Вестибюль
«В Курске сравнение вокзала с городскими воротами или въездной триумфальной аркой уже не метафора, а прямое указание на организующий принцип структуры здания. Центральный объём, приближающийся по форме к кубу, трактован в виде грандиозной триумфальной арки. Снаружи триумфальная арка, внутри – четыре арки «на все четыре стороны» на перекрестье двух путей» Это цитата из книги «Архитектор Игорь Явейн. Полный каталог проектов. 1923–1980», и она сразу вводит нас в суть дела: сегодня мы расскажем об одном из самых красивых зданий Курска – железнодорожном вокзале. Поверьте, оно того стоит (тем более что сейчас идёт комплексная реконструкция всего вокзального комплекса). И уезжая или возвращаясь в родной город, вы сможете посмотреть на привычный вокзал уже другими глазами. Жизнь первая. Пассажирский дом Всё началось в XIX веке. Реформа 1861 года позволила России сделать качественные перемены в развитии экономики. Курский историк Галина Чурилова в книге «Курский край в истории Отечества» пишет, что «пореформенное развитие во многом определялось строительством железных дорог, связавших российскую глубинку с крупными политическими и торгово-промышленными центрами России». В 1866 году было основано частное акционерное «Общество Курско-Киевской железной дороги». И уже в 1868 году открылось движение по железной дороге Москва – Курск. Галина Александровна сообщает: «Всего к 1880 году через губернию проходили три железные дороги, две – шоссейных, 99 – грунтовых». А первое здание железнодорожного вокзала в Курске построили в 1869–1870 годах по проекту Эдуарда Карловича Левенштерна. Архитектор был родом из Санкт-Петербурга, но несколько лет работал в Курске и оставил богатое творческо-строительное наследство. Эдуард Карлович построил в Курске здание женской гимназии (сегодня это Курский государственный университет), здание губернского казначейства и почтовой конторы, мужской гимназии, Вознесенскую церковь в Рыльске. И это далеко не полный перечень. Ну и самое главное строение – здание станции Ямской. Показательно, что кирпич для строительства нашего первого вокзала поставляли именно курские купцы-заводчики Ветровы (из Ямской слободы) и Ишунины (владельцы кирпичных заводов на улице Хуторской). Между прочим, вначале здание железнодорожных станций называлось в России «Пассажирский дом». Привычное для всех сегодня слово «вокзал» вошло в обиход позднее. «Словарь русского языка», составленный Вторым отделением Императорской Академии наук в 1891 году, в первом томе сообщает нам: «Вокзал (англ. Vauxhall): 1. Место публичных увеселений. 2. Путевой двор, дебаркадер, строение, где собираются пассажиры для отъезда». Среди пассажиров, побывавших на Курском вокзале, было немало и знаменитых персон. Курский историк и краевед Александр Николаевич Манжосов составил перечень известных представителей власти, которых с 1869-го по 1941 год принимал наш Пассажирский дом: императора Николая II (дважды) и его брата Михаила Александровича, Лейбу Бронштейна (Троцкого), Николая Бухарина, Михаила Калинина, Феликса Дзержинского, Иосифа Сталина (четырежды). В 1941–1943 годах бывали на Курском вокзале и знаменитые полководцы – Ерёменко, Рокоссовский, Черняховский. С первых дней Великой Отечественной войны коллектив вокзала принимал раненых и беженцев, уезжавших на Восток с Украины, Белоруссии, из Прибалтики. Раненым красноармейцам оказывалась помощь прямо в залах, кормили в вокзальных буфетах. В июле 1941 года многие работники вокзала станции Курск стали бойцами Кировского полка народного ополчения. Оставляя город в ноябре 1941 года, красноармейцы взорвали ряд помещений вокзала. Александр Николаевич в одной из статей рассказывает, что «уже к весне 1942-го оккупанты смогли восстановить здание». Оно служило как для нужд пассажиров (в основном, конечно, немецких военнослужащих), так и для хранения больших запасов пищевой соли. Отступая в феврале 1943 года, гитлеровцы взорвали правое крыло. Но основные разрушения пришлись на весну и лето, когда немцы остервенело бомбили Курский железнодорожный узел. Десятки крупных бомб попали в здание вокзала. Исторический экскурс Чуть отвлечёмся от военной темы и сделаем небольшой экскурс в историю Курска. Железнодорожная