Директор НИИ «Мостранспроект» Владимир Титов в программе «Город дорог». 20.10.2022
Столичный трамвай — это не только самый эффективный городской наземной транспорт по скорости, по вместимости, по комфорту, но он ещё один из самых любимых среди москвичей. Все любят ездить в нём, наблюдать город снаружи, как текут улочки и красивые дома. А.СОЛОВЬЁВА: У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. Это программа «Город дорог». И у нас сегодня в гостях директор НИИ «Мостранспроект» Владимир Титов. Здравствуйте, Владимир. В.ТИТОВ: Добрый день. А.СОЛОВЬЁВА: Очень рада вас видеть в нашей студии снова. В.ТИТОВ: Взаимно. А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы будем сегодня о развитии московского трамвая. Владимир, что сейчас из себя представляет столичный трамвай? В.ТИТОВ: Столичный трамвай — это не только самый эффективный городской наземной транспорт по скорости, по вместимости, по комфорту, но он ещё один из самых любимых среди москвичей. Все любят ездить в нём, наблюдать город снаружи, как текут улочки и красивые дома. Именно поэтому мы сейчас развиваем пассажирские сервисы, безопасность, инфраструктуру для того чтобы увеличивать популярность трамвая, для того чтобы развивать сеть и чтобы трамвай становился всё более и более популярным и таким пассажироёмким. Сегодня в столице почти 40 трамвайных маршрутов, на которые каждый день к нам приходят 500 тысяч пассажиров. И протяжённость трамвайной сети в Москве составляет 157 километров. Это самая крупная трамвайная сеть в Европе. Мы можем по праву этим гордиться. И далее, наверное, поговорим о подвижном составе, где гордость переполняет нас как лидеров по этому парку подвижного состава. Так вот два последних года, в 2020 и 2021 году московская трамвайная сеть становилась победителем международной британской премии Global Light Rail Awards. Это крупнейшая премия в области легкорельсового транспорта. И за эту награду каждый год соревнуются лучшие трамвайные системы городов со всего мира. Это такой настоящий «Оскар» в сфере транспорта. И победа в номинациях «Самая развивающаяся система» и «Проект года» только доказывает, что мы действительно растём в качестве. Для нас это большая гордость. Поэтому мы любим трамвай так же сильно, как и наши пассажиры. А.СОЛОВЬЁВА: В 2021 году московские трамваи передали в ведение метрополитена. Уже почти два года будет с этого момента. Что за это время изменилось, и для чего вообще это было сделано? В.ТИТОВ: Общая наша цель — это сделать передвижение по городу на трамвае надёжнее и качественнее. Именно для этого те самые высокие стандарты качества инфраструктуры и подвижного состава, которые показывает метро, мы теперь реализуем и в части трамваев. Это, в первую очередь, путь трамвайный, который имеет такую же колею, как у метрополитена, и применяются аналогичные технологии. И, соответственно, подвижной состав, который тоже является рельсовым. Один из ключевых результатов — это смена формата проведения ремонтных работ на путях. Если раньше участки трамвайной сети закрывались на ремонт на длительный срок, это были целые месяцы, когда пассажиры испытывали неудобства и пользовались временными автобусами вместо трамваев, иногда даже по другой траектории, по другому маршруту, несмотря на наличие альтернативного маршрута, это всё равно не очень удобно. Автобусы не могут полноценно компенсировать движение трамваев. Поэтому теперь ремонтные работы проходят почти всегда только по выходным и в ночные окна. Это один из главных результатов передачи трамвая Московскому метрополитену. Так, по будням мы полностью сохраняем привычные маршруты. В эти дни ими пользуется большая часть пассажиров, так что они даже не замечают каких-то серьёзных изменений. А.СОЛОВЬЁВА: Вместе с тем в столице продолжается благоустройство, капитальный ремонт трамвайных путей. Что меняется? В.