Войти в почту

Символизм и аллегория: какие образы советских тружеников можно найти на павильонах ВДНХ

На глазах у москвичей и туристов ВДНХ переживает практически второе рождение: здесь реставрируют павильоны, фонтаны, сажают деревья и цветы. Делается все, чтобы вернуть главной выставке страны ее блеск и историческую ценность.

Символизм и аллегория: какие образы советских тружеников можно найти на павильонах ВДНХ
© Mos.ru

Конечно же, неповторимый облик выставки создают и статуи трудящихся на крышах и фасадах павильонов. Источником вдохновения для советских архитекторов и скульпторов служили традиции Древней Греции и эпохи Возрождения. Однако на образах героев ВДНХ не могли не сказаться и требования тех лет.

Скульптуры можно назвать говорящими: они должны были подсказать гостям замысел и идею каждого павильона. Однако сегодня эти символы прошлого сами нуждаются в разъяснениях. Чтобы узнать о заключенных в них аллегориях и замысле скульпторов, отправляемся на прогулку с куратором музея ВДНХ Павлом Нефедовым.

Торжественные и бесстрастные

Один из первых вопросов, который возникает у посетителей ВДНХ, — почему самые распространенные образы на крышах и фасадах павильонов — тракторист и колхозница? Дело в том, что архитектурный ансамбль создавался в 1930-е и 1950-е годы, когда выставка была посвящена сельскому хозяйству и называлась Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (ВСХВ). Поэтому и большинство изображенных фигур — работники сельского хозяйства.

Еще одна особенность, которая бросается в глаза, — торжественные и бесстрастные выражения лиц советских тружеников.

«Фигуры производят впечатление монументальности, потому что расположены на высоте. Зритель видит их снизу, в необычном ракурсе. Поэтому перед скульпторами стояла непростая задача: найти особые позы и выражения лиц. Статуи должны были воплощать стабильность, спокойствие, вечность, казаться торжественными и величественными. И мастерам удалось, как мне кажется, передать эти ощущения», — говорит собеседник mos.ru.

Самая высокая пара и шедевры из бронзы

Облицованные смальтой золотого цвета статуи мужчины и женщины встречают посетителей ВДНХ на арке главного входа. Над головой они держат сноп пшеничных колосьев — символ богатого урожая. На мужчине — тяжелая куртка и круглые защитные очки механизатора. Театрально отведенная в сторону рука женщины приглашает пройти на ВДНХ.

До 1959 года скульптурная группа служила официальной эмблемой выставки — это композиция «Тракторист и колхозница» известного советского скульптора Сергея Орлова. В это же время он работал над памятником Юрию Долгорукому на Тверской улице.

«Это одна из двух самых высоких — восьмиметровых — скульптур выставки. Еще одна скульптурная пара такого же размера находится на крыше павильона “Космос”. Изготовлены обе композиции, как и большинство статуй, из армированного бетона. Лишь четыре работы на ВДНХ сделаны из более дорогой бронзы. Кстати, их изготовили на заводе художественного литья, который тогда был один на всю страну. Там же отливали и статуи для реставрации Петергофа после Великой Отечественной войны. Так что, можно сказать, бронзовые скульптуры на ВДНХ — сестры скульптур фонтана “Самсон” в Петергофе и других шедевров», — рассказывает Павел Нефедов.

Центральная скульптурная пара впервые появилась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в год ее открытия — в 1939-м. Однако в 1954 году композицию изменили: скульптуру «уменьшили» (ее высота стала 8,5 метра), облицевали смальтой, и она заняла центральное место на арке главного входа. Более того, изначально тракторист одной рукой держал сноп пшеницы, а другой поддерживал колхозницу за талию. В обновленном варианте руку с талии убрали: теперь обе руки тракториста поддерживают большой позолоченный сноп колосьев, который сделан в технике медной выколотки.

В 2017–2018 годах знаменитую пару на арке главного входа отреставрировали. Специалисты провели работы с восстановлением утраченных элементов через декомпановку по золотой смальте на бетонных статуях, и они засияли еще ярче, а также восстановили сноп и покрыли его позолотой.

Проходя дальше, к павильону № 1 «Центральный», можно увидеть уникальные для выставки композиции работы скульптора Георгия Мотовилова, изготовленные из бронзы. Архитекторы павильона в середине 1950-х годов вдохновились башней Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и расположили четыре шестиметровые скульптурные группы по углам второго яруса. Колхозник, одетый в рубашку с вырезом без пуговиц, заправленную в брюки, держит сноп пшеницы на плече и указывает вдаль. Его спутница в широкой блузе с короткими рукавами и юбке с узором по подолу в виде ромбов опирается также на сноп и держит в руке еще один. Поднятая рука мужчины у каждой из групп указывает на одну из сторон света. Фигуры символизируют достаток и изобилие, которые должно было обеспечить сельское хозяйство каждому в советской стране.

Специалисты бережно отреставрировали бронзовых работников полей и обновили их внешний вид в 2017–2018 годах.

«Бронзовые скульптуры требуют тщательного ухода: необходимо удалять с них естественные наслоения, которые возникли за десятки лет из-за атмосферного влияния, загрязнения воздуха. Для этого используют только специальные средства, не содержащие щелочи или кислоты», — объясняет Павел Нефедов.

