30 января исполняется 100 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая — автора всенародно любимых комедий. Его фильмы неизменно становились лидерами проката, разбирались на цитаты. Кажется, мы выучили комедии «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» и «12 стульев» наизусть. Однако о некоторых героях мы почти ничего не знаем. Например, где живут студент Шурик, «бабушка — божий одуванчик» и режиссер Якин? Чем занимается пассия Якина, которая задорно кричит в телефонную трубку: «Галочка, ты сейчас умрешь!»? Предположения, основанные на московских реалиях того времени, — в материале mos.ru.
«Операция “Ы” и другие приключения Шурика»
Комедия «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», снятая в 1965 году, стала лидером кинопроката, ее посмотрели почти 70 миллионов человек. Три новеллы, из которых состоит фильм, объединены одним главным героем — студентом Шуриком (Александр Демьяненко).
В первой новелле Шурик становится напарником дебошира Феди на стройке. Студент здесь подрабатывает, а Федя отбывает административный арест за пьяное нападение… на Шурика. Оказавшись рядом с виновником своего ареста, хулиган решает отомстить — так стройка превращается в декорацию для комических погонь и драк, в которых по законам жанра побеждает более слабый с виду противник.
В этой новелле Леонид Гайдай задокументировал важный этап в жизни Москвы — массовое строительство новых микрорайонов в 1960-х. «Напарника» снимали на настоящей стройке на улице Седова в районе Свиблово.
На уровне руководства страны была поставлена задача быстро и активно улучшать жилищные условия советских граждан, расселять коммуналки, создавать новые районы. Район Свиблово в это время отлично подходил по фактуре для съемок: нет асфальта, маршрутов городского транспорта, дома на стадии возведения Андрей Клюев руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Шурик вряд ли жил где-то поблизости. Во второй новелле он прогуливается у главного здания Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова. Если студент учится там, жить он мог бы в общежитии МГУ, расположенном в боковых крыльях здания.
«Еще он мог снимать комнату, — предполагает Андрей Клюев. — Тогда это все-таки был бы центр города — Староконюшенный или Большой Афанасьевский переулок, Пятницкая, Большая Ордынка. А вот его “друг” Федя вполне мог бы жить в не расселенных еще коммуналках — допустим, между Пречистенкой и Остоженкой, в доме 5 в Барыковском переулке».
Вторая новелла «Наваждение», в которой увлеченные конспектом Шурик и «хорошая девочка Лида» идут и едут к ней домой, не замечая друг друга и не осознавая происходящее, превращается в экскурсию по столице. Мы видим трамвайное депо имени Баумана, окрестности станции метро «Менделеевская», Комсомольский проспект, Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова РАН на улице Вавилова.
«Этот институт — научное, а не учебное заведение, но он очень подошел фильму архитектурно, он соответствует нарративу повествования и персонажам, — говорит Андрей Клюев. — К примеру, корпус Бауманки, выходящий на набережную Яузы, в 1960-е годы считали слишком вычурным — там снимать точно бы не стали. Было некое противопоставление этой новой советской эпохи сталинскому времени, поэтому выбрали недавно построенное модернистское здание, облицованное керамическими плитками, с абстрактными мозаиками».
Снимали около трамвайного депо на Сельскохозяйственной улице тоже неспроста: надо было выбрать место, где ходят трамваи и прохожие не мешают съемкам. Там есть соединительные пути — при обычном маршрутном движении трамваев они не используются.
Сцены около дома Лиды на самом деле снимали в Одессе. Если провести параллель с Москвой, то можно представить какой-то экспериментальный зеленый район с новостройками, вроде 9-го квартала Новых Черемушек. Это может быть также улица Гримау (дома 14–16) либо проспект 60-летия Октября (дом 21 или 25), считает Андрей Клюев.
Местом «работы» героев третьей новеллы — Труса (Георгий Вицин), Бывалого (Евгений Моргунов) и Балбеса (Юрий Никулин) — стал рынок на Тишинской площади. В советское время там можно было встретить много таких торговцев. В 1990-х рынок снесли, чтобы сделать парковку.
«Гайдаю нужен был классический рынок, барахолка, “блошка”, располагающаяся в какой-то исторической части города. Тишинский рынок соответствовал всем этим критериям, — рассказывает Андрей Клюев. — А бабушка, охраняющая, вероятно, какой-то склад с рыночным товаром, скорее всего, жила бы где-то неподалеку, например на Большой Грузинской улице, в доме 18, построенном в 1914 году».