ТИТОВ: Меняется общий подход. Метрополитен уходит от практики масштабных регулярных ремонтов. Ранее ремонт делался строго в нормативные сроки вне зависимости от состояния пути, что было неэффективно и требовало регулярных и масштабных ограничений движения. Теперь капитальный ремонт с полной перекладкой полотна и основания выполняется только там, где это действительно требует состояние пути. В остальных случаях мы делаем локальные работы в ночные окна. Строители меняют стрелки, укладывают новые рельсы и шпалы, сваривают стыки путей, как, например, это было сделано в Щукине. И с начала года на трамвайных путях сварили почти три тысячи стыков. Уровень шума после ремонта заметно снизился, на 20%. Становится не только комфортнее ехать в салоне трамвая, без лишнего шума и тряски, но и жить поблизости от путей. Благодаря бесшумным рельсам стука колёс почти не слышно. Где-то месяц назад, например, у нас в субботу был объезд с Ликсутовым Максимом Станиславовичем, начальником метрополитена Козловским Виктором Николаевичем и мы попробовали найти стык на рельсах. А.СОЛОВЬЁВА: И вы его не нашли. В.ТИТОВ: Так вот вы не поверите, это было, во-первых, очень непросто, во-вторых, когда начальник метро показал, что вот это сваренный стык, я просто там не увидел разницу и я не увидел шва. Я очень удивлялся тому, насколько это действительно работает, и это очень важно для местных жителей. Кроме того, что мы делаем бесстыковые рельсы, свариваем их таким образом, помимо этого, мы за год обновили 16 километров путей. Мы уложили почти 14 тысяч шпал и заменили 35 стрелочных переводов и пересечений на более современные, более тихие и более надёжные стрелки. А.СОЛОВЬЁВА: Где сейчас в городе идёт ремонт и благоустройство трамвайных путей? В.ТИТОВ: Основные работы по ремонту и благоустройству продолжаются в районах таких, как Останкино, Тушино, Строгино и Перово. Стараемся проводить работы с минимальным негативным влиянием для пассажиров, естественно. Хочу отметить, что, помимо ремонта и благоустройства, мы активно занимаемся развитием трамвайной сети, то есть новым строительством. Так, в 2024 году планируем к открытию новую линию на проспекте Академика Сахарова, которая соединит уже существующие трамвайные пути на Комсомольской площади с путями у метро «Чистые пруды», сделав прямую связь. Новый участок создаст дополнительные связи через весь город от, например, Метрогородка в Чертаново или от Новогиреева до метро «Университет» можно будет благодаря этому соединению проехать без пересадки. Появятся такие два больших диаметральных трамвайных маршрута примерно по 30 километров каждый. Ну и также появится прямая связь между вокзалами Ленинградским, Казанским, Ярославским с Павелецким вокзалом. Ну и плюс ещё один новый участок появится в Таганском районе, он пройдёт по улице Сергия Радонежского и примкнёт к уже существующим трамвайным путям на площадях Рогожской заставы и Андроньевской. И этот маршрут позволит разгрузить Калининскую линию метро, так как с «Шоссе Энтузиастов» пассажиры смогут доехать до Курского вокзала, не пользуясь подземкой. Ну и плюс новые линии трамвайные также планируются в Чертанове, в Ивановском районе, в Измайлове, но не ранее 2025 года. А.СОЛОВЬЁВА: У вас обширные довольно планы по развитию сети. Как ещё меняется инфраструктура? Что делается для удобства пассажиров? В.ТИТОВ: Совместно с нашими коллегами из Департамента капремонта города Москвы мы активно занимаемся строительством новых приподнятых платформ для трамвайных остановок. Это ещё одна мера, которая помогает улучшить комфорт пассажиров в части именно захода в сам подвижной состав. На таких остановках уровень покрытия пола, можно так сказать, земли совпадает с уровнем пола трамвайного вагона. Значит, нужно прилагать меньше усилий, делаешь всего лишь один шаг с платформы и ты уже внутри трамвая. Особенно это удобно для москвичей старшего возраста, пассажиров с велосипедами, крупным багажом, родителей с детскими колясками и маломобильных пассажиров с ограниченными возможностями. Что особенно важно? Эти приподнятые платформы делают дорожное движение безопаснее, так как пассажирам не приходиться выходить на проезжую часть. А.