Войти в почту

"Стильно, но холодно": Как работают умные остановки в условиях суровых морозов

Зима в этом году непостоянная, но морозами успевает одарить по полной программе. Собкоры "РГ" проверили, как в холод и метель люди ждут своих автобусов на остановках. Выбрали умные - последний писк технологической моды. Как в них ожидается? Если там плохо, что же говорить про обычные обстановки.

"Стильно, но холодно": Как работают умные остановки в условиях суровых морозов
© Российская Газета

В январе температура воздуха в Ижевске опускалась ниже минус 31 градуса. Умные остановки появились в здесь четыре года назад. В них доступ к Wi-Fi, зарядка для смартфонов, видеокамеры. И даже мультимедийные модули с актуальной информацией. С их помощью можно выйти в интернет, проверить почту, посмотреть карту города.

Все в прошлом. За прошедшие годы умные остановки изрядно поглупели. Сегодня это простые металлические конструкции. Не очень, кстати, комфортные для ожидания. Причины тому стали известны в прошлом сентябре после жалоб жителей. Оказывается, город не заключил муниципальный контракт на содержание умных комплексов.

И что теперь делать? Похоже, продолжать мерзнуть. И без интернета. "После выделения финансирования и заключения контракта работы будут выполнены. Конкретных сроков нет", заявили журналистам в администрации столицы Удмуртии. Кстати, три умных павильона с подготовкой площадки и установкой обошлись городу более чем 2,4 миллиона рублей.

В январской Пензе тоже было морозно - доходило до минус 24 градусов. Умные остановки украсили город в конце прошлого года. Ночью они особенно хороши благодаря неоновой подсветке. Собственно, сейчас она одна и работает. Весь остальной набор умностей не действует. Ни розетки, ни Wi-Fi, ни электронное табло. Сенсорный экран прикрывает картонка с изображением герба Пензы. Патриотично, но не функционально. Уже с первыми морозами выяснилось, что легкие конструкции из прозрачного стекла не защищают от ветра и снега. Об этом в соцсетях писали жители города: "Раньше остановка была - человек 30 могли уместиться и сухими в дождь остаться...". "Тут даже летом простудиться можно, что говорить о зиме?"

Цену остановочных павильонов в мэрии не раскрыли. Но в интернете похожие павильоны стоят от 100 тысяч рублей без начинки. На замену всех остановок на умные потребовалось бы более 30 миллионов рублей. А надо ли, если такие пустышки получаются?

Об этом задумались и жители Екатеринбурга. Здесь температура воздуха в январе вечерами опускалась до минус 30. Морозы протестировали состояние улично-дорожной сети. Слабым звеном оказались остановки. В мегаполисе только один теплый павильон! Да и тот застройщик микрорайона установил. Модернизация остановок началась несколько лет назад. Эту проблему власти решали параллельно с ликвидацией ларьков. Они в основном пускали корни на остановках и служили убежищем для замерзших пассажиров. Купил шоколадку - и оттаивай себе на здоровье.

Теперь большинство остановок в центре города представляют собой остекленный металлический каркас. "Стильно, но холодно", считают горожане. Конечно, приятно, что многие остановки стали умными - с интерактивными панелями, табло и прочим. Но от ветра, дождя и мороза легкая конструкция не спасает. Да и многие умные панели вскоре исчезли. Между тем одна такая остановка стоит от 800 тысяч до миллиона.

Если честно, жалко всех этих денег, а еще больше - людей, которые мучаются на остановках. Так что, не строить такие навороченные павильоны? Конечно, строить, но с умом. Как на Ямале, например, где морозы доходят до минус 50. Поэтому в регионе решили установить как можно больше теплых закрытых остановок. И тоже умных!

В Лабытнанги остановочный комплекс оборудован датчиками: если на улице температура опускается до нуля градусов, автоматически включается подогрев сидений, если еще ниже, то включается подогрев пола. Пока ждешь, можно познакомиться с городской афишей, подзарядить телефон. Есть вай-фай, кнопки вызова экстренных служб. И всё работает! К слову, теплые комплексы, включая их начинку, изготовлены на Ямале.

Студеные зимы и в Якутске, морозы могут ударить и за минус 50. Но с развитием цифровых технологий якутянам стало лучше. Во-первых, через мобильное приложение "Умный транспорт" пассажиры отслеживают свой маршрут и выходят на остановку только перед самым прибытием автобуса. Во-вторых, в городе появились теплые умные остановки. Сейчас их 35. К 2026 году их количество планируют довести до 100. Теплые остановки в Якутске строят за счет средств, выделенных городу из республиканского бюджета. На ввод 20 автобусных остановок в 2021 году было потрачено 32,6 миллиона рублей. И ведь совсем не жалко этих денег.

Подготовили: Оксана Ильина, Татьяна Казанцева, Елена Мационг, Наталья Саванкова, Мария Сергеева.

Комментарий

Александр Бадица, председатель Общественной палаты Ижевска:

- Я за умный город, но с функциями, которые действительно нужны. Зачем мне на остановке огромный экран с браузером? Что он может мне предложить, чего у меня нет в смартфоне? А ведь это самая дорогая деталь конструкции.

Нужны ли прогноз погоды, расписание, время, если у каждого в руках смартфон? Все это, кстати, еще и вопрос цены. Что касается реализации таких проектов, то можно делать это через концессионные соглашения. Концессионер построит, потом возьмет остановки на обслуживание.