станция в нашем городе долгое время называлась «Ямская». Дело в том, что Курск был одним из немногих, в котором существовало внутригородское железнодорожное сообщение. Железнодорожную ветку в центр города начали строить в 1874 году, закончили летом 1878 года. И на улице Херсонской (сейчас Дзержинского) была торжественно открыта пассажирская и товарная станция «Город Курск». Вот так и получилось, что вокзал при городской станции назывался «Курским», а вокзал станции получил название «Ямской». В 1934 году после образования Курской области Ямской вокзал был переименован в «Курск» («Курск-Главный»), а городская станция прекратила принимать пассажиров и стала исключительно товарной. В 1968 году городская железнодорожная ветка и вовсе была разобрана. Но название «Ямская» осталось в литературе. Помните у Самуила Маршака в стихотворении «Вот какой рассеянный» (написано в 1930 году): Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Потянулся и сказал: «Что за станция такая – Дибуны или Ямская?» А с платформы говорят: «Это город Ленинград». Жизнь вторая. Героическая В ноябре 1943 года в Курске был построен временный деревянный вокзал, который служил до 1949 года. Автор проекта, разумеется, неизвестен. Да и был ли он вообще в то время – проект? Стояли иные задачи. Перед Курской битвой немцы массированно бомбили железные дороги. Но наше командование делало ставку как раз на железнодорожников. В отличие от битвы под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге именно поезда должны были осуществлять основную часть всех перевозок. И железнодорожники не подвели. Свидетельством тому стала победа в Курской битве. В годы Великой Отечественной войны за боевые и трудовые подвиги почти 60 курских железнодорожников были награждены правительственными наградами. В их числе три Героя Советского Союза, ещё четверо – Герои Социалистического Труда. Знаков «Почётный железнодорожник» удостоены более 130 работников железной дороги, 17 человек получили такие знаки дважды. И не случайно новый вокзал, который ещё предстояло построить, станет архитектурным памятником как железнодорожникам – участникам битвы на Курской дуге, так и всем героям Курской дуги. Так, грандиозная дуга арки главного входа интерпретируется как аллегорическое изображение как раз великой битвы на Курской дуге. На здании вокзала появятся барельефы и тематические «напоминания», например, щиты с названиями наиболее отличившихся воинских частей. Будет установлен настенный рельеф с картой Курской битвы. На авторском экземпляре проекта вокзала Сталин начертал резолюцию: «Покрасить в тёмно-красный цвет – цвет запёкшейся крови!». Летом 2003 года чиновники пассажирской службы Московской железной дороги, как отмечает Александр Манжосов, решили перекрасить здание в зеленовато-бирюзовый цвет. Но память о павших героях Огненной дуги удалось сохранить в неприкосновенности. Жизнь третья. Образец авангарда Так уж получилось, но автором третьего здания Курского вокзала стал также уроженец Санкт-Петербурга Игорь Георгиевич Явейн – профессор архитектуры, по чьим проектам было построено свыше 100 вокзалов. Но Курский вокзал был его любимым детищем. Возможно, потому, что очень непростым было как проектирование, так и строительство. Игорь Георгиевич был убеждённым архитектором-конструктивистом. Он так и не принял псевдоклассический историзм сталинского ампира. Ампир – это монументальность, величие власти. Конструктивизм – это стиль, порождённый Октябрьской революцией, смысл которого заключался в том, что надо творить полезные и удобные вещи для «нового» человека. Уход Явейна в транспортную архитектуру был попыткой сохранить свои архитектурные принципы, мотивируя их спецификой транспортных сооружений. Сын архитектора Олег Явейн в книге «Архитектор Игорь Явейн. Полный каталог проектов. 