СОЛОВЬЁВА: Сколько остановок уже оборудовано вот такими платформами? Я знаю, что у нас на Новокузнецкой улице, вот рядом с редакцией, уже есть такие платформы. В.ТИТОВ: Да, мы за последние месяцы по мере благоустройства открыли уже более 40 таких платформ, в том числе, как вы сказали, на улицах Новокузнецкая, на Кожевнической, на Дубининской, на Даниловском Валу, также на северо-западе Москвы, на Волоколамском шоссе и на востоке города, на шоссе Энтузиастов. Ну, а в общем, в этом году планируем обустроить около 50 таких удобных остановок, и всего на трамвайной сети столицы их станет около 350. А.СОЛОВЬЁВА: Это очень хорошее, удобное нововведение, полезное, в принципе, для всех. Я думаю, что никто не будет против. Недавно была информация, что в Москве начали укладывать бордюры вдоль трамвайных путей. Расскажите, пожалуйста, для чего это делают. В.ТИТОВ: Это так называемое обособление трамвайных путей, обособление бортовым камнем. Оно делает движение трамваев быстрее, стабильнее и безопаснее. Это не только защищает от выезда автомобилей на рельсы, но и исключает всякую возможность попадания автомобиля в габарит трамвая. Такая мера, во-первых, помогает уменьшить количество задержек трамваев из-за ДТП на путях, ну и, во-вторых, увеличивает скорость трамваев. К примеру, в Ростокинском проезде, где мы сейчас ведём работу по обособлению физическому трамвайного пути, за пять лет произошло почти 250 ДТП с участием трамваев, несмотря на то, что разметочная обособления там была. То есть разметка нанесена была, сплошная линия, которая показывает автомобилистам, что нельзя заезжать на трамвайный путь, но тем не менее это не позволяет в полной мере избежать ДТП. Поэтому во всём мире общепризнанной практикой является физическое обособление бортовым камнем. А.СОЛОВЬЁВА: Где сейчас укладывают вот эти бордюры? В.ТИТОВ: На первом участке работ, на улице Костякова в Тимирязевском районе, мы уже почти завершили данные работы и начали разграничивать путь и проезжую часть в Ростокинском проезде, как я уже сказал, и приступаем к работам на улице Свободы. Далее обособления будут делать на улице Лесная, Абельмановская, Красноказарменная, на Серпуховском Валу и многих других, потому как всего в программе 36 участков по всему городу, это порядка 25% общей трамвайной сети. А.СОЛОВЬЁВА: Владимир, вы отметили, что обособление путей помогает снижать задержки трамваев из-за ДТП. Как быстро повреждённый вагон возвращается обратно в депо после столкновения? В.ТИТОВ: После аварии повреждённый трамвай отправляется на ремонт в депо и примерно каждые два-три дня по одному возвращается на свой маршрут. Сейчас мы активно восстанавливаем повреждённые в ДТП вагоны. В большинстве случаев им требуется замена стёкол или бамперов. Но, к сожалению, 90% аварий на путях всё ещё происходят из-за невнимательности автомобилистов, которым мы продолжаем напоминать важную вещь: в районе трамвайных путей нужно быть предельно внимательным и соблюдать правила дорожного движения. При этом и пассажирам важно помнить о соблюдении правил безопасности внутри вагона. Так как ситуация на дорогах бывает разная, водители трамваев иногда оказываются вынуждены резко тормозить. Поэтому, чтобы избежать травмирования при падении в любой момент поездки в трамвае, обязательно необходимо держаться на поручни. А.СОЛОВЬЁВА: Я бы хотела добавить от себя, что пассажирам надо не только уметь вести себя внутри трамвая, но и даже переходить дорогу, выходя из трамвая, правильно. В.ТИТОВ: Всё верно. А.СОЛОВЬЁВА: Потому что, к сожалению, многие люди об этом забывают, хотя этому учат даже в школе. Вот в моё время этому учили даже в школе. Мы очень много говорили об инфраструктуре. Есть и другая важная тема, без которой невозможно обновление трамвайной сети, — это поставка новых вагонов. Можете рассказать, что здесь поменялось за последние годы? В.