Родина-мать «в золоте» и советские сибиряки

Если пройти по Центральной аллее, то справа от фонтана «Дружба народов» можно найти еще одну пару из тракториста и колхозницы. Они расположились на павильоне № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР», здесь находится Дворец госуслуг).

Две парные группы на боковых портиках создали скульпторы Павел Бондаренко и Павел Кениг. Женщина в простом длинном платье держит в одной руке раскрытую книгу (по-видимому, о сельском хозяйстве), а другой опирается на сноп. Мужчина в комбинезоне и рубашке с закатанными рукавами сжимает рычаг муфты сцепления. Эта деталь в середине прошлого века производилась на Челябинском тракторном заводе. Такой же рычаг — у статуи на крыше павильона «Космос».

«Скульптурное оформление павильона символизирует процветание крестьянской экономики и тягу советских людей к труду и знаниям. Голова девушки не покрыта, как и у большинства статуй на ВДНХ. Это указывает на современность и социальную независимость советской женщины», — отмечает Павел Нефедов.

Собирательные образы советских сибиряков можно встретить на фасаде павильона № 68 «Армения». Как они там оказались? На самом деле, павильон первоначально назывался «Сибирь», поэтому на его фасаде можно увидеть обутого в унты охотника с собакой и добытым зверем, механизатора в круглых очках и с разводным ключом, колхозницу со снопом на плече, женщину-животновода в национальном якутском или эвенкийском костюме, которая держит в руках барана, агронома в костюме с галстуком и листами записной книжки и шахтера из Кузбасса в каске, с фонарем и отбойным молотком.

Далее по Центральной аллее сложно пройти мимо золоченой статуи на башне павильона № 18 «Электротехника» (бывший павильон «Белорусская ССР»), который и сейчас передан Белоруссии. Скульптура работы Андрея Бембеля, одного из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость», выполнена из бетона, облицованного золотой смальтой. Чаще всего ее называют «Родина-мать» и связывают с символикой победы в Великой Отечественной войне. Женщина с венком на голове держит сноп и еще один венок, которым символически награждает советский народ и выражает признательность воинам за спасение. У подножия башни выстроилась в ряд «свита» золотой статуи — пять изображений тружеников республики меньшего размера: доярка, агроном, колхозница, охотник и механизатор.

Традиционные для ВДНХ мужская и женская фигуры работников сельского хозяйства украшают и павильон № 26 «Транспорт». В середине 1950-х годов он назывался «Земледелие», тогда статуи отражали его специализацию. Работа скульптора Льва Писаревского символизирует неразрывную связь науки с практикой. Празднично одетая женщина в правой руке держит тетрадь и лупу, а левой придерживает большую охапку колосьев. В руках мужчины в комбинезоне — карта земельных участков.

Эмансипированная и «несоветская» колхозницы

Следующая колхозница на нашем пути, можно сказать, не простая, а эмансипированная. Восьмиметровая золоченая фигура женщины со штурвалом комбайна «Сталинец-4» красуется на одной из башен-пилонов павильона № 34 «Космос», который раньше назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». На другой башне расположился мужчина-тракторист с рычагом гусеничного трактора.

«Образ девушки — отголосок специальной пропагандистской компании СССР под лозунгом “Женщины — за штурвал комбайна!”» — рассказывает Павел Нефедов.

Над золочеными трактористом и комбайнеркой павильона «Космос» также поработали реставраторы. Они очистили золотистую мозаику и заменили ее там, где это было необходимо.

Прогулка по ВДНХ подходит к концу у павильона № 422 «Главкондитер», где можно отдохнуть и перекусить. В этом строении в 1950-е годы работали магазин и кафе, а сейчас располагается ресторан. Здание украшено высокой ротондой, под куполом которой в изящной позе стоит одетая в легкое платье девушка с корзиной фруктов. В правой руке она держит виноградную гроздь, на лице — чуть уловимая улыбка. Возвышенной утонченностью девушка напоминает античную богиню. Подобную образно-пластическую легкость скульптору Марианне Ярославской диктовала архитектура павильона, выполненного в духе парковых построек классицистических ансамблей.

«Это менее официальная часть выставки, поэтому девушка изображена более свободно. Если для воплощения статуй парадной части ВДНХ выбирали самых официальных, проверенных и заслуженных авторов, то для украшения павильона отдыха выбрали Марианну Ярославскую, дочь известного советского партийного деятеля Емельяна Ярославского. Она училась искусству лепки в Женевской школе изящных и промышленных искусств и посещала студию испанского скульптора Викторио Мачо — создателя монументов в парках и садах Мадрида», — объясняет Павел Нефедов.

Мы рассказали только о тех статуях, которые были отреставрированы, и посетители ВДНХ могут оценить их красоту и изящество. А многие интересные скульптуры пока скрыты от глаз гостей выставки. К примеру, сейчас реставрируют две парные скульптурные композиции павильона № 59 «Зерно». Они изображают представителей рабочего класса и интеллигенции центральных областей. Также ведутся работы по обновлению скульптуры на павильоне № 51 «Мясная промышленность» — знаменитого бойца с быком. Статуи вновь предстанут перед посетителями выставки, когда завершатся реставрационные работы.

Возрождение легенды: как проходит реставрация павильонов ВДНХ История ВДНХ: как открывали главную выставку страны