1923–1980» пишет: «Самые тяжёлые испытания выпали на долю архитектора на завершающей стадии рабочего проектирования и в ходе строительства. Власти стремились во что бы то ни стало удешевить строительство и в то же время украсить (или, как говорили тогда, «обогатить») архитектуру здания. Лицевой кирпич и естественный камень были отменены. На внешних фасадах те же формы решено было воспроизводить в штукатурке. Из интерьеров изымался мрамор, и в то же время здание «обогащалось» лепным декором. Ситуация достигла предельного накала, когда на фасадах вместо плоских барельефов появились типичные для сталинской эпохи круглые скульптуры, вроде тех, что во множестве устанавливались тогда в парках и садах. Архитектор называл их «фигурками людей, гуляющих по карнизу», в официальных бумагах характеризовал их как «антихудожественные», а в устных выступлениях просто как «пошлятину». Дело дошло до того, что автор проекта отказался подписать заключение правительственной комиссии о приёмке здания». И всё же завершение было благополучным. И Явейн всегда считал, что, несмотря на все внешние вторжения, его замысел в Курске в целом всё же был реализован. В чём же новизна замысла? Об этом в курской прессе практически ничего не писали. Поэтому воспользуемся вышеупомянутой статьёй сына великого архитектора и вкратце передадим суть. Почти все эксперты и архитекторы, выбиравшие лучший проект вокзала для Курска, отмечали, что Явейном предложен «новый тип планировки вокзала». Новизна сразу обращала на себя внимание транспортников, однако не специалист и тогда, и тем более сегодня, глядя на простой кирпичный прямоугольный объём с арками и анфиладой внутри, просто не может вообразить, а в чём же состоит эта новизна. Есть новаторские проекты вокзалов того же Явейна конструктивистского периода, такие как многоуровневый вокзал-мост на «стыке семи видов транспорта», включая самолёты на крыше-палубе, – это действительно «новый принцип планировки вокзала». А что нового в Курске? Проект курского вокзала – прямое продолжение тех же экспериментов и исследований непересекающихся пассажиропотоков и целостных пространств, позволяющих мгновенно ориентироваться и попадать в нужное место, не пересекая пути других. Думаем, большая часть пассажиров, побывавших на нашем вокзале, согласится с этим обобщением: не заблудишься… В смысле функционально-пространственного решения Курский вокзал – дитя архитектуры авангарда, причём рождённое в эпоху её ниспровержения и запрета. В пору конструктивизма Явейн выдвинул принцип вокзала как «сооружения, через которое проходят», как «стыка» различных видов транспорта и направлений движения. Основным распределительным пространством в вокзалах тех лет служил конкорс – обширный распределительный зал, устраиваемый между платформами, спусками в тоннели и основными помещениями вокзала, служащий для организации пассажиропотоков, направленных к входам и выходам. В Курске архитектор предложил иной вариант конкорса, представляющего собой срединное пространство, размещённое под вестибюлем на перекрестье коммуникаций, связанное как с привокзальной площадью, так и с пандусами, ведущими в тоннели к платформам, а также с кассами, багажными помещениями и проч. Такой конкорс (от английского concourse – площадь, к которой сходятся несколько улиц) максимально приближен к своему исходному смыслу. Но размещена эта внутренняя «площадь-перекрёсток» не рядом с основными помещениями вокзала, не между ними, а под ними – в цокольном этаже и ниже. В Курском вокзале сразу обращает на себя внимание главный вход, оформленный в виде грандиозной (на весь фасад) арки-портала. «Центральный объём здания, приближающийся по форме к кубу, трактован в виде грандиозной триумфальной арки», – писал Игорь Явейн о внешней форме здания. А вот о том же изнутри: «Главный вестибюль вокзала трактуется как парадный вестибюль города и решён в виде четырёхсторонней триумфальной арки, один портал которой ведёт в город, другой – на первую платформу, а два остальных – на лестницы, ведущие в пассажирский тоннель, соединяющий здание с промежуточными платформами». В общем, наш вокзал – это не просто здание, а «дитя авангарда», «образец конструктивизма», «новаторский проект». Закончим же нашу краткую историю словами Александра Манжосова: «В нашем городе уже никого не удивишь новыми архитектурными творениями, но вокзал и сегодня радует глаз курян и гостей города красотой, монументальностью и соразмерностью форм. А ещё он очень удобный и тёплый. Когда возвращаешься из дальних странствий, сердце успокаивается – ты приехал домой…» Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников