Войти в почту

Может ли бывшее кладбище помешать строительству метро в центре Нижнего Новгорода?

Вокруг участка улицы Горького рядом с площадью Свободы, где полным ходом идёт строительство новой станции метро, стали появляться зловещие слухи. Местные жители судачат, что раньше в этом месте было кладбище. И опасаются, что при глубоких раскопках будут потревожены останки людей, похороненных 100 лет назад. Действительно ли подобная проблема существует и способна ли она повлиять на строительство метро? В этом мы и попытались разобраться. Ушли под землю По словам жителей дома № 1 по улице Ванеева, прошлое регулярно напоминает о себе мрачными находками. «При коммунальных авариях рабочие, которые начинали копать, не раз находили части оград, гробниц, а ещё человеческие кости и черепа, – рассказывают они. – Рабочие делали свою работу и уезжали. Копали они неглубоко, а что же будет, когда сюда придут метростроители и начнутся настоящие раскопки – даже боимся предположить»… Как говорят историки, происхождение этих страшных находок вполне объяснимо. «Ещё в 1830‑е годы нижегородский купец Василий Арясов купил участок на окраине города под церковь и кладбище при ней для погребения единоверцев», – рассказала нам известный церковный историк, краевед Ольга Дегтева. Единоверческое кладбище находилось на Преображенской площади. Сейчас это участок в границах улиц Ванеева, Горького, Ошарской и Белинского. «Официально кладбище было закрыто постановлением Особого совещания Горьковского горисполкома от 13 апреля 1922 года ввиду того, что оно перегружено и находится в центре города, – рассказывает Ольга Дегтева. – Однако погребения здесь продолжались в старые могилы». В 1935 году храм был закрыт. В здании разместился архив МВД, а в начале 60‑х годов прошлого века церковь решили снести. В итоге на месте церкви и кладбища началось строительство жилых домов и здания научно-исследовательского института. Вышли на «Свободу» По словам историков, весь центр Нижнего Новгорода в районе улицы Белинского и прилегающие к ней улицы в буквальном смысле стоят на костях. Раньше это была окраина города и здесь находилось несколько кладбищ. Самое известное и большое среди них – Петропавловское. Это сейчас в парке Кулибина прогулочные дорожки и лавочки, детский городок. А раньше здесь была похоронена значительная часть населения Нижнего Новгорода, в том числе видные деятели. Например, Иван Кулибин, бабушка Максима Горького – Акулина Ивановна. Кладбище просуществовало вплоть до 1937 года, после чего, как и многие погосты в то время, было ликвидировано. Рядом – на улице Ашхабадской – располагалось старое Еврейское кладбище. В 1940 году его также решили ликвидировать. Родственникам похороненных там людей предложили перезахоронить их останки в другом месте за свой счёт. На месте могил вырыли котлован под фундамент трикотажной фабрики «Чайка». А в 1995 году, при строительстве рядом с фабрикой жилого дома, по некоторым данным, из котлована фундамента здания выкопали множество костей и черепов. «В советское время отношение людей к вопросам кладбищ и захоронений изменилось, многие погосты были ликвидированы, уничтожены», – говорит Ольга Дегтева. Так что, по сути, строительство метро ничего не нарушает и ведётся на месте, где уже задолго до этого проводились раскопки. «Кладбище было нарушено ещё при строительстве химического института, на этапе закладки фундамента, – рассказывает доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, архитектор-реставратор Елена Кармазина. – Да, это можно назвать кощунством – строить на костях. Но на строительство метро, думаю, это никак не повлияет. Тем более захоронения расположены неглубоко, не глубже двух метров». Это подтверждают и сами строители будущих станций нижегородской подземки. «Археологические работы ведутся согласно проектной документации, прошедшей государственную экспертизу по обследованию указанной территории, – сообщили нам в Главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде. – На сегодняшний день случаев обнаружения архифактов не обнаружено». А значит, открытию двух новых станций – «площадь Свободы» и «Сенной» – ничего не помешает. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что около будущего котлована метро на Сенной смонтировали пятиметровую эстакаду для теплотрассы.