ТИТОВ: В этом году к нам поступили 43 новых так называемых трёхсекционных низкопольных вагона «Витязь-Москва». Они работают на маршрутах севера и северо-запада города и, собственно, из названия понятно, что они состоят из трёх секций, такие длинные красивые трамвайные вагоны. А.СОЛОВЬЁВА: Я правильно понимаю, что раньше в основном ходили двухсекционные, а сейчас сделали трёхсекционные? В.ТИТОВ: Раньше ходили сцепленные два односекционных вагона, что на самом деле является такой потерей полезного места для пассажиров в том самом месте сцепки. И себестоимость пассажира одного перевезённого гораздо выше, когда два таких вагона сцепляют, чем делать сплошной трёхсекционный вагон, который намного больше пассажиров перевозит, чем два односекционных, но по цене стоит примерно так же. А.СОЛОВЬЁВА: Сколько всего «Витязей» сегодня помогают москвичам добираться до нужных мест? В.ТИТОВ: С 2017 года мы начали закупку этих трамвайных вагонов «Витязь». Их поступило 464 вагона. Помимо них, ещё 40 односекционных вагонов «Львёнок» были закуплены Москвой. Они внешне выглядят ровно так же, как «Витязи», но имеют одну секцию. И такие вагоны работают на маршрутах с незначительной нагрузкой, где не нужны трёхсекционные вагоны. Помимо этого, мы уже сейчас формируем новую закупку на 150 односекционных вагонов для работы на маршрутах со средним и низким пассажиропотоком. При этом хочу сказать, что московский парк трамваев самый молодой в России и один из самых молодых в Европе. Ну, среди столичных больших сетей трамвайных он точно самый молодой. Потому что сегодня он обновлён на 95%, и к концу 2023 года мы ожидаем, что обновление будет полностью завершено на все 100%. А.СОЛОВЬЁВА: В чём главное преимущество современных «Витязей»? В.ТИТОВ: Мы поэтапно дорабатываем с производителем компоновку салона для комфорта пассажиров. Так, в последних «Витязях», 2021-2022 годов, установлено максимальное число посадочных мест, 70 мест. Получается, что с учётом стоящих пассажиров в одном трёхсекционном трамвае одновременно могут ехать до 260 человек, что в три раза больше, чем в обычном автобусе или электробусе. К тому же новые вагоны стали ещё удобнее, они оборудованы кондиционерами, в них есть разъёмы для зарядки мобильных устройств USB, мультимедийные экраны, есть места для инвалидных и детских колясок. В вагонах последней модели также установлены крепления для велосипедов. На дверях есть подсветка, которая предупреждает об окончании посадки, а также в салоне и кабине водителя у этих трамваев есть система климат контроля. А.СОЛОВЬЁВА: Я, кстати, знаю (к «Витязям» добавить), что оформление даже точно такое, как у метросоставов. В.ТИТОВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: В едином стиле всё это сделано. В.ТИТОВ: Да, именно так. А.СОЛОВЬЁВА: Владимир, как вы считаете, какое будущее вообще ждёт трамвай, вообще в принципе трамвай как вид транспорта? В.ТИТОВ: Помимо уже упомянутого развития сети на действующих линиях, мы планируем развивать и внедрять современные технологии, чтобы трамвайное движение в Москве стало ещё лучше. В ближайшие годы мы хотим провести тестирование беспилотного трамвая, скорректировать режим работы светофоров, чтобы наладить приоритетный проезд этого вида транспорта, и разработать программу реконструкции узлов трамвайной сети. А.СОЛОВЬЁВА: Владимир, ну, про трамваи вы рассказали максимально подробно, с ними мы сейчас закончим. Я знаю, что продолжается реконструкция Южного речного вокзала. Между прочим, многие путают Южный речной вокзал и Южный речной порт. В чём их разница? В.