Войти в почту

«Виноград», «Ежевика» и гарнитур-инсектарий: Главархив показал ювелирные изделия из фондов

<p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">31 января свой профессиональный праздник по традиции отмечают мастера ювелирного дела. В фондах Главархива Москвы хранятся не только исторические документы, но и мемориальные предметы, отражающие ту или иную эпоху. Особое место среди таких артефактов занимают ювелирные украшения - рассказываем о самых интересных из них.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Для начала стоит немного вспомнить предысторию. Так, в нашей стране центрами ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Ярославль, Москва. Отечественные мастера при производстве изделий широко использовали золото, серебро, драгоценные камни со всех концов света и речной, реже морской, жемчуг. Середина XVII века ознаменовалась началом активной добычи русских самоцветов для драгоценных и ювелирных изделий. На Урале были открыты месторождения малахита, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы. При Петре I уральские самоцветы приобрели всемирную известность, а ювелирное производство расширилось и началось повсеместное строительство шлифовальных и гранильных фабрик.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Время правления Екатерины II стало периодом подъема русского ювелирного искусства, продукцию ювелирных заводов тех лет отличает оригинальное сочетание новых форм и особый русский эстетизм. Но для каждой эпохи в русском ювелирном деле можно выделить излюбленное сочетание самоцветов. Если во второй половине XVII века произведения русских ювелиров отличались сочетанием в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, часто в сочетании с эмалями, то в XVIII веке излюбленным камнем аристократов становится бриллиант.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">В середине XIX века в России начали широко добывать драгоценные камни – алмазы, изумруды, топазы, рубины, а также возрос уровень обработки камней. Из уральских самоцветов изготавливались не только ювелирные украшения, но и разнообразные предметы интерьера – вазы, статуэтки, подсвечники, столешницы. Все изделия пользовались постоянным и огромным спросом среди состоятельной публики.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">А уже во второй половине XIX века в России был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы императорской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже использовались горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев. Ювелирный дом поставлял свои изделия почти всем монаршим домам Европы, Азии и Африки. Сохранившиеся до наших дней изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров. Именно к этому времени и к началу ХХ века специалисты относят изготовление некоторых драгоценностей из фондов Главархива. </span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Так, в личном фонде работника органов госбезопасности Василия Гаврикова, переданном на хранение его дочерью Ириной Гавриковой, представлена пара золотых обручальных колец с гравировкой имен супругов и даты свадьбы, принадлежавших родителям его жены - Александру Бушуеву, стоявшему</span><span style="font-weight: 400;"> </span><span style="font-weight: 400;">у истоков создания телеграфно-почтовой службы в Воронежской губернии, и Марии Осмоловской. В фонде представлены также и другие украшения их семьи – женское кольцо из серебра, украшенное корундом и горным хрусталем, также, по всей видимости, принадлежавшее Марии Осмоловской, и мужское кольцо с агатом. </span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;"> </span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Еще один фонд, в котором представлены ювелирные изделия – принадлежит альтисту и профессору Московской консерватории Вадиму Борисовскому и его супруге Александре Де-Лазари. Среди изящных вещиц представлены брошь в виде листа со вставкой из кобальтового стекла, золотой медальон, украшенный тремя маленькими корундами, с портретами родителей Александры Де-Лазари - Александра и Евгении, а также серебряные нательные кресты. Особый интерес вызывают модные в начале ХХ века серьги на «ягодную» тему из бисера и серебра – «Виноград» и «Ежевика». Другой шедевр на «природную» тему из личного фонда супружеской пары – гарнитур «Муха» в специальном футляре с надписью «Венецiянская мозаика», представленный брошью и парой серег из серебра и смальты. Тут стоит отметить, что такая тематика украшений соответствовала повышенному интересу в обществе к науке, в частности, ботанике и энтомологии. В XIX веке произошло бурное развитие энтомологии, и ювелиры обратились к образам насекомых. К XX веку популярность такого рода украшений лишь возросла, а тема насекомых, птиц, цветов, ягод стала основной в создании ювелирных украшений в стиле модерн. Другие интересные экземпляры фонда – камея с изображением женского профиля из серебра и раковины, а также хрупкая золотая булавка для галстука. Ювелирные изделия были переданы на хранение самой Александрой Де-Лазари и хорошо иллюстрируют модные тенденции в ювелирном мастерстве конца XIX - начала XX веков.</span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;"> </span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Все предметы, имеющие в оформлении драгоценные металлы и камни, хранятся в фондах Главархива при соблюдении необходимых условий и мер безопасности. Время от времени эти ценности также становятся экспонатами выставок или героями статей. О некоторых из них и судьбах их владельцев мы уже писали в наших прошлых материалах и постах в социальных сетях. Также многие из предметов, хранящихся в фондах Главархива Москвы, можно увидеть в виртуальном музее «Москва - с заботой об истории», <a title="" href="https://vov.mos.ru/newhistory/subjects" target="" rel="">в разделе «Предметы эпохи»</a></span><span style="font-weight: 400;">. </span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;"> </span></p>

«Виноград», «Ежевика» и гарнитур-инсектарий: Главархив показал ювелирные изделия из фондов
© Главное архивное управление города Москвы