«12 стульев»
Комедия по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова о поисках бриллиантов в Советской России времен НЭПа вышла в 1971 году. Ее оценили и на родине, и за границей — фильм получил специальный приз на фестивале советских фильмов в Сорренто.
Чтобы достоверно передать облик старой Москвы, режиссеру пришлось перенести некоторые адреса, придуманные Ильфом и Петровым. Так, общежитие имени монаха Бертольда Шварца, в котором жили друзья Остапа, расположилось в усадьбе Гандуриных, хотя, согласно роману, оно находится в Сивцевом Вражке.
«Здесь требовался старенький домик — дореволюционного периода, не очень большой. Найти такой, чтобы на заднем плане не было каких-то более поздних зданий, было сложно, но усадьба в Староконюшенном переулке спасла положение», — объясняет Андрей Клюев.
За стульями Воробьянинов и Бендер поехали в музей мебели. В реальности такого музея не было, но он вполне мог существовать: после революции во многих бывших дворянских усадьбах выставляли предметы роскоши, быта или коллекционирования хозяев. В фильме в роли музея выступил дом 12 на улице Воронцово Поле — возле здания на тот момент сохранялась старинная мостовая.
Местом жительства бездарного поэта Никифора Ляпис-Трубецкого Гайдай выбрал величественный дом 8 на Малой Молчановке, вход в который охраняют два льва, — как бы в противопоставление невеликой фигуре рифмоплета-халтурщика.
Дом 7 в Печатниковом переулке, напротив которого Гайдай поселил легкомысленную Эллочку-людоедку, чей словарный запас составлял всего 30 слов, также подчеркивает суть персонажа.
«В XIX веке этим домом владела семья, которая изготавливала лепнину для других зданий, поэтому фасад чересчур изобильно украшен лепными элементами. Это было своего рода рекламой, — объясняет Андрей Клюев. — Домик получился несуразный, немножко игрушечный, ненастоящий. Эллочке такой вид из окна очень подошел».
«Иван Васильевич меняет профессию»
Комедия «Иван Васильевич меняет профессию», вышедшая в 1973 году, стала, во-первых, своеобразным продолжением приключений Шурика из «Операции “Ы”», а во-вторых — творческим переосмыслением наследия Михаила Булгакова. За основу сценария, написанного режиссером в соавторстве с Владленом Бахновым, была взята пьеса Булгакова «Иван Васильевич» (1936). Перенеся действие современной части пьесы на 40 лет вперед и сместив некоторые акценты, они получили совершенно новое произведение.
Этот сюжет знают все: инженер Шурик изобретает машину времени, открывает портал в прошлое и меняет местами царя Ивана Грозного и его двойника и тезку — управдома Ивана Буншу.
Большинство эпизодов комедии снимали в Москве. Жилье Шурика расположилось в доме 13, строении 1 на Новокузнецкой улице. В начале 1970-х это была современная новостройка, окруженная переулками и скверами. На первом этаже работал магазин радиотоваров — именно в нем Шурик покупал новые транзисторы.
«Ух, красота-то какая! Лепота!» — приговаривает перенесшийся в 1970-е годы Иван Грозный, любуясь панорамой Москвы. Здесь Гайдай пошел на хитрость: перед царем с балкона многоэтажки на Новокузнецкой улице открывается вид Калининского проспекта (сейчас — Новый Арбат). Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть дух времени: Калининский проспект — широкий, с новыми домами, магазинами и кафе — олицетворял новый облик города.
С какими районами и конкретными домами могли бы быть связаны остальные герои комедии? Андрей Клюев уверен, что квартирный вор Жорж Милославский (Леонид Куравлев), отправившийся вместе с управдомом в XVI век, скорее всего, снимал бы жилье у своих знакомых где-нибудь в Лианозове или Щукине. Тогда там было много старых деревянных бараков, где можно было бы укрыться от милиции.
Режиссера Карпа Якина Андрей Клюев поселил бы либо в доме сотрудников «Мосфильма» (улица Можайский Вал, дом 6), либо на улице Черниховского (дом 5).
«Якин — режиссер, как и Гайдай. Сам Леонид Иович тоже жил на улице Черниховского, — говорит Андрей Клюев. — А вот безымянной пассии Якина, которая хвалится некой Галочке свалившейся на нее удачей, нашлось бы место, думаю, в комнате у родственников. Допустим, в доме 5 на Ростовской набережной, это красивое место».
Безымянная героиня Натальи Кустинской могла бы быть актрисой или только учиться на нее. В таком случае она жила бы в общежитии ГИТИСа (Трифоновская улица, дом 45б) или Щукинского училища (Хорошевское шоссе, дом 9).