ТИТОВ: Да, это, кстати, большая такая проблема, так же как и Северный речной вокзал, у нас также есть и Северный речной порт. Надо понимать, что вокзал — он для пассажиров, а порт — он для грузовых судов. Если Северный речной вокзал и Северный речной порт находятся буквально в 100 метрах друг от друга, то есть граница к границе, то с Южными всё ровно наоборот, они находятся километрах в трёх друг от друга, на разных берегах реки. И поэтому перепутать их друг с другом становится больнее, если не туда приехать, например. Да, действительно, Южный речной вокзал — это наш сейчас максимально активный проект. Мы проводим там реконструкцию. Потому что Южный речной вокзал не функционировал почти 25 лет. В прошлом году мы запустили проект по реконструкции и сейчас уже на 95% завершили отделку фасада. Он не работал, потому что он был в запущенном состоянии. В 90-е годы он использовался как арендное помещение, как и, в принципе, много что и в городе, и в стране. Там в какой-то момент были ярмарки детских игрушек, склады, в общем… А.СОЛОВЬЁВА: Ну такой, по сути, рынок сделали. В.ТИТОВ: Да, да, такой рыночный функционал, но и то не во всех помещениях, большинство были заколочены, закрыты, и как вокзал он полноценно не работал. Как причал он работал, но, собственно, без помещения вокзала. Что хотим сделать сейчас? Хотим полноценный вокзал в том историческом виде, в котором он был. Первая цель — это восстановление истории. Поэтому уже привезли на реконструкцию шпиль, часы, компас, которые когда-то там были. Также привезли — такой интересный момент — скульптуры пяти морей. Это женские такие фигуры, женские скульптуры, которые висели первоначально на фасаде этого здания и символизировали пять морей, к которым, как известно, есть выход у Москвы, в том числе с этого вокзала. И когда мы проводили реконструкцию, с нами связался автор этих скульптур инициативно и помог нам восстановить их по старым чертежам, фотографиям и так далее, мы сейчас уже в течение месяца их вернём на фасад здания. Собственно, направления, в которые можно будет ездить с Южного речного вокзала, это центральные и южные города России, Поволжье. И мы надеемся, он будет таким братом Северного речного вокзала, на котором мы в 2020 году закончили реставрацию, реконструкцию и из которого сейчас активно идут круизные поездки и речные маршруты. По Южному речному вокзалу. Мы планируем не только сделать там пространство для ожидания круизов, но и также дополнить пространство для проведения досуга. Помимо то есть транспортной функции, там появятся функции рекреационные, это кафе, это зоны отдыха, это музей транспорта. Также будет сделана удобная вокруг транспортная составляющая, парковки для автомобилей, для туристических автобусов, для велосипедов, самокатов. Мы сделаем эксплуатируемую кровлю, с которой можно будет смотреть как на Москву-реку, так и с другой стороны, на красивый парк «Острова мечты», и будет открываться такая хорошая, красивая панорама. Поэтому мы надеемся, что Южный речной вокзал в скором времени будет восстановлен и станет новой точкой притяжения этого района, так же как Северный речной вокзал, сейчас это такой большой знаковый объект, это север Москвы. А.СОЛОВЬЁВА: Но это ещё и объект притяжения вообще для всех москвичей. В.ТИТОВ: Да, и не только москвичей. Потому что Северный речной вокзал после восстановления стал таким знаковым объектом и одной из главных достопримечательностей города. А.СОЛОВЬЁВА: Ну люди приезжают и просто посмотреть на всю эту красоту. В.ТИТОВ: Да. Да. А.СОЛОВЬЁВА: Полюбоваться. В.ТИТОВ: Здесь будет зона прогулочная, по которой можно будет гулять и с рядом находящимся парком, и сходить в «Остров мечты». Поэтому здесь тоже такой целый комплекс получается для отдыха людей. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое, Владимир. Я напомню, что у нас сегодня в гостях был директор НИИ «Мостранспроект» Владимир Титов. В.ТИТОВ: Спасибо. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое за интересную беседу. Обсуждали мы развитие московского трамвая и также поговорили о реконструкции Южного речного вокзала. Это была программа «Город дорог», Анна Соловьёва. Всем пока.