динамичную фигуру.

Не менее любопытен и постамент, на котором установлено два барельефа Мартоса. Планировалось, что он будет изготовлен из более дорого сибирского мрамора, но возникли большие сложности с его доставкой. Тогда было решено использовать красный гранит из Финляндии, которая была гораздо ближе. Сам пьедестал создан из трех его больших кусков, эту работу проделал петербургский каменотес Самсон Суханов, а сделал эскизы и контролировал отделку Авраам Мельников.

На фронтальном бронзовом барельефе были изображены люди разных сословий, которые жертвовали свое имущество на ополчение. Даже женщины отдающие свои украшения. А также отец, отправляющий на битву своих сыновей. Здесь Мартос изобразил себя и двух сыновей, которые воевали в Отечественную войну, а один из них погиб. На втором – уже победа над поляками и Дмитрий Пожарский на коне.

Надпись утвердили в 1817 году, и она била своей точностью и лаконичностью: «Минину и Пожарскому благодарная Россия».

Все необходимые средства были собраны только к 1811 году, в это же время Мартос приступает к непосредственной работе над памятником. Но начавшаяся Отечественная война 1812 года не позволила создать памятник как планировалось – к 200-летию победы над интервентами. Но скульптор не прекращал работ, он лепит фигуры, моделями для которых также выступили его собственные сыновья еще до ухода на войну.

В 1815 году все было готово, с модели сняли форму и Мартос передает ее литейщику Академии художеств Василию Екимову – именно он руководил отливкой Медного всадника! Екимов стал первым в истории, кто сумел отлить памятник большого размера за один раз. Отдельно были сделаны только щит, меч и шлем.

Но зато подготовка заняла больше месяца. Восковые фигуры 45 раз обмазывали жидкой смесью из толченного кирпича и пива, при этом постоянно просушивались опахалами из перьев. Изнутри фигуры заполнили калидром – составом из толченого кирпича и алебастра. Когда дошло до собственно отливки, то 1100 пудов меди, 10 пудов олова и 60 пудов цинка плавились сразу в нескольких печах в течение 10 часов. Всего это 18 тонн. Сама отливка заняла всего 9 минут, а вот остужалась скульптура 10 дней.

В 1817 году вся композиция, от фигур до постамента были готовы и 21 мая ее отправляют в Москву по воде. Путь прошел по Неве, Онежскому озеру, Шексне, Волге, Оке и Москва-реке. По пути была сделана остановка в Нижнем Новгороде, где горожанам продемонстрировали памятник, который по первоначальному замыслу должен был быть установлен у них, и он вызвал полный восторг.

Еще четыре месяца, начиная с сентября, ушло на установку памятника на Красной площади. Изначально он был поставлен у ворот Верхних торговых рядов, которые нам сейчас известны как ГУМ. Там он пробудет до 1931 года, когда переместили на нынешнее место у собора Василия Блаженного, поскольку мешал проведению парадов.

Ну а тогда, 205 лет назад, открытие было чрезвычайно торжественным. По такому случаю император Александр I несколько задержал свой запланированный визит в Польшу и специально заехал в Москву. Была исполнена оратория Степана Дегтярева «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы», состоялся парад из четырех сводных гвардейских полков, который очевидцы назвали грандиозным.

Скульптор Иван Мартос за создание памятника Минину и Пожарскому стал действительным статским советником и получил большую ежегодную пенсию в 4 000 рублей, а литейщик Екимов награжден 20 000 рублей единовременно и орденом св. Анны II степени, впоследствии он станет профессором Академии художеств.

И эти награды были вполне заслуженные. Памятник Минину и Пожарскому вызвал восторг во время его открытия, но не «приелся» и производил неизгладимое впечатление и впоследствии. Как свидетельство этого часто приводят слова В. Белинского: «Волосы дыбом поднимаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу». Очень точное описание, это впечатление сохраняется у всякого и два столетия спустя.